Иранские музыканты вышли на петербургскую сцену

Вчера - за день до игры сборной Ирана в Петербурге - впервые в России выступил Тегеранский симфонический оркестр под управлением Шахрдада Рохани.

Иранские музыканты вышли на петербургскую сцену | ФОТО предоставлено организаторами гастролей

ФОТО предоставлено организаторами гастролей

Чемпионат мира по футболу продемонстрирует, что спорт без музыки - никуда. Программу концерта составила музыка Чайковского, Мусоргского и Дворжака, объединенных, по признанию дирижера, как «славянские композиторы», и большой корпус сочинений иранских композиторов, включая как инструментальную, так и вокальную музыку. Гастроли Тегеранского симфонического оркестра проходят в рамках меморандума о взаимопонимании между Московской консерваторией и Фондом Рудаки (Тегеран) под эгидой Министерства культуры РФ и оргкомитета чемпионата мира по футболу FIFA-2018. Маэстро Шахрдад РОХАНИ рассказал музыковеду Владимиру ДУДИНУ по телефону о том, что женщины в оркестре - это очень хорошо, и о любви иранской публики к музыке Чайковского.

- Если бы не футбол, вы бы еще долго искали повод приехать в нашу страну?

- Я очень рад, что такое грандиозное событие, как чемпионат мира по футболу, проводится в России. Но задолго до этих событий я мечтал привезти в Россию наш оркестр, чтобы исполнить здесь музыку Чайковского, Рахманинова, Прокофьева и других русских композиторов. Возможно, однажды нас пригласил бы выступить в Мариинском театре и сам Валерий Гергиев. Но сложно организовать тур для 80 музыкантов, это трудоемкий процесс. Поэтому, конечно же, спасибо футбольному чемпионату, который ускорил наш визит в Россию. Я надеюсь, что это лишь начало в истории наших российских гастролей, и мы сюда еще не раз приедем.

- Вы знакомы с маэстро Гергиевым?

- Лично не знаком. Но он ведь известен на весь мир. Я бы очень хотел с ним познакомиться и пообщаться. Я слышал его выступления на разных площадках, являюсь ценителем его творчества.

- В программе вашего концерта - русская и иранская музыка. Первая нам хорошо известна, а вторая - неизвестна совсем. Чем вы руководствовались в выборе композиторских имен?

- В Иране много хороших композиторов, но передо мной стояла задача выбрать тех, кто пишет симфоническую музыку. Это Хосейн Дехлави и Ахмад Пежман - ныне живущие и активно сочиняющие. К тому же оба они были моими учителями, у них я занимался до того, как отправиться учиться в США. Оба они знамениты и в Иране, и за его пределами. Также я выбрал произведение Хешмата Санджари, которого уже нет с нами. Он долгое время был музыкальным руководителем Тегеранского симфонического оркестра и своими произведениями доказал, что является далеко не рядовым композитором. Оркестр исполнит и несколько моих сочинений, которые я написал специально для этого визита.

- В чем особенность иранской музыки?

- В том, что существует огромное количество музыкальных школ и важен принцип тесной преемственности между учителем и учеником, иллюстрирующей персидскую поговорку «От сердца к сердцу». Второй особенностью является любовь к импровизации. Иранцы любят музыку и поэзию. При этом у них особенно сильна любовь к музыкантам, играющим соло, - это очень близко сердцу нашего слушателя. Есть свои особенности и с точки зрения теории музыки, у иранцев свой «бэкграунд». Музыка по-разному воспринимается разными народами. Европейцы иначе воспринимают Баха и Моцарта, чем иранцы. Подобный эффект возникает и тогда, когда европейцы играют восточную музыку. Для национальной, традиционной иранской музыки свойственна импровизация. В Иране много разных народов и национальностей, у каждого - своя кухня, одежда, традиции. У кочевых - одни, у полукочевых - другие, у оседлых - третьи. У каждого свои особенности, отражающиеся и в музыке. Эта музыка не для большого симфонического оркестра, а для национальных ансамблей. Но существует и традиция иранской классической музыки, в русле которой сочиняю и я.

- Расскажите немного о своей карьере, у кого вы учились дирижерскому мастерству?

