Из мира утешений и наваждений
В Малом зале Филармонии состоялось награждение лауреатов и концерт из сочинений победителей в номинации «Камерная музыка» I Всероссийского конкурса омпозиторов им. Д. Д. Шостаковича.
ФОТО Molodec/shutterstock.com
Конкурс проводился по четырем направлениям: симфоническая музыка (инструментальная и вокально-инструментальная), камерная музыка (инструментальная и вокально-инструментальная), хоровая (a cappella или в сопровождении фортепиано) и даже эстрадная и джазовая (оркестровая и ансамблевая, инструментальная и вокально-инструментальная). К сожалению, все работы в номинации «Хоровая музыка» потерпели полное фиаско, жюри не сочло их достойными к рассмотрению. Слушателям Малого зала были предложены сочинения в номинации «Камерная музыка», а также две песни, представившие эстрадно-джазовую рубрику.
В зале можно было увидеть немало молодых лиц, хотя большинство слушателей представляли традиционную аудиторию тех, кому за пятьдесят. А потому и музыка победителей оказалась лишенной пугающих радикализмов и тем более скандальных авангардизмов. В центре внимания всех сочинений — их величества Мелодия и Консонанс. Что, в конце концов, совсем не плохо в наш век раздражительности и напряженности.
Одним из главных мотивов исполненных композиций был мотив мемориальный – посвящение друзьям или близким родственникам. Не осталось сомнений, что музыка воспринимается не иначе как средство утешения и примирения, один из главных «каналов связи» с другими мирами, как медиум, с помощью которого можно общаться с ушедшими. Если же судить победителей по гамбургскому счету, неизбежно предъявляемому к конкурсантам именем Шостаковича, то без натяжек обойтись вряд ли удастся.
Наибольшей апологетикой Шостаковича повеяло от Сонаты для фортепиано Лилии Родионовой (I премия, 150 тыс. рублей), исполненной автором. Над тем же сочинением как будто пронеслась и легкая тень Галины Уствольской, одной из учениц Шостаковича, в нем же слышалось эхо классиков, к примеру, финала самой скорбной си-бемоль-минорной сонаты Шопена. Первое отделение концерта выстроилось из контрастов: после строгой архиклассической сонаты Родионовой зазвучал вольнодумный, абсолютно европейской выделки вокальный цикл «Трех песен Урсулы Ле Гуин» для сопрано и фортепиано Александра Скрипко (Новосибирск – Санкт-Петербург, III премия, 50 тыс. рублей). В нем лаконизм и тонкость бриттеновского масштаба, изящество и красота линий сочетались с импрессионизмом фактуры, мрачностью видений. Новизны здесь обнаружилось больше всего.
После этого сочинения две песни Ариадны Карягиной (II премия в эстрадной номинации, 100 тыс. рублей) – «Ой, выйди, мамушка, за ворота» и «Наигрыш», исполненные автором в сопровождении кларнета и аккордеона, показались было примитивными, но изобретательность автора все же победила. Здесь голос шалил, конкурируя с инструментальным мастерством.
Второе отделение получилось более ровным. Соната для скрипки и фортепиано Ларисы Долгановой из Челябинска (I премия) в исполнении Александры Коробкиной и Ксении Гавриловой была более всего похожа на вариации на вечный мотив средневековой секвенции Dies irae (День гнева), связанный с темой memento mori. Композитор словно что-то оплакивал, гневался по поводу невозможности ничего изменить. В сочинении интриговала полифония смысловых пластов. Очень спокойные, классически ясные «Два стихотворения А. Тарковского» для голоса и фортепиано Игоря Воробьева (Петербург, II премия) были проникновенно спеты меццо-сопрано Анной Смирновой в сопровождении Екатерины Князевой. Завершился концерт взвинченным, словно наваждение, «Пульсаром» Игоря Друха (II премия, Петербург) в исполнении камерного ансамбля Synergy Orchestra.
Совсем скоро, 31 марта, уже в Большом зале Филармонии состоится концерт из произведений лауреатов в номинации «Симфоническая музыка».
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 040 (5657) от 10.03.2016.
Комментарии