К дню рождения Шостаковича в Мариинском театре исполнили все симфонии композитора

Их исполнил Валерий Гергиев и оркестр Мариинского театра — событие поистине уникальное.

К дню рождения Шостаковича в Мариинском театре исполнили все симфонии композитора | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Помимо самих симфоний в прог­раммы добавились инструментальные концерты, а на сцене Мариинского-2 прошли две оперы композитора — «Нос» и «Леди Макбет Мценского уезда». В целом получился монографический фестиваль Шостаковича. Валерий Гергиев уже исполнял этот цикл в прежние годы и с оркестром Мариинского театра, и с Лондонским симфоническим, но никогда до этого симфонии не звучали в столь сжатом временном формате, практически за 15 дней. История нашей страны со всеми ее драматическими событиями будто поднялась за страницами партитур и произвела неизгладимое впечатление на слушателей.

Симфонии распределились на девять концертов, причем как вечерних, так и дневных, так что побывать на всех слушателям было совсем не просто. Все было исполнено на высоком уровне, ведь оркестр Мариинского театра находится в фантастической форме и каждый музыкант — солист. Но все же были свои пики в этом цикле, где прозвучали сочинения как широко известные (кто в нашем городе не знает Седьмую симфонию и знаменитую тему нашествия), так и редкие, сложные для исполнения, с солистами и хором. Тон циклу задал первый вечер, в котором прозвучали Первая, Вторая и Третья симфонии.

Первая, написанная двадцатилетним композитором, по признанию современников, будто открыла новую страницу истории симфонической музыки. После премь­еры в Ленинграде в 1926 году ее исполнили за рубежом крупнейшие дирижеры: Бруно Вальтер, Леопольд Стоковский, Артуро Тоскнини, явив тем самым миру нового гения. Симфония предъявляет большие требования к оркестру, его солистам и дирижеру: фактура должна быть прозрачна, ясна и в то же время наполнена красками. Образы симфонии разнообразны, очень много соло, скрытых цитат, сами темы меняют свое обличье, здесь уже вполне проявляется индивидуальный стиль Шостаковича, и его лирический герой тоже узнаваем. Эта партитура проявила все лучшие черты Мариинского оркестра, список солистов в программке включал восемь имен. Среди них и концертмейстер оркестра Лоренц Настурика-Гершовичи (скрипка), и Софья Виланд (флейта) — победительница последнего конкурса Чайковского, и Тимур Мартынов — золотой трубач Мариинки — и вмес­те с ним вся «банда» меди, и не­ожиданно — Сергей Словачевский (виолончель), чье имя ассоциируется у меня с филармоническим оркестром. И, конечно, Валерий Гергиев, собравший и этот оркестр, и симфонию.

Вторая «Посвящение Октябрю» и третья «Первомайская» симфонии были созданы Шостаковичем на заказ и отражают дух первых пос­лереволюционных лет, когда многие представители художественной интеллигенции смотрели на происходящее в стране если не с энтузиазмом, то с определенными надеж­дами. Обе симфонии программны, по‑хорошему плакатны и обращаются к поэтическому слову — стихам советских поэтов Александра Безыменского и Семена Кирсанова. Их тематика и наличие хоров делают их редко исполняемыми гостями в концертных залах. Поэтому цикл достиг еще и просветительской цели: в зале было много студентов и молодежи.

Одной из кульминаций цикла было исполнение Четвертой и Пятой симфоний. Четвертая писалась в годы сталинских репрессий и отражает ту жуткую атмосферу. Незадолго до готовящейся премьеры газета «Правда» опубликовала печально знаменитую статью «Сумбур вместо музыки», в которой ошельмовывалась опера «Леди Макбет Мценского уезда». Началась травля композитора, он был внутренне готов к аресту и в сложившейся обстановке снял Четвертую с исполнения, она впервые прозвучала лишь в 1960‑е. У Гергиева эта симфония наполнилась каким‑то апокалиптическим ужасом. Огромная, протяженностью больше часа, она до последних истаивающих аккордов держала слушателей в напряжении, потом наступила минута молчания, зал сидел в потрясении, и… разразились овации. Во втором отделении Гергиев наизусть продирижировал Пятой, этой симфонией Шостакович ответил своим критикам, с нее началось его многолетнее сотрудничество с Мравинским.

У Шостаковича мало легкой музыки. Так, менее известная, чем Седьмая, но тоже написанная в годы войны Восьмая симфония ложится тяжестью на сердце. Многое в творчестве композитора воспринимается остро, трагически. В этом отношении показательна Тринадцатая симфония, написанная в 1962 году на слова Евгения Евтушенко. Ее знают еще как «Бабий Яр» по названию первой части, направленной против антисемитизма в любых его формах. Но и другие части — «Юмор», «В магазине», «Страхи», «Карьера» свидетельствуют о гражданской позиции композитора.

В симфонии солирует бас, лирический герой симфонии (свежо и современно прозвучал голос Михаила Петренко — умного и глубокого певца), ему противопоставлен мужской хор, олицетворяющий костное начало, толпу. Симфония всегда производит впечатление очень яркое, и каждое исполнение высвечивает новые смыслы.

Формально завершала цикл пос­ледняя, предсмертная, Пятнадцатая симфония (Четырнадцатая прозвучала несколько позже), загадочная, наполненная цитатами и зашифрованными смыслами. В дополнение к симфонии Гергиев поставил в программу Второй фортепианный концерт, написанный Шостаковичем для своего сына Максима. И символично, что здесь солистом выступил сын самого маэстро — молодой пианист Абисал Гергиев. Неслучайно, наверное, что выбор других солис­тов в дополняющих программы инструментальных концертах тоже пал на молодых интересных музыкантов — скрипача Даниила Когана и виолончелистку Марию Зайцеву.

Цикл концертов прошел, оставив яркие впечатления и желание повторения. Валерий Гергиев провел этот симфонический марафон, просто поставив самому себе и оркестру очередную высокую планку, которую кроме него никто в мире не в состоянии взять. Потому что сейчас дирижер вместе с Мариинским театром отправился в длительный гастрольный маршрут. Будет показано все «Кольцо нибелунга» в новой сценической редакции, балеты и вот симфонические программы, включающие в себя популярную русскую классику, но Шостаковича в них нет. Он был исполнен для своей, петербургской, публики.


#Шостакович #концерт #исполнение

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 197 (7526) от 19.10.2023 под заголовком «Приношение Шостаковичу».


Комментарии