Из Парижа с любовью

Эрмитаж развернул в Главном штабе выставку, главным экспонатом которой стала знаменитая картина Эдуарда Мане «Олимпия» из музея Орсэ в Париже. На вернисаж приехал президент одного из самых посещаемых музеев французской столицы доктор Ги КОЖЕВАЛЬ.

Он рассказал корреспонденту «Санкт-Петербургских ведомостей» о взаимоотношениях музея Орсэ и Эрмитажа, общих планах и проблемах.

Из Парижа с любовью | ФОТО предоставлено пресс-службой Эрмитажа

ФОТО предоставлено пресс-службой Эрмитажа

– Господин Кожеваль, три года назад «Олимпия» впервые покинула Париж для выставки в Италии, тогда на это потребовалось разрешение президента Франции. Кто принимал решение о поездке картины в Россию?

– Как глава музея, я принимаю решения сам, мне не надо просить разрешения у кого-то еще. В случае с «Олимпией» три года назад это был стратегический ход. Я решил действовать через президентов Франции и Италии, чтобы получить на выставку «Мане. Возвращение в Венецию» картину, вдохновившую Мане на создание «Олимпии», – «Венеру Урбинскую» Тициана из галереи Уффици.

– Некоторые музейщики считают, что современные безопасные методы транспортировки позволяют перемещать любые произведения искусства. Другие полагают: есть список вещей, которые не должны покидать свои музеи. Какова ваша точка зрения?

– Я, как и Михаил Пиотровский, понимаю, что такое универсальный музей и каковы его возможности. Эрмитаж в этом плане – музей великодушный, он передает много картин, в том числе и для музея Орсэ. Между нами уважение и дружба. Я считаю, мы должны сохранять контакты и обмениваться произведениями как можно дольше. Дружеский обмен помогает в том числе избегать излишних расходов.

Я за политику сотрудничества. Когда Пиотровский обращается с каким-то запросом, всегда говорю – да. Считаю, нужно больше делать совместных проектов. Уверен, появятся интересные идеи.

– Музей Орсэ делает выставки-блокбастеры. В их числе «Блеск и нищета. Образы проституции во Франции (1850 – 1910)», «Обнаженный мужчина в искусстве». Вас не волновало, как Эрмитаж покажет «Олимпию»?

– Я давно обещал Пиотровскому прислать эту картину. Беспокойства, как ее здесь покажут, не испытывал. Коллекции Эрмитажа одни из самых замечательных, достойных в мире. Они показывают, что собой представляла старая Европа. «Олимпию» прекрасно дополняют удивительные произведения из этих коллекций.

– Эрмитаж и Орсэ похожи. Они размещаются в зданиях, не созданных для музея, а приспособленных под них. Эрмитаж построил современное фондохранилище. Где хранит фонды Орсэ, как их использует?

– У нас много фондов, для них нет специального здания. Недавно в Париже было наводнение. Сена разлилась, вода затопила хранилища, но, к счастью, все обошлось. Орсэ делится своими произведениями. В год мы передаем примерно три тысячи произведений различным учреждениям в провинции и за рубежом. Много вещей отправляем на выставки в Японию, США, Корею. Благодаря обмену и сотрудничеству с другими музеями Орсэ становится еще известнее.

– Вы давно возглавляете музей, за это время он пополнился многими произведениями. Как удается это делать?

– От государства мы не получаем ни сантима. Деньги берем из собственных ресурсов. Мы увеличили посещаемость. Орсэ принимает 4 миллиона посетителей в год. Это значительная цифра. С платы за билеты определенный процент направляется в фонд, позволяющий финансировать закупки.

– Есть и дары?

– Да, у нас есть дары. В этом году мы получили из частной коллекции 25 картин и 100 рисунков Пьера Боннара. Все знают, что я обожаю Боннара, 15 лет назад создал его каталог.

Другой дар – коллекция американского собирателя. Я убедил его передать ее нам. Для нее мы освободили этаж в библиотеке и центре документации. Места уже не остается, все, что возможно, мы используем.

– Во Франции обсуждается возможность ежедневной работы музеев. У нас полагают, что и экспонатам нужен отдых. Как вы к этому относитесь?

– О работе музеев без выходных говорил президент республики, проблема только обсуждается. Что касается меня, я категорически против. Пока мы работаем не каждый день.

– Что делает музей Орсэ для жителей Парижа кроме выставок?

– Нам повезло, у нас есть неф – большое пространство, где можно организовывать масштабные мероприятия. Мы устраиваем там спектакли, концерты, проводим кинопоказы.

– Вы упомянули, что любите работы Боннара. Вероятно, у вас есть и другие предпочтения в музейной работе?

– Я занимался Боннаром, создал каталог, в котором три тома. Эта работа заняла у меня пятнадцать лет жизни.

Очень люблю музыку, делал экспозиции, посвященные Малеру, Дебюсси, Бартоку. Хотел сделать выставку Шостаковича. К сожалению, для нашего музея, куда входит искусство периода 1850 – 1910-х годов, он считается современным композитором. А Центр Помпиду, посвященный современному искусству, не будет такую выставку делать, это не его тема. Мне очень жаль.

– Год назад музей Орсэ и Эрмитаж обменялись картинами. У нас гостил «Бал в Мулен де ла Галетт» Ренуара, в Париж отправился триптих «У Средиземного моря» Боннара. В этом году к нам приехала «Олимпия». Есть дальнейшие совместные с Эрмитажем планы?

– Мы собираемся делать в Орсэ при участии Эрмитажа выставку Сезанна и Гогена в следующем году, Пикассо – в 2018-м.

– Что приедет в Эрмитаж?

– Все, что вы у нас попросите. Если хотите, предоставим выставку «Мужское ню».

– У нас это не очень принято. Несколько лет назад в Амстердаме проходила выставка «Из Эрмитажа с любовью», где были представлены эротические коллекции. У нас ее не показали...


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 144 (5761) от 09.08.2016.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.