Из жизни марионеток

Из получившегося списка номинантов в области драматического театра следует, что, как это бывает в солидных триллерах, «спасение пришло в последнюю минуту»: значительная часть отмеченных экспертами спектаклей была выпущена только в мае нынешнего года, то есть буквально перед закрытием сезона. Это многое говорит о прошедшем театральном сезоне – в целом довольно слабом.  Впрочем, это не значит, что одни работы не были лучше других.  А стало быть, если уж есть премия (а «Золотой софит» существует с 1995 года), то ею можно кого-нибудь наградить.

Из жизни марионеток  | ФОТО Elnur/shutterstock.com

ФОТО Elnur/shutterstock.com

В номинации «Лучший драматический спектакль на большой сцене» на «Софит» претендуют «ZHOLDAK DREAMS: похитители чувств» Андрия Жолдака в БДТ, «Город. Женитьба. Гоголь» Юрия Бутусова и его же «Кабаре Брехт» в Театре имени Ленсовета и «Земля» Максима Диденко на Новой сцене Александринки. Из четырех спектаклей три – майские. Занятный список. В отсутствие додинского МДТ, «пропустившего» нынешний сезон, эксперты поспешили отметить всевозрастающее значение для театрального Петербурга режиссуры Юрия Бутусова – его поклонников это не может не радовать, а его противники, надо полагать, до сих пор стараются отличить один спектакль Бутусова от другого. Безрезультатно.

Занимательно в списке претендентов выглядит присутствие «Земли» – скорее как неизбежная дань уважения Александринскому театру вообще, чем как поощрение далеко не самой интересной и точно не самой продуманной работы Максима Диденко.

Поразительно упоминание вдохновенного и не лишенного налета безумия спектакля Жолдака – оно бы выглядело просто блистательным театроведческим фрондерством (на фоне общей тенденции к архаизации), если бы не одно «но». Наличие в списке номинантов этого спектакля БДТ отвлекает от отсутствия в нем другого – «Пьяных» Андрея Могучего.

А вот это уже, пожалуй, можно расценивать как демарш: Могучий сделал превосходный (с этим можно при желании спорить), чрезвычайно яркий и энергичный (тут спорить уже труднее), сильный, но главное – очень многое определяющий в судьбе сегодняшнего БДТ спектакль. А учитывая, насколько тесно судьбы петербургской сцены в принципе связаны с БДТ, то и вовсе самый важный спектакль прошлого сезона.

Давайте сделаем вид, что его не было? А давайте, в самом деле. Может быть, тогда «все как-нибудь само рассосется», и БДТ вновь надолго застрянет в вязком безвременье посттовстоноговских 1980-х, когда, без сомнения, создавалось немало достойных спектаклей, но на то, что этот театр будет продолжать жить, а не медленно умирать, рассчитывать не приходилось вовсе.

В это невозможно поверить, но, судя по обнародованным решениям, именно такой – «тишайший» – исход и устроил бы уважаемых экспертов. Иначе трудно объяснить присутствие в списке номинированных на «Золотой софит» постановок малой сцены невнятного, претенциозного и крайне архаичного спектакля Анджея Бубеня «Из жизни марионеток», поставленного на Малой сцене БДТ (спасти который не в состоянии героическая самоотверженность актеров Дмитрия Воробьева и Ольги Белинской, номинированных на «Софит» в индивидуальных категориях). Конкуренцию «марионеткам» составят спектакль «Балтийского дома» «Детство 45-53: а завтра будет счастье» того же Бубеня и «Дядя Ваня. Работа актера над ролью» Анатолия Праудина.

Лучших режиссеров «Золотому софиту» предстоит выбирать из Анджея Бубеня, Юрия Бутусова, Максима Диденко и Андрия Жолдака. Стоит представить себе потрясенные лица уважаемых театральных деятелей, входящих в жюри премии, при виде спектакля Жолдака (если они все-таки решат его посетить лично, а не ограничиваться, по обыкновению, пересказами тех, кто знает тех, кто смотрел) – и исход голосования кажется предопределенным. Судя по всему, наградной сезон пройдет под девизом «Бутусов – это новый Додин».

В номинации за лучшую женскую роль на «Золотой софит» претендуют Ольга Белинская («Из жизни марионеток»), Анна Ковальчук (Агафья Тихоновна в ленсоветовском спектакле «Город. Женитьба. Гоголь»), Елизавета Нилова (Валентина в «Прошлым летом в Чулимске» Комиссаржевки), Дарья Румянцева (Лизавета во второй редакции додинских «Братьев и сестер») и Анна Щетинина (несколько ролей в праудинском «Дяде Ване»).

В номинации за лучшую мужскую роль «Золотой софит» могут получить Дмитрий Воробьев («Из жизни марионеток» – хотя в «Пьяных» его роль куда более обаятельна и менее противоречива), Филипп Дьячков («Земля»), Роман Зайдуллин (его эксперты разглядели даже в спектакле «Селфи» Романа Смирнова) и Александр Кудренко (Шаманов в «Прошлым летом в Чулимске»).

Лучшей ролью второго плана могут быть названы работы Леонида Алимова (в «Сне в летнюю ночь» «Балтдома»), Марии Зиминой (в «Теллурии» на Новой сцене Александринки), Александра Кудренко («Из жизни марионеток» – это уже становится забавным), дебютантки Александры Магелатовой (ZHOLDAK DREAMS) и опытнейшего Бориса Улитина («Визит дамы» в Театре Комедии).

Помимо этих актерских номинаций есть еще и номинация «За актерский ансамбль»: «Софитом» хотят наградить женихов из ленсоветовской «Женитьбы» (Сергей Мигицко, Евгений Филатов, Александр Новиков), соперниц в «Валентиновом дне» НДТ (Татьяна Колганова и Татьяна Рябоконь), «троих на качелях» из одноименного спектакля Театра на Васильевском (Арсений Мыцык Роман Зайдуллин, Булат Шамсутдинов, Анна Захарова) и двух благородных отцов из ZHOLDAK DREAMS (Андрей Аршинников и Максим Бравцов). Кроме того, внеконкурсным спецпризом экспертного совета награждаются Полина Дудкина и Сергей Стукалов – виртуозные «комментаторы» в ZHOLDAK DREAMS.

Не обойдены вниманием на сей раз – и выделены в отдельную категорию – постановки негосударственных театров. Там значатся спектакли Яны Туминой «Барьер» в «Особняке, «Конформист» Петра Шерешевского в театре Малыщицкого и «ПушкинПушкин» в постановке Бориса Бирмана в театре его же имени. Анна Алексахина, Ксения Каталымова, Екатерина Ионас, Филипп Дьячков, Александр Большаков и Игорь Добряков будут соревноваться за «Софит» в номинациях за лучшую женскую и мужскую роль в негосударственном театре. Выше ли «государственный» «Софит», чем «негосударственный», и есть ли в этом разделении какой-то художественный смысл, а не только административный, разобраться невозможно.

Нынешний «Золотой софит» – как это случалось уже не раз – способен вызвать оторопь по части стратегических решений, касающихся определения лучших спектаклей и режиссеров (слишком много театральной политики), зато в том, что касается актеров, он проявляет и проницательность, и вкус, и щедрость, и мудрость. Будучи «всеохватной» премией, «Софит» не устраивает очень многих, а вот как актерская премия он, вероятно, был бы дорог всем. Но эту роль он, к сожалению, отвергает – как неглавную.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте


Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 161 (5534) от 01.09.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...