Изменить судьбы рисунок

На программке к новому спектаклю Юрия Бутусова два портрета: Шопенгаэур и Достоевский. У каждого из них на лбу «отштамповано»: ДЯДЯ ВАНЯ. То есть режиссер с улыбкой проделал операцию, обратную той, что у Чехова. Если кто не помнит, дядя Ваня отчаянно восклицает, что он мог бы стать «Шопенгауэром, Достоевским!», сложись его жизнь иначе. И тот, кто играет Ивана Петровича Войницкого, волей-неволей либо подтверждает его слова, являя на сцене натуру с незаурядным потенциалом, либо опровергает их: дескать, да какой там масштаб, герой именно что «дядя Ваня», «милый, добрый дядя», оставим отчество в покое.

Изменить судьбы рисунок | Сцена из спектакля. ФОТО предоставлено пресс-службой Театра им. Ленсовета

Сцена из спектакля. ФОТО предоставлено пресс-службой Театра им. Ленсовета

Сразу скажем: дядя Ваня в исполнении комедийного артиста Александра Новикова, конечно, Достоевским бы не стал. Но, глядя на этого миловидного толстенького уродца (актер обременен накладным горбом), все же вспоминаешь и о Достоевском, и о тех, кто вместе с ним вышел из гоголевской «Шинели». Вспоминаешь Макара Девушкина и Обломова, вообще - традицию изображать «маленького человека», несостоявшегося и неудачливого, с любовью. Игра Новикова исполнена нежного трагизма. Вот Бутусов использует в спектакле набивший оскомину мотив Besa me mucho, а он звучит свежо, сильно, как нигде не звучит. Так здесь и с чеховскими смыслами: «пропала жизнь», да «женщина эта могла быть моею»...

Бутусов не из тех режиссеров, кто озабочен обновлением своего театрального языка, он очень узнаваем из спектакля в спектакль. Вот и в «Дяде Ване»: резко стыкующиеся фрагменты разломанной пьесы; актерская экспрессия, нарастающая от штиля к цунами; стильное визионерство (спасибо сценографу Александру Шишкину, постоянному бутусовскому соавтору). Но в каждой новой работе Бутусова литературная основа по-своему откликается на предложенные им «условия игры». Скажем, «Три сестры» были мучительны и герметичны, а «Город. Женитьба. Гоголь» или «Дядя Ваня» - совсем нет.

Бутусов - художник интуитивный и неровный. Способ его «режиссерского высказывания» можно сравнить с экспрессионистскими выплесками краски. Спонтанно, иррационально, «до-логически». В «Дяде Ване» само пространство - словно воплощенный в объеме рисунок, изображенная ребенком комната. На сцене павильон, но не для того чтобы заполнить его жизнью конкретного времени (как в старом театре), а только для игры актеров, в каком-то смысле уподобленных краске на холсте. Движения здесь именно что «вырисовываются». Пластика Сони (Ольга Муравицкая) и дяди Вани сдержанна, механистична, хоть порой и вспарывается изнутри. А вечно пьяный Телегин (Сергей Перегудов) не может устоять на ногах, падает, извивается в безуспешных попытках подняться.

Персонажи масочны, сущность каждого ощущается сразу целиком. Нет акварельной нюансировки, все - до предельной наглядности. Соня - «вечная девушка»? Вот вам жестковатая «девица» сорока с лишним лет, внутренний мир которой словно высох; и темные косы, и юбчонка смотрятся уже нелепо. От знакомых актеров не отвести глаз. Зашкаливающая актерская экстравертность Сергея Мигицко работает на образ эгоцентрика Серебрякова с той поправкой, что играет артист легко, без свойственного ему нажима. Наталья Шамина в роли Елены Андреевны красива, как бывают красивы женщины в европейском авторском кино.

Бутусов разорвал психологические связи между персонажами, усилил их разобщенность, довел до тотальной стадии тот монологизм, что, конечно, есть в пьесе. Актеры держатся в основном фронтально зрителю и общаются друг с другом опосредованно, через него. Тут каждый живет-мучается какой-то своей проблемой и довольно редко выходит «наружу». Действие воспринимается как ряд исступленных изъяснений в пространство; то, что у Чехова сказано под сурдинку, здесь выкрикивается в микрофон. Тем содержательнее тихие сцены, когда герои видят - слышат друг друга и возникает прямой диалог.

В четвертом (по Чехову) действии Соня рубит топором павильон, срывает двери, сдирает с планшета бумажный пол. Черная мгла обступает героев. Если жизнь не удалась, может, изменить ее рисунок можно, только начав с чистого листа? Изменив саму ее основу? В финале на хрестоматийных словах об ангелах и небе в алмазах Соня стоически шагает на месте, транслируя растерянность перед неизвестным, но и веру в лучшее. Обессиленный, сломавшийся дядя Ваня лежит у ее ног. И это тоже в традициях русской литературы: женщина у нас сильнее мужчины, в ней и опора, и свет, и залог спасения. Как и в случае с другой Соней - великого Достоевского, которым дядя Ваня не стал, но в котором было что-то от «маленького человека», иначе как бы он смог его понять? Вот и на лбу написано: ДЯДЯ ВАНЯ.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...