Из Донецка в Петербург
В Петербург из Донецка вернули архив братьев Аркадия и Бориса Стругацких – около 60 папок. В них – машинописные рукописи с авторскими правками, ранее не публиковавшиеся статьи, стихи, рисунки и переписка. Архив оказался там еще в 1990-х годах, когда литературный критик Светлана Бондаренко, исследователь творчества Стругацких, по одной папке вывозила его, работая у себя дома в Донецке над многотомным изданием Стругацких – без редакторских и цензурных купюр.

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА
– Все было хорошо, пока не начались известные события в Донбассе, – рассказал директор петербургского Фонда братьев Стругацких Сергей Арно. – Дом, где живет Светлана Бондаренко, оказался на самой линии огня – недалеко от донецкого аэропорта.
Чтобы спасти документы, их, упаковав в полиэтилен, спрятали в подвале частного дома. Все держалось в строжайшей тайне, не разглашался даже район, где находится этот дом. Тем не менее и там было небезопасно. В начале нынешнего года было принято решение перевезти архив в Россию.
В ночь на 16 мая ценный груз пересек границу. До этого момента по поводу операции соблюдался режим молчания. По словам донецкого писателя Владимира Скобцова, такие меры предосторожности потребовались, чтобы избежать возможных провокаций. Транспорт для перевозки выделила «Российская газета».
В некоторых украинских СМИ уже появилась информация: «Агентура спецслужб РФ под видом местных «сепаратистов» осуществила тайную операцию по вывозу архива Стругацких из временно оккупированного украинского Донецка».
– Ничего подобного, – возмущается Арно. – Речь идет не о коллекции, принадлежащей учреждению или организации, а о частном архиве, владельцем которого является наследник – сын Бориса Стругацкого Андрей, живущий в Петербурге.
В петербургском Доме писателей было официально заявлено о передаче архива Фонду братьев Стругацких. Право определить дальнейшую судьбу бесценного литературного наследия принадлежит Андрею Стругацкому. Рукописи могут стать экспонатом Музея фантастики, о котором мечтают сотрудники фонда. Кроме того, интерес к рукописям проявил Российский государственный архив литературы и искусства.
Как отметил Сергей Арно, редакторская работа, проведенная в свое время Светланой Бондаренко, не была проделана зря: теперь в Петербурге готовится 30-томное собрание сочинений братьев Стругацких.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 094 (5467) от 28.05.2015.
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии