Из Петербурга в Токио: история одной выставки

Впервые художественная выставка направилась из России в страну восходящего солнца в 20-х годах прошлого столетия. О том, как это было, вспоминают «СПб ведомости».

Из Петербурга в Токио: история одной выставки | Кузьма Петров-Водкин. Анна Ахматова. Эскиз к портрету. 1922. РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Кузьма Петров-Водкин. Анна Ахматова. Эскиз к портрету. 1922. РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Выставка «Русские опять в моде», которая открылась в Музее Ахматовой в Фонтанном доме, рассказывает о малоизвестной странице советско-японских отношений. 80 лет назад в Токио открылась выставка «Искусство новой России». Как заметил на вернисаже Масанори Фукусима, генеральный консул Японии в Петербурге, и в его стране об этом событии подзабыли. Поэтому речь идет о взаимном узнавании.

Интересна история проекта 1927 года. За два года до этого были установлены дипломатические отношения между СССР и Японией, тогда же договорились об обмене выставками. Начинать должна была советская сторона, но подготовка, несмотря на покровительство наркомпроса и ВОКС (Всесоюзное общество культурных связей с заграницей), шла вяло. Художники под разными предлогами отказывались давать работы, организаторы не очень понимали, что будет интересно японскому зрителю.

В начале 1927 года куратором назначили Николая Пунина, работавшего тогда заведующим отделом новейших течений Русского музея. За три месяца он, используя дружеские связи с художниками и коллекционерами, собрал около 300 картин и графических листов, созданных 70 художниками. Они были дополнены книгами, киноплакатами, палехскими шкатулками. Пунин не взял в Японию ни любимый им русский авангард, ни работы набиравших силу соцреалистов. Возможно, он учитывал внутреннюю ситуацию с искусством в СССР, которая сложилась на тот момент. Не исключено, что пытался угадать предпочтения японцев. Центром выставочного проекта стали картины Петрова-Водкина, Архипова, Кончаловского, Серебряковой, Фалька, графика Митурича, Лебедева, Тырсы.

Уже в марте эшелон отправился во Владивосток, по дороге попал в железнодорожную аварию, но люди пострадали не сильно, а вагоны с произведениями и вовсе остались на рельсах. 15 мая выставка открылась в Токио, затем было короткое турне в Осаку и Нагою.

Японская публика встретила выставку со сдержанным интересом. С одной стороны, в стране были сильны старые художественные традиции, с другой - продвинутые зрители знали парижских постимпрессионистов, которые повлияли на многих русских художников. Поэтому ремарка «русские опять в моде», использованная Пуниным в одном из писем из Японии, скорее, преувеличение.

Но мощное рекламное сопровождение проекта было обеспечено крупнейшими японскими СМИ. На нынешнем показе представлен журнал «Асахиграф»: на центральном развороте помещена статья о выставке и воспроизведен портрет Анны Ахматовой кисти Кузьмы Петрова-Водкина. Пунин отправил этот экземпляр Ахматовой, позже она подарила его Николаю Тырсе.

Выставка в Фонтанном доме построена как диалог личного и общественного, культур русской и японской. Первая часть проекта - фотографии, сделанные Пуниным в Японии, это была его единственная заграничная поездка, да еще в страну, которой он интересовался много лет. Фотографии принадлежат наследникам и Музею Ахматовой. Здесь же кимоно, шкатулки и другие сувениры, привезенные Пуниным для родственников. Набором «бабочек» он пользовался сам.

Вторая часть выставки - 63 произведения, которые 80 лет назад побывали в Японии, сейчас они находятся в собрании Русского музея. Здесь как знакомые многим «Новгородцы» Петра Кончаловского, «Девушка» Абрама Архипова, «Снежинки» Зинаиды Серебряковой, так и малоизвестные картины «Озеро. Швейцария» Елены Бебутовой и «Урал» Надежды Удальцовой.

Акварельный эскиз к портрету Ахматовой (на снимке) хранится в частном собрании. Как и многие фотографии, он выставляется впервые.

Светлана Грушевская, куратор выставки, сообщила «Санкт-Петербургским ведомостям», что, используя японский каталог 1927 года и машинописный список работ, сделанный Пуниным в ходе подготовки проекта, ей удалось проследить дальнейшую судьбу произведений. Они разошлись по музеям и частным собраниям, местонахождение нескольких десятков неизвестно.

Музей Анны Ахматовой посвятил выставку 130-летию со дня рождения Николая Пунина.

Материал был опубликован в газете под № 107 (6216) от 19.06.2018 под заголовком «Как Ахматова попала в Японию».

#Япония #выставка #Русский музей #Ахматова

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?