Иван Вырыпаев сходил на «Грозу»
В БДТ им. Г. А. Товстоногова в рамках программы «Эпоха Просвещения» стартовал проект «Иду на «Грозу». Вокруг премьерных спектаклей - на сей раз вокруг «Грозы» по пьесе Александра Николаевича Островского в постановке Андрея Могучего - впредь будут проводиться концерты и лекции, дискуссии и перформансы.
Иллюстрация Fer-Gregory/shutterstock.com
Первую лекцию на тему «Традиции А. Н. Островского в современной драматургии, или Что такое пьеса» провел Иван Вырыпаев, драматург и режиссер, автор пьесы «Пьяные», идущей на сцене БДТ, худрук московского театра «Практика» и любитель разрушать традиционные формы.
Собравшиеся в зале театроведы и критики были, кажется, уверены в том, что «непослушный ребенок» российско-польского театра потребует скинуть Александра Николаевича с парохода современности. Но услышали, что Иван Вырыпаев, оказывается, почитает традицию российского театра как церковный канон - он сравнил пьесу с литургией, структуру которой нарушать нельзя.
Полтора часа он доказывал, что можно соблюдать традицию, будучи активным деятелем современного театра. Это, говорил он, получалось у Георгия Товстоногова. Именно такой театр нужно возродить и развивать.
«Я пришел на Чехова, и мне хочется увидеть, как актеры исполнят то, что написал Чехов, а не мысли режиссера по этому поводу. Если написано: бросил ей букет, я хочу увидеть, как, допустим, Олег Басилашвили бросил букет, а не бутылку кока-колы (а сколько раз мы с умным видом смотрели подобные трюки!). Только зная и почитая традицию, режиссер может добавить что-то свое, как это сделал итальянский режиссер Джорджо Стрелер в спектакле «Вишневый сад». Там было все по-другому, непривычно, но - по Чехову...»
Вырыпаев сообщил, что сейчас пишет пьесу, которую предстоит рассказать в танце. Этот танец имеют право исполнять только мужчины и только в храме - мастерство передается от отца к сыну. И вот у лучшего танцовщика родилась дочь. Отец понимает, что ей никогда не позволят исполнять танец в храме, но тем не менее научил дочь всем канонам этого искусства. И она танцует в расположенной рядом с храмом галерее. Но как! Даже служители церкви разрешают ей танцевать неподалеку от храма, тем самым немного отступая от традиций... Ивану Вырыпаеву исполнительница призналась, что иногда позволяет себе придумывать новые движения, не нарушая установленной веками формы.
«Она мне все о себе поведала, а я объяснил ей многое о нашем театре. Говорил о Станиславском и его системе, о драматургии Островского и Чехова... Она ничего об этом не знала, но сразу поняла самое важное: для нас слово первостепенно. Я отдал ей свою новую пьесу, и она танцевала два часа; за это время сумела проникнуть в самую суть текста и передать его смысл», - рассказал Иван Вырыпаев. Так, по его мнению, должен поступать режиссер: безупречно владея методом, двигаться дальше. «Метод должен быть живым, это непрекращающееся движение, это река...»
«Я иду на «Грозу», потому что хочу узнать, о чем эта пьеса. Даже если я знаю ее наизусть, я хочу увидеть, как ее исполняют артисты того или иного театра. Мысли режиссера по поводу Островского мне неинтересны, я прихожу в театр, чтобы увидеть пьесу», - удивил Иван Вырыпаев. «Я своей четырехлетней дочке даже Чехова предварительно читаю, прежде чем взять ее с собой на спектакль. Режиссерского театра много, а пьесу посмотреть негде»... Вырыпаев, как и большинство здравомыслящих людей, считает, что по-настоящему талантливый режиссер чувствует грань между консерватизмом, делающим традицию мертвой, и стремлением все разрушить, играя по своим правилам.
Александра Островского он назвал «отцом русского театра». Сейчас, по мнению лектора, такого днем с огнем не найти, чтобы были действие, конфликт, эмоции и «витиевато построенные фразы»... Конечно, собравшиеся все это и так знали. Но найти подтверждение собственным представлениям всегда приятно.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 215 (5832) от 17.11.2016.
Комментарии