Как Бонни и Клайд по мукам ходили

На канале «НТВ» состоялся показ сериала «Хождение по мукам» по мотивам трилогии Алексея Николаевича Толстого.

 Как Бонни и Клайд по мукам ходили | Чем больше сериал набирал обороты, тем чаще в кадре оказывались второстепенные персонажи.

Чем больше сериал набирал обороты, тем чаще в кадре оказывались второстепенные персонажи.

Содержание многостраничного произведения советского классика авторы экранизации «уложили» в 12 серий, показанных за полторы недели, в один вечер публика могла увидеть сразу две серии. Вроде бы привычная схема премьерного показа любого сериала, которой нынче трудно удивить телезрителей. Однако в случае с данной премьерой она обернулась определенными издержками. Все-таки перед нами были не очередные «ментовские войны», а версия одного из ключевых произведений литературы ушедшего века.

Анонсировали эту работу как экранное произведение, посвященное 100-летию Октябрьской революции. После псевдоисторических сериалов про Парвуса и Троцкого, испеченных, будто праздничный пирог, к юбилею, «Хождение по мукам» ожидалось как серьезная работа. Порукой служило имя режиссера Константина Худякова, чей фильм «Успех» до сих пор с удовольствием вспоминают любители кино со стажем. Было понятно, что постановщику придется вступать в борьбу за современного зрителя категории «от 18 до 40», который вряд ли читал трилогию Алексея Толстого и видел две ее киноверсии - 1957 и 1977 годов.

Трудность была еще и в том, что сам текст трилогии не выглядит вполне гармоничным, так как Толстой творил его на протяжении двух десятков лет, когда обстоятельства его жизни менялись кардинальным образом. А если учесть, что трилогия «Хождение по мукам» чаще всего воспринималась как история исканий и борений русской интеллигенции на сломе эпох, то станет очевидной смысловая и идеологическая нагрузка, порою подминающая под себя сюжет и характер знаменитой книги.

Автор сценария сериала Елена Райская - драматург опытный, вместе с Худяковым они сделали сериал «Однажды в Ростове», который вызвал споры, но пользовался зрительским успехом. Ее же перу принадлежит сценарий телесериала «Таинственная страсть» по мотивам книги Василия Аксенова, также породивший бурные споры. И сериал «Хождение по мукам» обозначен как произведение «по мотивам», что во многом определило художественный результат. Но бури страстей этот результат не вызвал, хотя второстепенные персонажи романа вдруг выросли в полноправных главных героев, некоторые ключевые эпизоды и фабульные повороты оказались отброшены за ненадобностью, а вместо них появились непонятные и бессмысленные с точки зрения развития характеров сцены. Все это можно принять, если бы в сериале существовало главное - развитие характеров и судеб четверки центральных героев, про которых Толстой и сочинил свою трилогию.

К счастью, в сериале присутствуют все они: сестры Булавины - Катя (Юлия Снигирь) и Даша (Анна Чиповская), их возлюбленные - Рощин (Павел Трубинер) и Телегин (Леонид Бичевин). Кастинг кому-то нравится, кому-то нет, но хотелось бы сказать не об актерах, а о том, что стало определяющим в восприятии этой экранной работы. История двух влюбленных пар поначалу развивалась согласно роману. Однако чем больше сериал набирал обороты, тем чаще в кадре оказывались непонятные персонажи. Зачем, например, было превращать историю грабежей Жадова (Андрей Мерзликин) в сквозной сюжет? И почему футуристка Лиза Расторгуева стала вдруг его напарницей? Понимаю, что нынче без Светланы Ходченковой, которая играет эту роль, не обходится ни один проект, но не могу взять в толк, для чего же в данном случае понадобились такие трансформации. Ведь получилось, что вместо драмы духовных поисков внимание зрителя переключают на эпизоды народных бунтов, батальные сцены, грабежи и убийства...

Сериал превратился в некое подобие свойственных каналу «НТВ» криминальных программ и сериалов. Главные герои при этом затерялись в толпе террористов, грабителей и бандитов, а гибель в перестрелке пары Жадова - Лизы стала чуть ли ни кульминацией всего сериала. Этакие Бонни и Клайд времен Гражданской войны. Аналогичная история с гипертрофированным разрастанием роли случилась и с поэтом Бессоновым (Анатолий Шагин), которому волею авторов продлили жизнь до последней серии, превратив его чуть ли не в центрального персонажа (потом все-таки «заставили» застрелиться, за кадром). Судьбы главного квартета героев потерялись в гангстерско-приключенческой мешанине. И чем ближе к финалу подходил сериал, тем и сестры, и их возлюбленные становились больше похожими друг на друга. А ведь у каждого из них был свой путь, своя дорога в ту новую Россию, куда привела их авторская воля Алексея Толстого. У создателей телефильма, видимо, иной взгляд на эти разные судьбы. И почему-то мне кажется, что спрос на книгу «Хождение по мукам» после премьеры ее телеверсии несильно возрастет.

#«Хождение по мукам» #Константин Худяков #премьера

Комментарии