Из жизни марионеток

Из получившегося списка номинантов в области драматического театра следует, что, как это бывает в солидных триллерах, «спасение пришло в последнюю минуту»: значительная часть отмеченных экспертами спектаклей была выпущена только в мае нынешнего года, то есть буквально перед закрытием сезона. Это многое говорит о прошедшем театральном сезоне – в целом довольно слабом.  Впрочем, это не значит, что одни работы не были лучше других.  А стало быть, если уж есть премия (а «Золотой софит» существует с 1995 года), то ею можно кого-нибудь наградить.

Из жизни марионеток  | ФОТО Elnur/shutterstock.com

ФОТО Elnur/shutterstock.com

В номинации «Лучший драматический спектакль на большой сцене» на «Софит» претендуют «ZHOLDAK DREAMS: похитители чувств» Андрия Жолдака в БДТ, «Город. Женитьба. Гоголь» Юрия Бутусова и его же «Кабаре Брехт» в Театре имени Ленсовета и «Земля» Максима Диденко на Новой сцене Александринки. Из четырех спектаклей три – майские. Занятный список. В отсутствие додинского МДТ, «пропустившего» нынешний сезон, эксперты поспешили отметить всевозрастающее значение для театрального Петербурга режиссуры Юрия Бутусова – его поклонников это не может не радовать, а его противники, надо полагать, до сих пор стараются отличить один спектакль Бутусова от другого. Безрезультатно.

Занимательно в списке претендентов выглядит присутствие «Земли» – скорее как неизбежная дань уважения Александринскому театру вообще, чем как поощрение далеко не самой интересной и точно не самой продуманной работы Максима Диденко.

Поразительно упоминание вдохновенного и не лишенного налета безумия спектакля Жолдака – оно бы выглядело просто блистательным театроведческим фрондерством (на фоне общей тенденции к архаизации), если бы не одно «но». Наличие в списке номинантов этого спектакля БДТ отвлекает от отсутствия в нем другого – «Пьяных» Андрея Могучего.

А вот это уже, пожалуй, можно расценивать как демарш: Могучий сделал превосходный (с этим можно при желании спорить), чрезвычайно яркий и энергичный (тут спорить уже труднее), сильный, но главное – очень многое определяющий в судьбе сегодняшнего БДТ спектакль. А учитывая, насколько тесно судьбы петербургской сцены в принципе связаны с БДТ, то и вовсе самый важный спектакль прошлого сезона.

Давайте сделаем вид, что его не было? А давайте, в самом деле. Может быть, тогда «все как-нибудь само рассосется», и БДТ вновь надолго застрянет в вязком безвременье посттовстоноговских 1980-х, когда, без сомнения, создавалось немало достойных спектаклей, но на то, что этот театр будет продолжать жить, а не медленно умирать, рассчитывать не приходилось вовсе.

В это невозможно поверить, но, судя по обнародованным решениям, именно такой – «тишайший» – исход и устроил бы уважаемых экспертов. Иначе трудно объяснить присутствие в списке номинированных на «Золотой софит» постановок малой сцены невнятного, претенциозного и крайне архаичного спектакля Анджея Бубеня «Из жизни марионеток», поставленного на Малой сцене БДТ (спасти который не в состоянии героическая самоотверженность актеров Дмитрия Воробьева и Ольги Белинской, номинированных на «Софит» в индивидуальных категориях). Конкуренцию «марионеткам» составят спектакль «Балтийского дома» «Детство 45-53: а завтра будет счастье» того же Бубеня и «Дядя Ваня. Работа актера над ролью» Анатолия Праудина.

Лучших режиссеров «Золотому софиту» предстоит выбирать из Анджея Бубеня, Юрия Бутусова, Максима Диденко и Андрия Жолдака. Стоит представить себе потрясенные лица уважаемых театральных деятелей, входящих в жюри премии, при виде спектакля Жолдака (если они все-таки решат его посетить лично, а не ограничиваться, по обыкновению, пересказами тех, кто знает тех, кто смотрел) – и исход голосования кажется предопределенным. Судя по всему, наградной сезон пройдет под девизом «Бутусов – это новый Додин».

В номинации за лучшую женскую роль на «Золотой софит» претендуют Ольга Белинская («Из жизни марионеток»), Анна Ковальчук (Агафья Тихоновна в ленсоветовском спектакле «Город. Женитьба. Гоголь»), Елизавета Нилова (Валентина в «Прошлым летом в Чулимске» Комиссаржевки), Дарья Румянцева (Лизавета во второй редакции додинских «Братьев и сестер») и Анна Щетинина (несколько ролей в праудинском «Дяде Ване»).

В номинации за лучшую мужскую роль «Золотой софит» могут получить Дмитрий Воробьев («Из жизни марионеток» – хотя в «Пьяных» его роль куда более обаятельна и менее противоречива), Филипп Дьячков («Земля»), Роман Зайдуллин (его эксперты разглядели даже в спектакле «Селфи» Романа Смирнова) и Александр Кудренко (Шаманов в «Прошлым летом в Чулимске»).

Лучшей ролью второго плана могут быть названы работы Леонида Алимова (в «Сне в летнюю ночь» «Балтдома»), Марии Зиминой (в «Теллурии» на Новой сцене Александринки), Александра Кудренко («Из жизни марионеток» – это уже становится забавным), дебютантки Александры Магелатовой (ZHOLDAK DREAMS) и опытнейшего Бориса Улитина («Визит дамы» в Театре Комедии).

Помимо этих актерских номинаций есть еще и номинация «За актерский ансамбль»: «Софитом» хотят наградить женихов из ленсоветовской «Женитьбы» (Сергей Мигицко, Евгений Филатов, Александр Новиков), соперниц в «Валентиновом дне» НДТ (Татьяна Колганова и Татьяна Рябоконь), «троих на качелях» из одноименного спектакля Театра на Васильевском (Арсений Мыцык Роман Зайдуллин, Булат Шамсутдинов, Анна Захарова) и двух благородных отцов из ZHOLDAK DREAMS (Андрей Аршинников и Максим Бравцов). Кроме того, внеконкурсным спецпризом экспертного совета награждаются Полина Дудкина и Сергей Стукалов – виртуозные «комментаторы» в ZHOLDAK DREAMS.

Не обойдены вниманием на сей раз – и выделены в отдельную категорию – постановки негосударственных театров. Там значатся спектакли Яны Туминой «Барьер» в «Особняке, «Конформист» Петра Шерешевского в театре Малыщицкого и «ПушкинПушкин» в постановке Бориса Бирмана в театре его же имени. Анна Алексахина, Ксения Каталымова, Екатерина Ионас, Филипп Дьячков, Александр Большаков и Игорь Добряков будут соревноваться за «Софит» в номинациях за лучшую женскую и мужскую роль в негосударственном театре. Выше ли «государственный» «Софит», чем «негосударственный», и есть ли в этом разделении какой-то художественный смысл, а не только административный, разобраться невозможно.

Нынешний «Золотой софит» – как это случалось уже не раз – способен вызвать оторопь по части стратегических решений, касающихся определения лучших спектаклей и режиссеров (слишком много театральной политики), зато в том, что касается актеров, он проявляет и проницательность, и вкус, и щедрость, и мудрость. Будучи «всеохватной» премией, «Софит» не устраивает очень многих, а вот как актерская премия он, вероятно, был бы дорог всем. Но эту роль он, к сожалению, отвергает – как неглавную.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте


Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 161 (5534) от 01.09.2015.


Комментарии