Как Виктор Сухоруков в прошлое вернулся. Завершились съемки комедии «Пять процентов»

В Петербурге завершились съемки комедии «Пять процентов» с Юрием Стояновым и Виктором Сухоруковым в главных ролях. В режиссерском кресле — Дмитрий Светозаров (автор, например, сериала «Преступление и наказание» по роману Достоевского, «крестный отец» «Агента национальной безопасности»). Он и написал историю про двух художников, оказавшихся на обочине жизни. «Санкт-Петербургские ведомости» побывали на «Ленфильме» в один из последних съемочных дней. О своей новой работе нам рассказал народный артист РФ Виктор СУХОРУКОВ.

Как Виктор Сухоруков в прошлое вернулся. Завершились съемки комедии «Пять процентов» | Фото Алины Гороженко/предоставлено съемочной группой

Фото Алины Гороженко/предоставлено съемочной группой

Фальшивый Нахимсон

Вот сейчас мы с вами находимся на кухне так называемой мастерской скульптора, роль которого играет мой однокурсник уникальный актер Юрий Стоянов. Вы только представьте себе — мы вместе учились в ГИТИСе. Он был самым юным на курсе, а я самым взрослым, мы даже жили в одной комнате в общежитии. Но за полвека так и не довелось встретиться на съемочной площадке вот так, на равных. И вдруг повезло — Дмитрий Светозаров свел нас вместе. И мы играем в тандеме двух антиподов. Юра — Николая Фомича Феропонтова, всеми забытого скульптора, а прежде лауреата всяческих премий. А я — бездарного художника Костю Крохина, в советское время сделавшего себе имя неформала.

Мне кажется, что я давно, а может, и никогда не играл такие роли. Это русский мужичок, прохиндей, который притворился Нахимсоном и в свое время, наследив здесь, кинулся в Израиль какими‑то темными тропами. А когда он почувствовал, что здесь пахнет деньгами, он снова нырнул в эту жизнь. А дальше то, что происходит, я очень надеюсь, публику и позабавит, и порадует, и даст возможность погрустить, поразмышлять. Может, мой Нахимсон и мошенник, приспособ­ленец, карьерист и авантюрист. Но он не преступник и вызывает сочувствие — прожил неоднозначную жизнь, искал дом, любовь, родину, но так и не смог найти. Очень содержательная роль. Сегодня это большая редкость — когда предлагают сыграть такой образ, с биографией, с судьбой, с интригой.

Трудности старта

Надо сказать, эта картина далась нелегко. Два года назад Дмитрий Светозаров позвонил мне и сказал: «Витя, есть роль в пару с Юрой Стояновым». Мы, как порядочные, нарядились, пришли на питчинг. И там наши же коллеги судили-рядили, плели интриги, вздыхали, шептались: «Дать денег — не дать, благословить или нет». Не благословили! Я тогда удивлялся: «Как это может быть?». Казалось, что удача отвернулась от нас.

Но проходит какое‑то время, Светозаров мне звонит и говорит: «Вить, снова иду на питчинг. Только я уже не поеду. Может, ты запишешь видео для процедурной комиссии?». Я так и сделал — принарядился и записал обращение: «Уважаемая процедурная комиссия, дайте встретиться с однокурсничком на экране, с Юрой Стояновым. Дайте денег, и мы снимем вам вот такую историю! Не пожалеете!». Наверное, услыхали. Поддержали. И сегодня мы в пути, вместе с замечательной командой художников, гримеров, оператором Глебом Климовым, настоящим творцом, и всей нашей актерской братией сочиняем историю, которая, надеюсь, зрителям будет интересна.

Союз со Светозаровым

Впервые с Дмитрием Светозаровым я встретился три десятка лет назад, когда пробовался у него в фильме «Арифметика убийства», в котором главную роль сыграла великая Зинаида Шарко. Та роль, на которую меня пробовал Светозаров, в итоге досталась уникальному петербургскому актеру Сергею Бехтереву. Пройдут годы, и Митя признается мне: «Я ведь почему тебя тогда не утвердил — ты был настолько остер, колюч, настолько типажно понятен, что зритель бы с первого кадра понял, кто есть кто, и тогда исчезла бы интрига».

