Как превратить уху в аквариум. Со дня рождения Николая Акимова – 120 лет
Сегодня исполняется 120 лет со дня рождения художника и театрального режиссера Николая Павловича Акимова.
ФОТО из архива редакции
На фасаде Театра Комедии, который носит его имя, до сих пор сохраняется придуманная им затейливая буква «К». Такой своеобразный символ акимовского стиля – гротеск, харaктерность и шаржированная заостренность образа в сочетании с изяществом, идущим от Серебряного века. Мстислав Добужинский, создавший образ непарадного Петербурга рубежа столетий, слома времени, был одним из его учителей. А еще его учили Александр Яковлев и Василий Шухаев, чей двойной портрет в костюмах Арлекина и Пьеро – один из символов той эпохи, что закончилась «Маскарадом» Мейерхольда в Александринке: премьера совпала с началом Февральской революции.
Эта драгоценная серебряная ниточка была в руках Николая Акимова, он разматывал ее в своем творчестве, осыпал серебряными блестками учеников. Спас захиревший Театр Комедии в 1935-м от закрытия и за год превратил его в один из самых ярких в Ленинграде. И с перерывами (вынужденными – его увольняли «за формализм и космополитизм») руководил им несколько десятилетий.
Искусствовед Лариса Скобкина в своей книге о ленинградской культуре 1950 – 1980-х годов много пишет об Акимове и его влиянии на развитие искусства нашего города. Она приводит его фразу: «Мы должны превратить уху в аквариум». То есть оживить искусство, почти задохнувшееся в панцире социалистического реализма. И он – оживлял, делая прививку традиций «Мира искусства» и русского авангарда. Он сформировал вокруг себя круг учеников, когда в 1954-м начал преподавать в Ленинградском театральном институте имени Островского, где основал художественно-постановочное отделение. Среди его учеников – Марина Азизян и Эдуард Кочергин.
На сцене театра Акимов поставил и оформил спектакли: «Собака на сене», «Валенсианская вдова» Лопе де Вега, «Двенадцатая ночь» Вильяма Шекспира. А его спектакли «Тень» и «Дракон» по пьесам Евгения Шварца, с которым дружил и сотрудничал, которому в шутку предлагал должность «душа театра», стали легендами. Вот уже несколько десятилетий «Тенью» Театр Комедии открывает сезон. Сейчас спектакль идет в режиссерской версии Татьяны Казаковой.
Акимов сам создавал афиши к своим спектаклям. Он говорил, что театр начинается с афиши. До сих пор они висят на главной лестнице, по которой публика поднимается в театр.
Память о Мастере в Театре Комедии чтят. К 120-летию со дня его рождения сегодня здесь откроется выставка «Николай Павлович Акимов: режиссер, художник, фотограф». Как рассказали в театре, погружение в мир Акимова начнется с порога. На лестнице театра в сопровождении аудиоэкскурсии развернется экспозиция театрального плаката, важную роль в формировании которого сыграл Акимов. Поднявшись в фойе партера, зрители увидят эскизы декораций, костюмов и грима, блистательные, очень точные, подчас шаржированные портреты работы Акимова. На выставке покажут макеты, созданные Николаем Павловичем к постановке различных спектаклей. Они только что вернулись из реставрационных мастерских.
В фойе будет транслироваться акимовский телеспектакль «Пестрые рассказы» по мотивам произведений Антона Чехова. Впервые Акимов предстанет в качестве фотографа. Можно будет ознакомиться с его оригинальными фотографиями из семейного архива, предоставленными театру дочкой мастера Анной Николаевной Юнгер.
По традиции, заведенной когда-то самим Николаем Павловичем, в день его рождения, 16 апреля, театр всегда показывает капустник. В прошлом году из-за пандемии коронавируса не удалось этого сделать. На этот раз все должно получиться, обещают много шуток, смеха, радости.
В театре сейчас готовится премьера – Виктор Крамер ставит «Льва Гурыча Синичкина» по знаменитой пьесе Бонди. Проект был задуман полтора года назад. Но работу притормозил вирус. И вот наконец репетиции возобновились. Премьера намечена на конец мая.
В честь 120-летия Акимова в театре прошла акция «Паспорт юного акимовца».
Обладатель документа получит ряд привилегий и возможность проявить свои таланты – художественные и литературные. За каждое посещение спектакля, рисованную афишу к спектаклю или рецензию ставится штамп. Наличие 5 штампов дает право бесплатного посещения спектакля, 8 штампов – подарок от театра, а 10 штампов – экскурсия в закулисье...
Из кодекса юного акимовца, который прилагается к паспорту:
«Акимовец любит театр. Акимовец ходит в театр регулярно. Акимовец знает, кто такой Николай Павлович Акимов». Думаю, многие из нас – тоже акимовцы, и неважно, сколько нам лет. Какими бы ни были внешние обстоятельства жизни, смех всегда помогает превращению ухи в аквариум.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 67 (6905) от 16.04.2021 под заголовком «Как превратить уху в аквариум».
Комментарии