В Государственном музее истории показали «Несбывшийся Петербург»

Государственный музей истории Санкт-Петербурга открыл в Петропавловской крепости выставку «Несбывшийся Петербург. Архитектурные проекты начала ХХ века», которая стала первой в серии показов, посвященных 100-летию своего предшественника — Музея города.

В Государственном музее истории показали «Несбывшийся Петербург» | РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Главное достоинство этой небольшой выставки — около 50 графических листов и фотографий из собраний ГМИ СПб, Музея Академии художеств и Музея Александра Суворова — состоит в том, что, рассказывая о событиях столетней давности, она постоянно напоминает о дне сегодняшнем. О том, что такое транспортные вызовы мегаполиса, контекстность архитектуры, градостроительные ошибки...

Куратор выставки Людмила Кирикова умышленно ограничилась коротким, но ярким периодом начала прошлого века. Как заметил на вернисаже Владимир Лисовский, известный историк петербургской архитектуры, то время принято называть Серебряным веком русской культуры, а для архитектуры оно было золотым веком, богатым на самые разнообразные идеи, на проекты новых типов зданий и сооружений.

На вопрос «Санкт-Петербургских ведомостей», о чем он жалеет как о нереализованном, а чему, напротив, радуется, что не состоялось, Лисовский ответил так. Жаль, что не был построен неоклассический музей Ивана Фомина на Тучковом буяне. Хорошо, что не появилась Городская дума на Михайловской (ныне пл. Искусств) площади. Она бы совершенно исказила уже сложившийся к тому времени ансамбль. Сложное отношение — к проекту здания Государственной думы на Марсовом поле архитектора Владимира Суслова. Лисовский — большой почитатель русского стиля, в котором выполнен этот проект, но масштабы здания слишком велики даже для такой большой территории.

Кстати, архитектурный конкурс на проект здания для Государственной думы был объявлен в 1906 году, то есть вскоре после Манифеста 17 октября 1905 года о ее создании. Первую премию на конкурсе получил проект Александра Дмитриева (на снимке). В итоге Дума поселилась в Таврическом дворце, но тема нового здания обсуждалась до 1917 года.

Некоторые из представленных проектов у многих, что называется, «на глазу». Кроме проекта Ивана Фомина на Тучковом буяне, это проект стадиона на Ватном острове Владимира Покровского и Иеронима Китнера. О них часто говорят в связи со строительством на этом месте «судебного квартала».

В последние годы вспоминают идеи создания петербургского метрополитена на эстакадах инженеров Петра Балинского и Мэрри Вернера. На выставке можно увидеть архитектурные фантазии — эстакада у Знаменской площади (ныне — пл. Восстания), станции метро «Балтийский вокзал» и «Таврический сад», созданные Николаем Каразиным и другими художниками.

Гораздо меньше известно о конкурсе 1912 года на новое здание Николаевского (ныне — Московского) вокзала. Александр Бенуа называл вокзал Константина Тона «грубой провинциальщиной». На выставке представлены три очень разных проекта тогдашних архитектурных звезд — Федора Лидваля, Ивана Фомина и Леонтия Бенуа.

Интересным был проект оперного театра на 2250 мест в Александровском парке ныне полузабытого архитектора Александра Староборовского. Намыть землю на Стрелке Васильевского острова и построить там концертный зал в стиле модерн предлагали Владимир Чагин и Василий Шене.

Существовал революционный план засыпки Екатерининского канала (ныне — канал Грибоедова) и создания бульвара от Невского проспекта до Спаса-на-Крови. На том месте, где сейчас находится аникушинский памятник Пушкину, должен был стоять монумент Александру II...

Все эти проекты и прожекты отправила в архивы революция 1917 года.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 171 (6270) от 17.09.2018 под заголовком «Как много Дум наводит он».


Комментарии