Как матросы Ушакова работали художниками

На научной конференции по сохранению культурного наследия, которая состоялась в Академии художеств, внимание публики привлекло сообщение Вадима Зуева, хранителя европейской скульптуры академического музея. Ему удалось найти документы, которые указывают на то, что русские моряки - участники Средиземноморского похода адмирала Федора Ушакова создавали слепки с рельефов римской колонны Траяна.

Как матросы Ушакова работали художниками | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

В Музее Академии художеств хранятся 29 плит, в которые вмонтированы слепки с колонны Траяна. Основная часть находится в постоянной экспозиции. В музейных документах об этих предметах говорится скупо: в 1801 году поступило 36 плит.

Судьба семи плит остается невыясненной. Кроме того, даже беглое изучение имеющихся плит показывает их разное художественное качество. Например, «Два воина» сделаны из хорошего гипса умелой рукой профессионала. В то же время на некоторые плиты хаотично, без всякой логики смонтированы слепки с изображениями голов - германцы, сарматы и другие участники битв против армий римского императора Траяна. Они сделаны неумелой рукой, имеют следы вощеной бумаги.

Вадим Зуев предположил, что плиты происходят из двух источников. Качественные - из собрания венецианского аббата Филиппо Фарсетти, его коллекция скульптуры была приобретена Павлом I. Что касается остальных, то помимо низкого качества они сделаны с рельефов, которые расположены не выше 5 метров от основания 38-метровой колонны. Иными словами, для снятия слепков были построены небольшие леса в одном месте. Куда могла дотянуться рука копииста, там оригинал покрывался маслом, потом к нему прикладывалась бумага и на нее лепился гипс. Получалась форма с «негативным» изображением. Затем ее снимали и заливали гипс для получения «позитива». Тут же на месте получившийся слепок монтировали на плиту.

Сопоставляя дату приобретения коллекции Фарсетти - 1800 год - и время Средиземноморского похода адмирала Ушакова (1798 - 1800), Зуев решил поискать в Российском государственном архиве ВМФ документы, которые могли бы пролить свет на эту историю.

Нельзя сказать, что к бумагам по походу Ушакова не прикасалась рука исследователей. Но их обычно интересует «большая» история, в том числе сложные отношения России и Англии как партнеров по антинаполеоновской коалиции. Зуев обратил внимание на отчет Петра Балабина, командира десанта русских моряков, о том, что они провели в Риме два месяца. Среди прочего строили леса и снимали слепки. Трудно предположить, что в команде боевого корабля могли быть художники. Поэтому моряки обходились своими силами.

По словам Зуева, его сообщение - результат самого первого «погружения» в архивные документы, надо искать другие подтверждения этой версии о происхождении слепков. На вопрос «Санкт-Петербургских ведомостей», зачем Павлу Первому понадобились копии рельефов с римской колонны, установленной в 113 году н. э., историк пояснил следующее. Павел дважды поднимался на колонну Траяна (внутри существует винтовая лестница). Он хотел реализовать замысел Петра I, который намеревался установить копию колонны Траяна в Петербурге в честь победы при Полтаве. По эскизам Растрелли-старшего на Литейном дворе было сделано несколько медных отливок с рельефами.

Павел, почитавший прадеда, установил ему памятник перед южным фасадом Михайловского замка. Растрелли изобразил Петра I в римской тоге, что выглядело старомодным, но напоминало о триумфах масштабов легендарных античных полководцев. Оставалось установить копию колонны Траяна на северной стороне от замка, получился бы законченный ансамбль.

Судьба решила иначе.

#моряки #история #документы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 232 (6341) от 12.12.2018 под заголовком «Как матросы Ушакова работали художниками».


Комментарии