Как достичь просветления. Фестиваль медиаискусства «Киберфест» стартовал в Петербурге

В большом выставочном зале Академии им. Штиглица открылся 12-й международный фестиваль медиаискусства «Киберфест». В нем принимают участие 60 художников из 12 стран. Основной выставочный проект называется ID и посвящен идентификации человека в компьютеризованном мире.

Как достичь просветления. Фестиваль медиаискусства «Киберфест» стартовал в Петербурге | «Св. Себастьян 24 часа в сутки». ФОТО АВТОРА

«Св. Себастьян 24 часа в сутки». ФОТО АВТОРА

Как поясняет Елена Губанова, художница и сокуратор фестиваля, «в обыденном мире человечество вроде бы решило проблему с идентификацией. Мы имеем паспорта и свидетельства о рождении, оставляем отпечатки пальцев, множим селфи, раздаем визитки, заполняем таблички с авторизацией и так далее. Наши машины и механизмы, гаджеты и кофеварки имеют номера и штрихкоды. Все учтено и все под контролем. Однако именно художники продолжают задавать себе и обществу бессмертные вопросы: «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?».

Центром выставки стала кинетическая инсталляция Анастасии Крохалевой и Дениса Перевалова «Демоны второй природы». Авторы спрашивают зрителя: «Может ли человек считаться полноценным обитателем второй природы, если он ее создатель?». Искусственный газон с ядовито-зелеными пластиковыми растениями колеблется за счет шести моторов, управляемых искусственным интеллектом (нейросетью). Кроме того, сеть улавливает звуки из зала, трансформирует их и выдает в виде совершенно других шумов. Этот продукт искусственного интеллекта несет хаос или созидание? Художники честно признаются, что не знают ответа.

Так же, как не знают его Елена Губанова и Иван Говорков, создавшие интерактивный объект «Просветленный». Это машинка, напоминающая тренажер по академической гребле, на борту которого установлен механический лотос. После пяти циклов гребли цветок должен открыться (а гребец - достигнуть просветления). Но только если это позволит сделать встроенный в тренажер компьютер. Таким образом, роль нирваны играет машинная программа.

Анна Франц идет еще дальше и ставит под сомнения нынешние увлечения законом больших чисел в инсталляции «Союз художников». Согласно этому закону, совместное действие большого числа случайных факторов приводит к результату, не зависящему от случая. Еще в XVI веке длина английского фута по указу короля была определена как среднее арифметическое длины ступни первых 16 человек, выходящих из церкви от заутрени в воскресенье. Франц установила шесть видеокамер (их могло быть больше), направленных в пространство зала и связанных с самописцами. Но, как ни трудятся машины, это только аккуратные ученические рисунки.

Итальянская группа MASBEDO, наоборот решила поиздеваться над человеческим тщеславием. Видео «Хрупкое» показывает, как молодой человек решил пройтись по музейным залам классического искусства с пожилым павлином. Птица не может передвигаться самостоятельно, ее приходится нести на руках, оберегая хрупкие перья. С другой стороны, авторы утверждают, что павлин является образом самого искусства, требующего защиты.

Александр Теребенин в инсталляции «Святой Себастьян 24 часа в сутки» находит новый выразительный способ осудить общество потребления. Он нашел выщербленную доску для метания ножей с мишенью в виде условного очертания человека. Этот реди-мейд (любимая техника художника) стал образом святого Себастьяна. К доске приделано примитивное светодиодное табло с бегущей строкой, обычно используемое для рекламы дешевых магазинов. Табло беззаботно сообщает о том, что демонстрация трагедии святого Себастьяна происходит безостановочно - 24 часа в сутки.

#фестиваль #выставка #современное искусство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 217 (6570) от 19.11.2019 под заголовком «Как достичь просветления».


Комментарии