Из огня войны и революции

Еще одну трагическую страницу в истории музея-заповедника «Царское Село» можно считать закрытой _ по крайней мере для четырех предметов, которые вернулись сюда спустя более чем семьдесят лет. Супруги Хармзен, Йенс и Франциска, живущие в Мюнхене, передали в музей то, что вывезли во время войны из оккупированных дворцов их отцы.

Из огня войны и революции | Александра ДРОЗДОВА

Александра ДРОЗДОВА

Отец Йенса Хайнц Хармзен был здесь в 1941 году, отец Франциски Франц Шюман _ в 1942-м. Во время войны они не были знакомы друг с другом. Будучи офицерами вермахта, оба занимались снабжением армии и квартировали в оккупированном Пушкине. Отсюда и «трофеи». Так в семье Йенса оказались икона и книга, а в семье Франциски _ две маленькие вазочки из Александровского дворца.

_ С нашим мюнхенским агентством интеллектуального туризма супруги Хармзен путешествуют уже много лет, _ рассказала Ксения Носова, выступающая доверенным лицом Хармзенов. _ Однако речи о том, что в их семье находятся предметы из Царского Села, прежде не было.

В июле этого года, после долго планировавшегося путешествия, супруги Хармзен впервые побывали в Царском Селе. И только здесь, потрясенные трагедией дворцового пригорода Петербурга во время войны, масштабами утрат и послевоенного возрождения, рассказали тот самый эпизод из истории своей семьи, который прежде не афишировали.

_ Решение вернуть предметы было для них достаточно эмоциональным моментом, _ пояснила Носова. _ Они очень не хотели устраивать никакой шумихи вокруг этого события. Это был спонтанный акт доброй воли. Я бы не стала называть это покаянием: они ведь не виноваты в том, что совершили их отцы. Сами они сказали так: «Наши отцы уже умерли, и мы думаем, что экспонаты должны занять свое законное место в Царском Селе. Надеемся, что это побудит других обладателей царскосельских трофеев вернуть их обратно в Россию».

Сотрудники музея-заповедника не скрывали своей искренней радости по поводу возвращения этих реликвий.

Как отметила директор ГМЗ «Царское Село» Ольга Таратынова, сейчас началась реставрация Александровского дворца, главная задача которой _ максимально вернуть ему тот облик, который он имел на момент нахождения здесь последнего императора и его семьи.

_ Мы пытаемся возвращать те вещи, которые когда-то были в Александровском дворце, _ отметила Таратынова. _ Что-то удается приобретать на аукционах. И жизнь нас радует _ в последние годы к нам стали обращаться потомки Романовых, а также потомки придворных, которые когда-то здесь жили. В частности, у нас теперь есть вещи, принадлежавшие Пьеру Жильяру _ гувернеру детей Николая II, наставнику цесаревича Алексея. И сегодняшнее событие для нас чрезвычайно важно.

Возвращенные реликвии по-своему уникальны. Потемневшая от времени, местами потрескавшаяся и осыпавшаяся икона Казанской Божией матери принадлежала фрейлине императрицы Александры Федоровны Анастасии Гендриковой. Она последовала за императорской семьей в ссылку сначала в Тобольск, а затем в Екатеринбург. После расстрела Романовых Гендрикова разделила их судьбу: была зверски убита в Перми...

На обороте иконы _ надпись: «Сдана сия икона на хранение в Знаменскую церковь от графини Гендриковой». Вместе с императорской семьей она находилась под арестом, и сама, скорее всего, не могла передать икону в церковь. После того как в 1930-х годах церковь закрыли, икона попала в музей. Об этом говорит начертанный на обороте зеленой краской инвентарный музейный номер.

_ Икона мемориальная. По всей видимости, это была личная икона фрейлины. Такие экспонаты дают возможность вспомнить в нашей экспозиции имена людей из ближнего круга общения императорской семьи, _ подчеркнула главный хранитель ГМЗ «Царское Село» Лариса Бардовская.

Две маленькие фарфоровые вазы, переданные супругами Хармзен, имеют предвоенные инвентарные номера музея в Александровском дворце. Эти предметы не попали в число подлежавших первоочередной эвакуации, а потому остались на время оккупации во дворце. Одна ваза _ из Кленовой гостиной императрицы Александры Федоровны, вторая _ из соседней Палисандровой.

И, наконец, еще одна возвращенная реликвия _ маленький томик в сафьяне с золотым обрезом. Перед нами _ книга французского мыслителя Франсуа Фенелона, изданная в Париже в 1810 году.

_ Это одна из пяти сохранившихся книг из личной библиотеки Александра I в Екатерининском дворце. Теперь к четырем книгам, которые были у нас в собрании, добавилась пятая, _ отметила Бардовская.

Как рассказали сотрудники музея-заповедника, супруги Хармзен передали в «Царское Село» и еще одну реликвию _ копии писем Хайнца Хармзена, который, находясь здесь целый год, почти ежедневно писал своей семье в Германию.

Сотрудники музея подчеркнуто осторожно и корректно высказывались по отношению к отцам супругов Хармзен. Действительно, налицо исторический парадокс: с одной стороны, конечно же, понятно, что возвращенные ими предметы были в свое время украдены из дворцов. А с другой _ эта «кража», как бы то ни было, спасла эти реликвии. Ведь если бы они остались во дворце, то, скорее всего, погибли бы в огне войны. Когда нацисты отступали, они оставляли наступавшей Красной армии выжженную землю. И культурным ценностям была уготована страшная участь.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 198 (5324) от 21.10.2014.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?