Из жизни марионеток

Из получившегося списка номинантов в области драматического театра следует, что, как это бывает в солидных триллерах, «спасение пришло в последнюю минуту»: значительная часть отмеченных экспертами спектаклей была выпущена только в мае нынешнего года, то есть буквально перед закрытием сезона. Это многое говорит о прошедшем театральном сезоне – в целом довольно слабом.  Впрочем, это не значит, что одни работы не были лучше других.  А стало быть, если уж есть премия (а «Золотой софит» существует с 1995 года), то ею можно кого-нибудь наградить.

Из жизни марионеток  | ФОТО Elnur/shutterstock.com

ФОТО Elnur/shutterstock.com

В номинации «Лучший драматический спектакль на большой сцене» на «Софит» претендуют «ZHOLDAK DREAMS: похитители чувств» Андрия Жолдака в БДТ, «Город. Женитьба. Гоголь» Юрия Бутусова и его же «Кабаре Брехт» в Театре имени Ленсовета и «Земля» Максима Диденко на Новой сцене Александринки. Из четырех спектаклей три – майские. Занятный список. В отсутствие додинского МДТ, «пропустившего» нынешний сезон, эксперты поспешили отметить всевозрастающее значение для театрального Петербурга режиссуры Юрия Бутусова – его поклонников это не может не радовать, а его противники, надо полагать, до сих пор стараются отличить один спектакль Бутусова от другого. Безрезультатно.

Занимательно в списке претендентов выглядит присутствие «Земли» – скорее как неизбежная дань уважения Александринскому театру вообще, чем как поощрение далеко не самой интересной и точно не самой продуманной работы Максима Диденко.

Поразительно упоминание вдохновенного и не лишенного налета безумия спектакля Жолдака – оно бы выглядело просто блистательным театроведческим фрондерством (на фоне общей тенденции к архаизации), если бы не одно «но». Наличие в списке номинантов этого спектакля БДТ отвлекает от отсутствия в нем другого – «Пьяных» Андрея Могучего.

А вот это уже, пожалуй, можно расценивать как демарш: Могучий сделал превосходный (с этим можно при желании спорить), чрезвычайно яркий и энергичный (тут спорить уже труднее), сильный, но главное – очень многое определяющий в судьбе сегодняшнего БДТ спектакль. А учитывая, насколько тесно судьбы петербургской сцены в принципе связаны с БДТ, то и вовсе самый важный спектакль прошлого сезона.

Давайте сделаем вид, что его не было? А давайте, в самом деле. Может быть, тогда «все как-нибудь само рассосется», и БДТ вновь надолго застрянет в вязком безвременье посттовстоноговских 1980-х, когда, без сомнения, создавалось немало достойных спектаклей, но на то, что этот театр будет продолжать жить, а не медленно умирать, рассчитывать не приходилось вовсе.

В это невозможно поверить, но, судя по обнародованным решениям, именно такой – «тишайший» – исход и устроил бы уважаемых экспертов. Иначе трудно объяснить присутствие в списке номинированных на «Золотой софит» постановок малой сцены невнятного, претенциозного и крайне архаичного спектакля Анджея Бубеня «Из жизни марионеток», поставленного на Малой сцене БДТ (спасти который не в состоянии героическая самоотверженность актеров Дмитрия Воробьева и Ольги Белинской, номинированных на «Софит» в индивидуальных категориях). Конкуренцию «марионеткам» составят спектакль «Балтийского дома» «Детство 45-53: а завтра будет счастье» того же Бубеня и «Дядя Ваня. Работа актера над ролью» Анатолия Праудина.

Лучших режиссеров «Золотому софиту» предстоит выбирать из Анджея Бубеня, Юрия Бутусова, Максима Диденко и Андрия Жолдака. Стоит представить себе потрясенные лица уважаемых театральных деятелей, входящих в жюри премии, при виде спектакля Жолдака (если они все-таки решат его посетить лично, а не ограничиваться, по обыкновению, пересказами тех, кто знает тех, кто смотрел) – и исход голосования кажется предопределенным. Судя по всему, наградной сезон пройдет под девизом «Бутусов – это новый Додин».

В номинации за лучшую женскую роль на «Золотой софит» претендуют Ольга Белинская («Из жизни марионеток»), Анна Ковальчук (Агафья Тихоновна в ленсоветовском спектакле «Город. Женитьба. Гоголь»), Елизавета Нилова (Валентина в «Прошлым летом в Чулимске» Комиссаржевки), Дарья Румянцева (Лизавета во второй редакции додинских «Братьев и сестер») и Анна Щетинина (несколько ролей в праудинском «Дяде Ване»).

В номинации за лучшую мужскую роль «Золотой софит» могут получить Дмитрий Воробьев («Из жизни марионеток» – хотя в «Пьяных» его роль куда более обаятельна и менее противоречива), Филипп Дьячков («Земля»), Роман Зайдуллин (его эксперты разглядели даже в спектакле «Селфи» Романа Смирнова) и Александр Кудренко (Шаманов в «Прошлым летом в Чулимске»).

Лучшей ролью второго плана могут быть названы работы Леонида Алимова (в «Сне в летнюю ночь» «Балтдома»), Марии Зиминой (в «Теллурии» на Новой сцене Александринки), Александра Кудренко («Из жизни марионеток» – это уже становится забавным), дебютантки Александры Магелатовой (ZHOLDAK DREAMS) и опытнейшего Бориса Улитина («Визит дамы» в Театре Комедии).

Помимо этих актерских номинаций есть еще и номинация «За актерский ансамбль»: «Софитом» хотят наградить женихов из ленсоветовской «Женитьбы» (Сергей Мигицко, Евгений Филатов, Александр Новиков), соперниц в «Валентиновом дне» НДТ (Татьяна Колганова и Татьяна Рябоконь), «троих на качелях» из одноименного спектакля Театра на Васильевском (Арсений Мыцык Роман Зайдуллин, Булат Шамсутдинов, Анна Захарова) и двух благородных отцов из ZHOLDAK DREAMS (Андрей Аршинников и Максим Бравцов). Кроме того, внеконкурсным спецпризом экспертного совета награждаются Полина Дудкина и Сергей Стукалов – виртуозные «комментаторы» в ZHOLDAK DREAMS.

Не обойдены вниманием на сей раз – и выделены в отдельную категорию – постановки негосударственных театров. Там значатся спектакли Яны Туминой «Барьер» в «Особняке, «Конформист» Петра Шерешевского в театре Малыщицкого и «ПушкинПушкин» в постановке Бориса Бирмана в театре его же имени. Анна Алексахина, Ксения Каталымова, Екатерина Ионас, Филипп Дьячков, Александр Большаков и Игорь Добряков будут соревноваться за «Софит» в номинациях за лучшую женскую и мужскую роль в негосударственном театре. Выше ли «государственный» «Софит», чем «негосударственный», и есть ли в этом разделении какой-то художественный смысл, а не только административный, разобраться невозможно.

Нынешний «Золотой софит» – как это случалось уже не раз – способен вызвать оторопь по части стратегических решений, касающихся определения лучших спектаклей и режиссеров (слишком много театральной политики), зато в том, что касается актеров, он проявляет и проницательность, и вкус, и щедрость, и мудрость. Будучи «всеохватной» премией, «Софит» не устраивает очень многих, а вот как актерская премия он, вероятно, был бы дорог всем. Но эту роль он, к сожалению, отвергает – как неглавную.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте


Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 161 (5534) от 01.09.2015.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.