Из Петербурга в Токио: история одной выставки

Впервые художественная выставка направилась из России в страну восходящего солнца в 20-х годах прошлого столетия. О том, как это было, вспоминают «СПб ведомости».

Из Петербурга в Токио: история одной выставки | Кузьма Петров-Водкин. Анна Ахматова. Эскиз к портрету. 1922. РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Кузьма Петров-Водкин. Анна Ахматова. Эскиз к портрету. 1922. РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Выставка «Русские опять в моде», которая открылась в Музее Ахматовой в Фонтанном доме, рассказывает о малоизвестной странице советско-японских отношений. 80 лет назад в Токио открылась выставка «Искусство новой России». Как заметил на вернисаже Масанори Фукусима, генеральный консул Японии в Петербурге, и в его стране об этом событии подзабыли. Поэтому речь идет о взаимном узнавании.

Интересна история проекта 1927 года. За два года до этого были установлены дипломатические отношения между СССР и Японией, тогда же договорились об обмене выставками. Начинать должна была советская сторона, но подготовка, несмотря на покровительство наркомпроса и ВОКС (Всесоюзное общество культурных связей с заграницей), шла вяло. Художники под разными предлогами отказывались давать работы, организаторы не очень понимали, что будет интересно японскому зрителю.

В начале 1927 года куратором назначили Николая Пунина, работавшего тогда заведующим отделом новейших течений Русского музея. За три месяца он, используя дружеские связи с художниками и коллекционерами, собрал около 300 картин и графических листов, созданных 70 художниками. Они были дополнены книгами, киноплакатами, палехскими шкатулками. Пунин не взял в Японию ни любимый им русский авангард, ни работы набиравших силу соцреалистов. Возможно, он учитывал внутреннюю ситуацию с искусством в СССР, которая сложилась на тот момент. Не исключено, что пытался угадать предпочтения японцев. Центром выставочного проекта стали картины Петрова-Водкина, Архипова, Кончаловского, Серебряковой, Фалька, графика Митурича, Лебедева, Тырсы.

Уже в марте эшелон отправился во Владивосток, по дороге попал в железнодорожную аварию, но люди пострадали не сильно, а вагоны с произведениями и вовсе остались на рельсах. 15 мая выставка открылась в Токио, затем было короткое турне в Осаку и Нагою.

Японская публика встретила выставку со сдержанным интересом. С одной стороны, в стране были сильны старые художественные традиции, с другой - продвинутые зрители знали парижских постимпрессионистов, которые повлияли на многих русских художников. Поэтому ремарка «русские опять в моде», использованная Пуниным в одном из писем из Японии, скорее, преувеличение.

Но мощное рекламное сопровождение проекта было обеспечено крупнейшими японскими СМИ. На нынешнем показе представлен журнал «Асахиграф»: на центральном развороте помещена статья о выставке и воспроизведен портрет Анны Ахматовой кисти Кузьмы Петрова-Водкина. Пунин отправил этот экземпляр Ахматовой, позже она подарила его Николаю Тырсе.

Выставка в Фонтанном доме построена как диалог личного и общественного, культур русской и японской. Первая часть проекта - фотографии, сделанные Пуниным в Японии, это была его единственная заграничная поездка, да еще в страну, которой он интересовался много лет. Фотографии принадлежат наследникам и Музею Ахматовой. Здесь же кимоно, шкатулки и другие сувениры, привезенные Пуниным для родственников. Набором «бабочек» он пользовался сам.

Вторая часть выставки - 63 произведения, которые 80 лет назад побывали в Японии, сейчас они находятся в собрании Русского музея. Здесь как знакомые многим «Новгородцы» Петра Кончаловского, «Девушка» Абрама Архипова, «Снежинки» Зинаиды Серебряковой, так и малоизвестные картины «Озеро. Швейцария» Елены Бебутовой и «Урал» Надежды Удальцовой.

Акварельный эскиз к портрету Ахматовой (на снимке) хранится в частном собрании. Как и многие фотографии, он выставляется впервые.

Светлана Грушевская, куратор выставки, сообщила «Санкт-Петербургским ведомостям», что, используя японский каталог 1927 года и машинописный список работ, сделанный Пуниным в ходе подготовки проекта, ей удалось проследить дальнейшую судьбу произведений. Они разошлись по музеям и частным собраниям, местонахождение нескольких десятков неизвестно.

Музей Анны Ахматовой посвятил выставку 130-летию со дня рождения Николая Пунина.

Материал был опубликован в газете под № 107 (6216) от 19.06.2018 под заголовком «Как Ахматова попала в Японию».

#Япония #выставка #Русский музей #Ахматова

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.