Иван Вырыпаев сходил на «Грозу»

В БДТ им. Г. А. Товстоногова в рамках программы «Эпоха Просвещения» стартовал проект «Иду на «Грозу». Вокруг премьерных спектаклей - на сей раз вокруг «Грозы» по пьесе Александра Николаевича Островского в постановке Андрея Могучего - впредь будут проводиться концерты и лекции, дискуссии и перформансы.

Иван Вырыпаев сходил на «Грозу» | Иллюстрация Fer-Gregory/shutterstock.com

Иллюстрация Fer-Gregory/shutterstock.com

Первую лекцию на тему «Традиции А. Н. Островского в современной драматургии, или Что такое пьеса» провел Иван Вырыпаев, драматург и режиссер, автор пьесы «Пьяные», идущей на сцене БДТ, худрук московского театра «Практика» и любитель разрушать традиционные формы.

Собравшиеся в зале театроведы и критики были, кажется, уверены в том, что «непослушный ребенок» российско-польского театра потребует скинуть Александра Николаевича с парохода современности. Но услышали, что Иван Вырыпаев, оказывается, почитает традицию российского театра как церковный канон - он сравнил пьесу с литургией, структуру которой нарушать нельзя.

Полтора часа он доказывал, что можно соблюдать традицию, будучи активным деятелем современного театра. Это, говорил он, получалось у Георгия Товстоногова. Именно такой театр нужно возродить и развивать.

«Я пришел на Чехова, и мне хочется увидеть, как актеры исполнят то, что написал Чехов, а не мысли режиссера по этому поводу. Если написано: бросил ей букет, я хочу увидеть, как, допустим, Олег Басилашвили бросил букет, а не бутылку кока-колы (а сколько раз мы с умным видом смотрели подобные трюки!). Только зная и почитая традицию, режиссер может добавить что-то свое, как это сделал итальянский режиссер Джорджо Стрелер в спектакле «Вишневый сад». Там было все по-другому, непривычно, но - по Чехову...»

Вырыпаев сообщил, что сейчас пишет пьесу, которую предстоит рассказать в танце. Этот танец имеют право исполнять только мужчины и только в храме - мастерство передается от отца к сыну. И вот у лучшего танцовщика родилась дочь. Отец понимает, что ей никогда не позволят исполнять танец в храме, но тем не менее научил дочь всем канонам этого искусства. И она танцует в расположенной рядом с храмом галерее. Но как! Даже служители церкви разрешают ей танцевать неподалеку от храма, тем самым немного отступая от традиций... Ивану Вырыпаеву исполнительница призналась, что иногда позволяет себе придумывать новые движения, не нарушая установленной веками формы.

«Она мне все о себе поведала, а я объяснил ей многое о нашем театре. Говорил о Станиславском и его системе, о драматургии Островского и Чехова... Она ничего об этом не знала, но сразу поняла самое важное: для нас слово первостепенно. Я отдал ей свою новую пьесу, и она танцевала два часа; за это время сумела проникнуть в самую суть текста и передать его смысл», - рассказал Иван Вырыпаев. Так, по его мнению, должен поступать режиссер: безупречно владея методом, двигаться дальше. «Метод должен быть живым, это непрекращающееся движение, это река...»

«Я иду на «Грозу», потому что хочу узнать, о чем эта пьеса. Даже если я знаю ее наизусть, я хочу увидеть, как ее исполняют артисты того или иного театра. Мысли режиссера по поводу Островского мне неинтересны, я прихожу в театр, чтобы увидеть пьесу», - удивил Иван Вырыпаев. «Я своей четырехлетней дочке даже Чехова предварительно читаю, прежде чем взять ее с собой на спектакль. Режиссерского театра много, а пьесу посмотреть негде»... Вырыпаев, как и большинство здравомыслящих людей, считает, что по-настоящему талантливый режиссер чувствует грань между консерватизмом, делающим традицию мертвой, и стремлением все разрушить, играя по своим правилам.

Александра Островского он назвал «отцом русского театра». Сейчас, по мнению лектора, такого днем с огнем не найти, чтобы были действие, конфликт, эмоции и «витиевато построенные фразы»... Конечно, собравшиеся все это и так знали. Но найти подтверждение собственным представлениям всегда приятно.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 215 (5832) от 17.11.2016.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?