Из Гента - о деве Марии

Бельгийский дирижер Филипп Херревеге вместе со своим хором, оркестром и ансамблем солистов Collegium Vocale Gent исполнил вершинное сочинение эпохи позднего Ренессанса - «Вечерню пресвятой девы Марии» итальянского композитора Клаудио Монтеверди.

Из Гента - о деве Марии | ФОТО предоставлено пресс-службой Мариинского театра

ФОТО предоставлено пресс-службой Мариинского театра

Концертный зал Мариинского театра был забит в тот вечер до отказа, под самый потолок, причем публикой отборной - университетской, студенческо-профессорской. Всех их привел в зал культовый Херревеге и его знаменитый коллектив «Вокальная коллегия Гента». Уроженец Гента, города, где в кафедральном соборе Святого Бавона находится чудо XV века - легендарный Гентский алтарь, Херревеге на протяжении почти полувека изумляет музыкальный мир своими исполнительскими откровениями.

Выросший на открытиях своих старших современников - Густава Леонхардта и Николауса Арнонкура, проторивших путь к очищению так называемой старинной музыки от «жирного» налета романтических интерпретаций, Херревеге пошел намного дальше. Проштудировавший не один том исторических хроник и воспоминаний, трудов по риторике и много чего еще, он, как и еще один его современник - Уильям Кристи, вырастил сад своих исполнителей. Они способны с помощью безупречной вокально-инструментальной техники воссоздавать забытые шедевры так, как если бы они были написаны вчера.

Сначала вокальный ансамбль, созданный в Генте в 1970 году, затем уже в Париже в 1991-м - Оркестр Елисейских Полей, задуманный для исполнения барочной музыки, а впоследствии дошедший и до эпохи романтизма, позволили Херревеге воплощать в реальность дерзкие кабинетные замыслы. Громадным подспорьем и мощным «двигателем» в этом процессе оказались десятки звукозаписей и созданный в 2010 году Филиппом Херревеге звукозаписывающий лейбл. А каким тонким знатоком человеческих душ является этот харизматичный лидер, изучавший медицину и психиатрию в Гентском университете!

«Вечерня пресвятой девы Марии» - ренессансный шедевр, не исполняющийся в России в силу отсутствия должных «механизмов управления» и грамотно ориентированных энтузиастов. Из зафиксированных свидетельств - единственное прежде исполнение ее в 2014-м в Москве международным составом певцов и инструменталистов под руководством британца Эндрю Лоуренса-Кинга. Филипп Херревеге привез этот шедевр в год 450-летия ее создателя - Клаудио Монтеверди, юбилей которого продолжают отмечать в Европе. Автор опер «Орфей», «Коронация Поппеи», «Возвращение Улисса на родину», нескольких книг мадригалов, он, подобно Баху в свое время, совершил эволюционный скачок в творчестве, синтезировав в нем достижения своей эпохи, чтобы уверенно броситься в объятия барокко и заглянуть далеко за его пределы.

«Вечерня пресвятой девы Марии» - сочинение плоть от плоти Ренессанса с его парадоксально смелыми соединениями земного и небесного, желанием видеть рай на земле, культом красоты человеческого тела и сильнейшими духовными прозрениями. В «Вечерне» Монтеверди исследователи отмечают слияние стиля духовного, высокой полифонии и оперного, в котором композитор купался, как веками раньше Рафаэль в лазури своих полотен. В ней строгость религиозного канона переплавлена с вольностью флорентийской камераты, в недрах которой рождалась опера.

Сложнейшую партитуру «Вечерни» Филипп Херревеге преподнес на одном дыхании с ошеломляющей, словно само собой разумеющейся простотой и очевидностью - так, будто почти каждый мог бы сделать то же самое. Его поразительное чувство формы и драматургии целого, состоявшего из тринадцати частей, основывалось на безупречности исполнителей - как певцов, так и инструменталистов. Они предстали как воскресшие люди Ренессанса, но с эрудицией человека XXI века. Чистейшее слияние в унисонах, родниковая прозрачность голосов и инструментов, безупречная точность и синхронность взятий и снятий звука поражали воображение.

Во вселенной «Вечерни» воспевался культ ценности как частного, единичного, так и общего, не мыслящего себя без частного: соло перетекали в дуэты, дуэты в квартеты, квартеты - в тутти. Хвалы, посылавшиеся Господу, в то же время подразумевали хвалу и его созданию - человеку со всеми его слабостями, с его животворящим желанием любви. Мольбы указать путь заблудшим, вывести из тьмы «подсвечивались» столь светлыми фактурами, что казалось, путь этот был найден самим Монтеверди. К радости слушателей в буклетах опубликовали полный текст «Вечерни», по которому можно было следить за перипетиями «сюжета», в котором музыка активно иллюстрировала слово.

Инструменты - теорбы и виолы да гамба нежно дублировали голоса сопрано и теноров, среди которых была выдающаяся немецкая певица Доротея Милдс, ткущая свои шелковые мелодии, и голландский бас Петер Коой. Открытием стали два молодых тенора - британец Сэмюэл Боден и бельгиец Рейно ван Мехелен, один другого лучше. Как два ангела, слетевших на землю, они состязались в искусстве ренессансно-барочных юбиляций, связывающих Монтеверди уже с великим Бахом.

#Филипп Херревеге #Collegium Vocale Gen #премьера

Комментарии