Из Парижа с любовью

Эрмитаж развернул в Главном штабе выставку, главным экспонатом которой стала знаменитая картина Эдуарда Мане «Олимпия» из музея Орсэ в Париже. На вернисаж приехал президент одного из самых посещаемых музеев французской столицы доктор Ги КОЖЕВАЛЬ.

Он рассказал корреспонденту «Санкт-Петербургских ведомостей» о взаимоотношениях музея Орсэ и Эрмитажа, общих планах и проблемах.

Из Парижа с любовью | ФОТО предоставлено пресс-службой Эрмитажа

ФОТО предоставлено пресс-службой Эрмитажа

– Господин Кожеваль, три года назад «Олимпия» впервые покинула Париж для выставки в Италии, тогда на это потребовалось разрешение президента Франции. Кто принимал решение о поездке картины в Россию?

– Как глава музея, я принимаю решения сам, мне не надо просить разрешения у кого-то еще. В случае с «Олимпией» три года назад это был стратегический ход. Я решил действовать через президентов Франции и Италии, чтобы получить на выставку «Мане. Возвращение в Венецию» картину, вдохновившую Мане на создание «Олимпии», – «Венеру Урбинскую» Тициана из галереи Уффици.

– Некоторые музейщики считают, что современные безопасные методы транспортировки позволяют перемещать любые произведения искусства. Другие полагают: есть список вещей, которые не должны покидать свои музеи. Какова ваша точка зрения?

– Я, как и Михаил Пиотровский, понимаю, что такое универсальный музей и каковы его возможности. Эрмитаж в этом плане – музей великодушный, он передает много картин, в том числе и для музея Орсэ. Между нами уважение и дружба. Я считаю, мы должны сохранять контакты и обмениваться произведениями как можно дольше. Дружеский обмен помогает в том числе избегать излишних расходов.

Я за политику сотрудничества. Когда Пиотровский обращается с каким-то запросом, всегда говорю – да. Считаю, нужно больше делать совместных проектов. Уверен, появятся интересные идеи.

– Музей Орсэ делает выставки-блокбастеры. В их числе «Блеск и нищета. Образы проституции во Франции (1850 – 1910)», «Обнаженный мужчина в искусстве». Вас не волновало, как Эрмитаж покажет «Олимпию»?

– Я давно обещал Пиотровскому прислать эту картину. Беспокойства, как ее здесь покажут, не испытывал. Коллекции Эрмитажа одни из самых замечательных, достойных в мире. Они показывают, что собой представляла старая Европа. «Олимпию» прекрасно дополняют удивительные произведения из этих коллекций.

– Эрмитаж и Орсэ похожи. Они размещаются в зданиях, не созданных для музея, а приспособленных под них. Эрмитаж построил современное фондохранилище. Где хранит фонды Орсэ, как их использует?

– У нас много фондов, для них нет специального здания. Недавно в Париже было наводнение. Сена разлилась, вода затопила хранилища, но, к счастью, все обошлось. Орсэ делится своими произведениями. В год мы передаем примерно три тысячи произведений различным учреждениям в провинции и за рубежом. Много вещей отправляем на выставки в Японию, США, Корею. Благодаря обмену и сотрудничеству с другими музеями Орсэ становится еще известнее.

– Вы давно возглавляете музей, за это время он пополнился многими произведениями. Как удается это делать?

– От государства мы не получаем ни сантима. Деньги берем из собственных ресурсов. Мы увеличили посещаемость. Орсэ принимает 4 миллиона посетителей в год. Это значительная цифра. С платы за билеты определенный процент направляется в фонд, позволяющий финансировать закупки.

– Есть и дары?

– Да, у нас есть дары. В этом году мы получили из частной коллекции 25 картин и 100 рисунков Пьера Боннара. Все знают, что я обожаю Боннара, 15 лет назад создал его каталог.

Другой дар – коллекция американского собирателя. Я убедил его передать ее нам. Для нее мы освободили этаж в библиотеке и центре документации. Места уже не остается, все, что возможно, мы используем.

– Во Франции обсуждается возможность ежедневной работы музеев. У нас полагают, что и экспонатам нужен отдых. Как вы к этому относитесь?

– О работе музеев без выходных говорил президент республики, проблема только обсуждается. Что касается меня, я категорически против. Пока мы работаем не каждый день.

– Что делает музей Орсэ для жителей Парижа кроме выставок?

– Нам повезло, у нас есть неф – большое пространство, где можно организовывать масштабные мероприятия. Мы устраиваем там спектакли, концерты, проводим кинопоказы.

– Вы упомянули, что любите работы Боннара. Вероятно, у вас есть и другие предпочтения в музейной работе?

– Я занимался Боннаром, создал каталог, в котором три тома. Эта работа заняла у меня пятнадцать лет жизни.

Очень люблю музыку, делал экспозиции, посвященные Малеру, Дебюсси, Бартоку. Хотел сделать выставку Шостаковича. К сожалению, для нашего музея, куда входит искусство периода 1850 – 1910-х годов, он считается современным композитором. А Центр Помпиду, посвященный современному искусству, не будет такую выставку делать, это не его тема. Мне очень жаль.

– Год назад музей Орсэ и Эрмитаж обменялись картинами. У нас гостил «Бал в Мулен де ла Галетт» Ренуара, в Париж отправился триптих «У Средиземного моря» Боннара. В этом году к нам приехала «Олимпия». Есть дальнейшие совместные с Эрмитажем планы?

– Мы собираемся делать в Орсэ при участии Эрмитажа выставку Сезанна и Гогена в следующем году, Пикассо – в 2018-м.

– Что приедет в Эрмитаж?

– Все, что вы у нас попросите. Если хотите, предоставим выставку «Мужское ню».

– У нас это не очень принято. Несколько лет назад в Амстердаме проходила выставка «Из Эрмитажа с любовью», где были представлены эротические коллекции. У нас ее не показали...


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 144 (5761) от 09.08.2016.


Комментарии