Из Гента - о деве Марии

Бельгийский дирижер Филипп Херревеге вместе со своим хором, оркестром и ансамблем солистов Collegium Vocale Gent исполнил вершинное сочинение эпохи позднего Ренессанса - «Вечерню пресвятой девы Марии» итальянского композитора Клаудио Монтеверди.

Из Гента - о деве Марии | ФОТО предоставлено пресс-службой Мариинского театра

ФОТО предоставлено пресс-службой Мариинского театра

Концертный зал Мариинского театра был забит в тот вечер до отказа, под самый потолок, причем публикой отборной - университетской, студенческо-профессорской. Всех их привел в зал культовый Херревеге и его знаменитый коллектив «Вокальная коллегия Гента». Уроженец Гента, города, где в кафедральном соборе Святого Бавона находится чудо XV века - легендарный Гентский алтарь, Херревеге на протяжении почти полувека изумляет музыкальный мир своими исполнительскими откровениями.

Выросший на открытиях своих старших современников - Густава Леонхардта и Николауса Арнонкура, проторивших путь к очищению так называемой старинной музыки от «жирного» налета романтических интерпретаций, Херревеге пошел намного дальше. Проштудировавший не один том исторических хроник и воспоминаний, трудов по риторике и много чего еще, он, как и еще один его современник - Уильям Кристи, вырастил сад своих исполнителей. Они способны с помощью безупречной вокально-инструментальной техники воссоздавать забытые шедевры так, как если бы они были написаны вчера.

Сначала вокальный ансамбль, созданный в Генте в 1970 году, затем уже в Париже в 1991-м - Оркестр Елисейских Полей, задуманный для исполнения барочной музыки, а впоследствии дошедший и до эпохи романтизма, позволили Херревеге воплощать в реальность дерзкие кабинетные замыслы. Громадным подспорьем и мощным «двигателем» в этом процессе оказались десятки звукозаписей и созданный в 2010 году Филиппом Херревеге звукозаписывающий лейбл. А каким тонким знатоком человеческих душ является этот харизматичный лидер, изучавший медицину и психиатрию в Гентском университете!

«Вечерня пресвятой девы Марии» - ренессансный шедевр, не исполняющийся в России в силу отсутствия должных «механизмов управления» и грамотно ориентированных энтузиастов. Из зафиксированных свидетельств - единственное прежде исполнение ее в 2014-м в Москве международным составом певцов и инструменталистов под руководством британца Эндрю Лоуренса-Кинга. Филипп Херревеге привез этот шедевр в год 450-летия ее создателя - Клаудио Монтеверди, юбилей которого продолжают отмечать в Европе. Автор опер «Орфей», «Коронация Поппеи», «Возвращение Улисса на родину», нескольких книг мадригалов, он, подобно Баху в свое время, совершил эволюционный скачок в творчестве, синтезировав в нем достижения своей эпохи, чтобы уверенно броситься в объятия барокко и заглянуть далеко за его пределы.

«Вечерня пресвятой девы Марии» - сочинение плоть от плоти Ренессанса с его парадоксально смелыми соединениями земного и небесного, желанием видеть рай на земле, культом красоты человеческого тела и сильнейшими духовными прозрениями. В «Вечерне» Монтеверди исследователи отмечают слияние стиля духовного, высокой полифонии и оперного, в котором композитор купался, как веками раньше Рафаэль в лазури своих полотен. В ней строгость религиозного канона переплавлена с вольностью флорентийской камераты, в недрах которой рождалась опера.

Сложнейшую партитуру «Вечерни» Филипп Херревеге преподнес на одном дыхании с ошеломляющей, словно само собой разумеющейся простотой и очевидностью - так, будто почти каждый мог бы сделать то же самое. Его поразительное чувство формы и драматургии целого, состоявшего из тринадцати частей, основывалось на безупречности исполнителей - как певцов, так и инструменталистов. Они предстали как воскресшие люди Ренессанса, но с эрудицией человека XXI века. Чистейшее слияние в унисонах, родниковая прозрачность голосов и инструментов, безупречная точность и синхронность взятий и снятий звука поражали воображение.

Во вселенной «Вечерни» воспевался культ ценности как частного, единичного, так и общего, не мыслящего себя без частного: соло перетекали в дуэты, дуэты в квартеты, квартеты - в тутти. Хвалы, посылавшиеся Господу, в то же время подразумевали хвалу и его созданию - человеку со всеми его слабостями, с его животворящим желанием любви. Мольбы указать путь заблудшим, вывести из тьмы «подсвечивались» столь светлыми фактурами, что казалось, путь этот был найден самим Монтеверди. К радости слушателей в буклетах опубликовали полный текст «Вечерни», по которому можно было следить за перипетиями «сюжета», в котором музыка активно иллюстрировала слово.

Инструменты - теорбы и виолы да гамба нежно дублировали голоса сопрано и теноров, среди которых была выдающаяся немецкая певица Доротея Милдс, ткущая свои шелковые мелодии, и голландский бас Петер Коой. Открытием стали два молодых тенора - британец Сэмюэл Боден и бельгиец Рейно ван Мехелен, один другого лучше. Как два ангела, слетевших на землю, они состязались в искусстве ренессансно-барочных юбиляций, связывающих Монтеверди уже с великим Бахом.

#Филипп Херревеге #Collegium Vocale Gen #премьера

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...