Из Парижа с любовью

Эрмитаж развернул в Главном штабе выставку, главным экспонатом которой стала знаменитая картина Эдуарда Мане «Олимпия» из музея Орсэ в Париже. На вернисаж приехал президент одного из самых посещаемых музеев французской столицы доктор Ги КОЖЕВАЛЬ.

Он рассказал корреспонденту «Санкт-Петербургских ведомостей» о взаимоотношениях музея Орсэ и Эрмитажа, общих планах и проблемах.

Из Парижа с любовью | ФОТО предоставлено пресс-службой Эрмитажа

ФОТО предоставлено пресс-службой Эрмитажа

– Господин Кожеваль, три года назад «Олимпия» впервые покинула Париж для выставки в Италии, тогда на это потребовалось разрешение президента Франции. Кто принимал решение о поездке картины в Россию?

– Как глава музея, я принимаю решения сам, мне не надо просить разрешения у кого-то еще. В случае с «Олимпией» три года назад это был стратегический ход. Я решил действовать через президентов Франции и Италии, чтобы получить на выставку «Мане. Возвращение в Венецию» картину, вдохновившую Мане на создание «Олимпии», – «Венеру Урбинскую» Тициана из галереи Уффици.

– Некоторые музейщики считают, что современные безопасные методы транспортировки позволяют перемещать любые произведения искусства. Другие полагают: есть список вещей, которые не должны покидать свои музеи. Какова ваша точка зрения?

– Я, как и Михаил Пиотровский, понимаю, что такое универсальный музей и каковы его возможности. Эрмитаж в этом плане – музей великодушный, он передает много картин, в том числе и для музея Орсэ. Между нами уважение и дружба. Я считаю, мы должны сохранять контакты и обмениваться произведениями как можно дольше. Дружеский обмен помогает в том числе избегать излишних расходов.

Я за политику сотрудничества. Когда Пиотровский обращается с каким-то запросом, всегда говорю – да. Считаю, нужно больше делать совместных проектов. Уверен, появятся интересные идеи.

– Музей Орсэ делает выставки-блокбастеры. В их числе «Блеск и нищета. Образы проституции во Франции (1850 – 1910)», «Обнаженный мужчина в искусстве». Вас не волновало, как Эрмитаж покажет «Олимпию»?

– Я давно обещал Пиотровскому прислать эту картину. Беспокойства, как ее здесь покажут, не испытывал. Коллекции Эрмитажа одни из самых замечательных, достойных в мире. Они показывают, что собой представляла старая Европа. «Олимпию» прекрасно дополняют удивительные произведения из этих коллекций.

– Эрмитаж и Орсэ похожи. Они размещаются в зданиях, не созданных для музея, а приспособленных под них. Эрмитаж построил современное фондохранилище. Где хранит фонды Орсэ, как их использует?

– У нас много фондов, для них нет специального здания. Недавно в Париже было наводнение. Сена разлилась, вода затопила хранилища, но, к счастью, все обошлось. Орсэ делится своими произведениями. В год мы передаем примерно три тысячи произведений различным учреждениям в провинции и за рубежом. Много вещей отправляем на выставки в Японию, США, Корею. Благодаря обмену и сотрудничеству с другими музеями Орсэ становится еще известнее.

– Вы давно возглавляете музей, за это время он пополнился многими произведениями. Как удается это делать?

– От государства мы не получаем ни сантима. Деньги берем из собственных ресурсов. Мы увеличили посещаемость. Орсэ принимает 4 миллиона посетителей в год. Это значительная цифра. С платы за билеты определенный процент направляется в фонд, позволяющий финансировать закупки.

– Есть и дары?

– Да, у нас есть дары. В этом году мы получили из частной коллекции 25 картин и 100 рисунков Пьера Боннара. Все знают, что я обожаю Боннара, 15 лет назад создал его каталог.

Другой дар – коллекция американского собирателя. Я убедил его передать ее нам. Для нее мы освободили этаж в библиотеке и центре документации. Места уже не остается, все, что возможно, мы используем.

– Во Франции обсуждается возможность ежедневной работы музеев. У нас полагают, что и экспонатам нужен отдых. Как вы к этому относитесь?

– О работе музеев без выходных говорил президент республики, проблема только обсуждается. Что касается меня, я категорически против. Пока мы работаем не каждый день.

– Что делает музей Орсэ для жителей Парижа кроме выставок?

– Нам повезло, у нас есть неф – большое пространство, где можно организовывать масштабные мероприятия. Мы устраиваем там спектакли, концерты, проводим кинопоказы.

– Вы упомянули, что любите работы Боннара. Вероятно, у вас есть и другие предпочтения в музейной работе?

– Я занимался Боннаром, создал каталог, в котором три тома. Эта работа заняла у меня пятнадцать лет жизни.

Очень люблю музыку, делал экспозиции, посвященные Малеру, Дебюсси, Бартоку. Хотел сделать выставку Шостаковича. К сожалению, для нашего музея, куда входит искусство периода 1850 – 1910-х годов, он считается современным композитором. А Центр Помпиду, посвященный современному искусству, не будет такую выставку делать, это не его тема. Мне очень жаль.

– Год назад музей Орсэ и Эрмитаж обменялись картинами. У нас гостил «Бал в Мулен де ла Галетт» Ренуара, в Париж отправился триптих «У Средиземного моря» Боннара. В этом году к нам приехала «Олимпия». Есть дальнейшие совместные с Эрмитажем планы?

– Мы собираемся делать в Орсэ при участии Эрмитажа выставку Сезанна и Гогена в следующем году, Пикассо – в 2018-м.

– Что приедет в Эрмитаж?

– Все, что вы у нас попросите. Если хотите, предоставим выставку «Мужское ню».

– У нас это не очень принято. Несколько лет назад в Амстердаме проходила выставка «Из Эрмитажа с любовью», где были представлены эротические коллекции. У нас ее не показали...


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 144 (5761) от 09.08.2016.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...