Из мира утешений и наваждений

В Малом зале Филармонии состоялось награждение лауреатов и концерт из сочинений победителей в номинации «Камерная музыка» I Всероссийского конкурса омпозиторов им. Д. Д. Шостаковича.

Из мира утешений и наваждений  | ФОТО Molodec/shutterstock.com

ФОТО Molodec/shutterstock.com

Конкурс проводился по четырем направлениям: симфоническая музыка (инструментальная и вокально-инструментальная), камерная музыка (инструментальная и вокально-инструментальная), хоровая (a cappella или в сопровождении фортепиано) и даже эстрадная и джазовая (оркестровая и ансамблевая, инструментальная и вокально-инструментальная). К сожалению, все работы в номинации «Хоровая музыка» потерпели полное фиаско, жюри не сочло их достойными к рассмотрению. Слушателям Малого зала были предложены сочинения в номинации «Камерная музыка», а также две песни, представившие эстрадно-джазовую рубрику.

В зале можно было увидеть немало молодых лиц, хотя большинство слушателей представляли традиционную аудиторию тех, кому за пятьдесят. А потому и музыка победителей оказалась лишенной пугающих радикализмов и тем более скандальных авангардизмов. В центре внимания всех сочинений — их величества Мелодия и Консонанс. Что, в конце концов, совсем не плохо в наш век раздражительности и напряженности.

Одним из главных мотивов исполненных композиций был мотив мемориальный – посвящение друзьям или близким родственникам. Не осталось сомнений, что музыка воспринимается не иначе как средство утешения и примирения, один из главных «каналов связи» с другими мирами, как медиум, с помощью которого можно общаться с ушедшими. Если же судить победителей по гамбургскому счету, неизбежно предъявляемому к конкурсантам именем Шостаковича, то без натяжек обойтись вряд ли удастся.

Наибольшей апологетикой Шостаковича повеяло от Сонаты для фортепиано Лилии Родионовой (I премия, 150 тыс. рублей), исполненной автором. Над тем же сочинением как будто пронеслась и легкая тень Галины Уствольской, одной из учениц Шостаковича, в нем же слышалось эхо классиков, к примеру, финала самой скорбной си-бемоль-минорной сонаты Шопена. Первое отделение концерта выстроилось из контрастов: после строгой архиклассической сонаты Родионовой зазвучал вольнодумный, абсолютно европейской выделки вокальный цикл «Трех песен Урсулы Ле Гуин» для сопрано и фортепиано Александра Скрипко (Новосибирск – Санкт-Петербург, III премия, 50 тыс. рублей). В нем лаконизм и тонкость бриттеновского масштаба, изящество и красота линий сочетались с импрессионизмом фактуры, мрачностью видений. Новизны здесь обнаружилось больше всего.

После этого сочинения две песни Ариадны Карягиной (II премия в эстрадной номинации, 100 тыс. рублей) – «Ой, выйди, мамушка, за ворота» и «Наигрыш», исполненные автором в сопровождении кларнета и аккордеона, показались было примитивными, но изобретательность автора все же победила. Здесь голос шалил, конкурируя с инструментальным мастерством.

Второе отделение получилось более ровным. Соната для скрипки и фортепиано Ларисы Долгановой из Челябинска (I премия) в исполнении Александры Коробкиной и Ксении Гавриловой была более всего похожа на вариации на вечный мотив средневековой секвенции Dies irae (День гнева), связанный с темой memento mori. Композитор словно что-то оплакивал, гневался по поводу невозможности ничего изменить. В сочинении интриговала полифония смысловых пластов. Очень спокойные, классически ясные «Два стихотворения А. Тарковского» для голоса и фортепиано Игоря Воробьева (Петербург, II премия) были проникновенно спеты меццо-сопрано Анной Смирновой в сопровождении Екатерины Князевой. Завершился концерт взвинченным, словно наваждение, «Пульсаром» Игоря Друха (II премия, Петербург) в исполнении камерного ансамбля Synergy Orchestra.

Совсем скоро, 31 марта, уже в Большом зале Филармонии состоится концерт из произведений лауреатов в номинации «Симфоническая музыка».



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 040 (5657) от 10.03.2016.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...