- Я - из музыкальной семьи, мой отец был скрипачом. Я тоже получил образование как скрипач в Тегеранской консерватории, защитив диплом о Чайковском. Получив стипендию на продолжение образования за рубежом, отправился в Вену, где провел десять лет, дирижерскому мастерству я учился у Остеррайхера и Церхи. Из Вены отправился в США, где продолжил образование, - учился писать музыку для кино (благодаря чему впоследствии получил известность) и на протяжении пяти лет работал с любительским оркестром, дававшим около 10 концертов в год. Постепенно меня стали приглашать выступать в качестве дирижера и с другими оркестрами.

- Симфонический оркестр - европейское изобретение. Как европейские ценности ассимилируются в исламском мире?

- Тегеранский симфонический оркестр был создан 83 года назад. После исламской революции в Иране, которая свершилась 39 лет назад, оркестр не функционировал. В последнее время деятельность оркестра набрала обороты, к этому мы прикладываем большие усилия. Растут и укрепляются международные связи с европейскими странами. Поездка в Россию - в этом ряду. Если говорить об отношении иранцев, исламского общества в целом к классической музыке, я отвечу, что любое по-настоящему ценное искусство воспринимается очень хорошо. Классическая музыка - абсолютная ценность. В Иране очень много ценителей классической музыки. Многие иранские композиторы пишут музыку в классическом стиле. Важно и то, что официальные власти Ирана стараются оказать содействие развитию классической музыки, поддерживают Тегеранский симфонический оркестр. Классическая музыка популярна в Иране не меньше поп-музыки, но это, уверен, касается любой части планеты.

- В Тегеранском симфоническом оркестре много женщин. Как это воспринимается обществом с традиционной системой ценностей?

- Да, примерно половина состава оркестра - женщины. Я лично очень рад, что в оркестре много женщин, играющих активную роль в жизни коллектива наряду с мужчинами. Что до отношения общества к женщинам в оркестре, то в основном это приветствуется. Иногда небольшие проблемы возникают в малых городах, где общество максимально закрытое. Но это минимум, который можно не брать в расчет. Иранское общество в целом радуется такой тенденции.

- Каков национальный состав оркестра?

- Начну с того, что во многих соседних странах, таких как Катар, ОАЭ и других, сегодня существуют оперные театры. Но все музыканты в этих оркестрах, как правило, приглашенные из Европы. До исламской революции в оркестре было много оркестрантов из Западной и Восточной Европы, примерно 60 процентов приглашенных и 40 - иранцев. Сейчас в Тегеранском симфоническом оркестре все - иранцы, получившие высшее музыкальное образование в Иране, будь то консерватория или университеты.

- Долго вас уговаривали возглавить этот оркестр?

- Около пятнадцати лет меня ежегодно приглашали туда с выступлениями. Три года назад мне сделали предложение стать дирижером на постоянной основе. Я был очень рад этому предложению, ведь в этом оркестре работают мои соотечественники, молодые ребята. Своей задачей на этом посту я вижу и повышение качества исполнения, и популяризацию оркестра в Иране и за рубежом. Должен сказать, что за эти годы исполнительский уровень оркестра повысился. Мы выпустили несколько аудио- и видеозаписей с нашими выступлениями. Немецкий телеканал в августе будет снимать документальный фильм об оркестре. Для записи фильма приглашены несколько иранских музыкальных коллективов. Им предстоит объединиться в сводном оркестре из 200 человек, чтобы исполнить произведения иранских композиторов.

- Какой у вас образ России?

- Полагаю, что русский народ столь же гостеприимен, как иранский. Я - музыкант, и культура России важна для меня не только как музыканта. Я люблю и Чехова, и Пушкина. Через две недели по возвращении из России мы сыграем эту же программу в Иране, где русская музыка известна и любима. Если на концерте без объявления начнут играть Чайковского, народ сразу оживится. Не могу не сказать, что все мы - за мир, за человечность, против войны. Цели, желания и потребности у наших народов близки и, по сути, едины. А музыка - универсальный язык, связывающий людей без перевода.

Материал был опубликован в газете под №104 (6213) от 14.06.2018 под заголовком «Из Ирана с любовью».

#Иран #оркестр #выступление #ЧМ-2018

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.