Светозаров был прав, и тем радостнее, что он не забывал обо мне, наблюдал за тем, что я делал на протяжении этих десятилетий. И спустя целую жизнь снова позвал. Конечно же, я за ним помчался. И потому, что это Светозаров, и потому, что мой партнер — Юра Стоянов, и потому, что уникальный сценарий, и потому, что Светозаров дал мне возможность вернуться в Петербург. В этот «город, знакомый до слез», город, который когда‑то меня принял, но не полюбил. Поэтому мне пришлось уехать из него, но я все равно его обожаю и счастлив сюда приезжать.

Возвращение в советскую молодость

И этот павильон на «Ленфильме» вернул меня в прошлое. Вообще то, что в «Пяти процентах» создает коман­да под руководством художника-постановщика Елены Жуковой, — отдельная история. Жукова — уникальный мастер, она работала и с Алексеем Германом, и с Александром Сокуровым. Глядя на ее работу, я вдруг понял, что в нашем гламурненьком, при­украшенном кино есть и другое. Меня вдруг погрузили в такой мир, что дух захватывает. Недавно снимали комнату моего героя в Тель-­Авиве. Нам не удалось поехать в Израиль, и это не страшно! После съемок сцены в тель-авивской квартире я вышел и даже, признаюсь, немножко потерялся: а где я?

А какую она создала мастерскую героя Стоянова! В ней все кричит: здесь живет именитый прежде скульптор, но которого уже все давно забыли. И сейчас он одиноко проживает среди своих истуканов, которыми украшали улицы и площади наших городов.

Когда я вошел в этот павильон, у меня екнуло сердце. Я вспомнил 1989 год, съемки сцены в мастерской скульптора в фильме «Бакенбарды». Как Юрий Мамин меня, тогда совсем никому не известного, никудышного, худого, страшного, завел в мир кино, дав главную роль. И вот сейчас снова, на этот раз уже постаревший, обнародившийся, умудренный опытом, я снова оказался в мастерской старого скульптора. Я вдруг почувствовал, как молодею от воспоминаний. Оказывается, радостные воспоминания, обогащенные какими‑то образами, не угнетают человека, не пригибают его к земле, наоборот, окрыляют, говорят: «Живи, вспоминай и знай, что у тебя это было!». Я вновь услышал свою юность, вспомнил свои надежды. Мне вдруг показалось, что вот сейчас открою дверь, выйду, а там, за порогом — советские пельменные, пирожковые, котлетные. Вспомнил вкус напитка своей молодости — портвейна того времени — «Агдама», «Три семерки»… И все это благодаря художникам, которые так талантливо, внимательно к мельчайшим деталям создали мир нашего советского прошлого, застывшего в этой мастерской.

Смех сквозь слезы

Режиссер называет свою картину трагикомедией. Я бы назвал ее авантюрной комедией. Потому что в ней есть и элементы детектива, и тема мошенничества — кто кого надул, кто кого объегорил. Не секрет, что не только народ, но и прокуроры любят плутов и мошенников, тем более тех, кого поймать не могут. В этой стихии плутовства и мошенничества есть элемент метаморфозы, игры. А все, что связано с игрой, любой — карточной, житейской, актерской, — притягивает и будоражит. Но в «Пяти процентах» есть и романтика, и столкновение поколений. Хорошая история. Очень хочется надеяться, что у Мити Светозарова все сложится и нам удастся наше настроение, вибрации смеха, любви, радости, озорства передать через экран зрителям.

P. S. Остается добавить, что Дмитрий Светозаров обещает закончить картину к середине лета, так что мы сможем ее увидеть уже осенью. «Если, конечно, все пойдет по плану», — заговаривает режиссер судьбу.

Подготовила Ольга МАШКОВА

#фильм #съемки #кино

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 61 (7390) от 06.04.2023 под заголовком «Как Виктор Сухоруков в прошлое вернулся».


Комментарии