Иван Вырыпаев сходил на «Грозу»

В БДТ им. Г. А. Товстоногова в рамках программы «Эпоха Просвещения» стартовал проект «Иду на «Грозу». Вокруг премьерных спектаклей - на сей раз вокруг «Грозы» по пьесе Александра Николаевича Островского в постановке Андрея Могучего - впредь будут проводиться концерты и лекции, дискуссии и перформансы.

Иван Вырыпаев сходил на «Грозу» | Иллюстрация Fer-Gregory/shutterstock.com

Иллюстрация Fer-Gregory/shutterstock.com

Первую лекцию на тему «Традиции А. Н. Островского в современной драматургии, или Что такое пьеса» провел Иван Вырыпаев, драматург и режиссер, автор пьесы «Пьяные», идущей на сцене БДТ, худрук московского театра «Практика» и любитель разрушать традиционные формы.

Собравшиеся в зале театроведы и критики были, кажется, уверены в том, что «непослушный ребенок» российско-польского театра потребует скинуть Александра Николаевича с парохода современности. Но услышали, что Иван Вырыпаев, оказывается, почитает традицию российского театра как церковный канон - он сравнил пьесу с литургией, структуру которой нарушать нельзя.

Полтора часа он доказывал, что можно соблюдать традицию, будучи активным деятелем современного театра. Это, говорил он, получалось у Георгия Товстоногова. Именно такой театр нужно возродить и развивать.

«Я пришел на Чехова, и мне хочется увидеть, как актеры исполнят то, что написал Чехов, а не мысли режиссера по этому поводу. Если написано: бросил ей букет, я хочу увидеть, как, допустим, Олег Басилашвили бросил букет, а не бутылку кока-колы (а сколько раз мы с умным видом смотрели подобные трюки!). Только зная и почитая традицию, режиссер может добавить что-то свое, как это сделал итальянский режиссер Джорджо Стрелер в спектакле «Вишневый сад». Там было все по-другому, непривычно, но - по Чехову...»

Вырыпаев сообщил, что сейчас пишет пьесу, которую предстоит рассказать в танце. Этот танец имеют право исполнять только мужчины и только в храме - мастерство передается от отца к сыну. И вот у лучшего танцовщика родилась дочь. Отец понимает, что ей никогда не позволят исполнять танец в храме, но тем не менее научил дочь всем канонам этого искусства. И она танцует в расположенной рядом с храмом галерее. Но как! Даже служители церкви разрешают ей танцевать неподалеку от храма, тем самым немного отступая от традиций... Ивану Вырыпаеву исполнительница призналась, что иногда позволяет себе придумывать новые движения, не нарушая установленной веками формы.

«Она мне все о себе поведала, а я объяснил ей многое о нашем театре. Говорил о Станиславском и его системе, о драматургии Островского и Чехова... Она ничего об этом не знала, но сразу поняла самое важное: для нас слово первостепенно. Я отдал ей свою новую пьесу, и она танцевала два часа; за это время сумела проникнуть в самую суть текста и передать его смысл», - рассказал Иван Вырыпаев. Так, по его мнению, должен поступать режиссер: безупречно владея методом, двигаться дальше. «Метод должен быть живым, это непрекращающееся движение, это река...»

«Я иду на «Грозу», потому что хочу узнать, о чем эта пьеса. Даже если я знаю ее наизусть, я хочу увидеть, как ее исполняют артисты того или иного театра. Мысли режиссера по поводу Островского мне неинтересны, я прихожу в театр, чтобы увидеть пьесу», - удивил Иван Вырыпаев. «Я своей четырехлетней дочке даже Чехова предварительно читаю, прежде чем взять ее с собой на спектакль. Режиссерского театра много, а пьесу посмотреть негде»... Вырыпаев, как и большинство здравомыслящих людей, считает, что по-настоящему талантливый режиссер чувствует грань между консерватизмом, делающим традицию мертвой, и стремлением все разрушить, играя по своим правилам.

Александра Островского он назвал «отцом русского театра». Сейчас, по мнению лектора, такого днем с огнем не найти, чтобы были действие, конфликт, эмоции и «витиевато построенные фразы»... Конечно, собравшиеся все это и так знали. Но найти подтверждение собственным представлениям всегда приятно.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 215 (5832) от 17.11.2016.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...