Иван Вырыпаев сходил на «Грозу»

В БДТ им. Г. А. Товстоногова в рамках программы «Эпоха Просвещения» стартовал проект «Иду на «Грозу». Вокруг премьерных спектаклей - на сей раз вокруг «Грозы» по пьесе Александра Николаевича Островского в постановке Андрея Могучего - впредь будут проводиться концерты и лекции, дискуссии и перформансы.

Иван Вырыпаев сходил на «Грозу» | Иллюстрация Fer-Gregory/shutterstock.com

Иллюстрация Fer-Gregory/shutterstock.com

Первую лекцию на тему «Традиции А. Н. Островского в современной драматургии, или Что такое пьеса» провел Иван Вырыпаев, драматург и режиссер, автор пьесы «Пьяные», идущей на сцене БДТ, худрук московского театра «Практика» и любитель разрушать традиционные формы.

Собравшиеся в зале театроведы и критики были, кажется, уверены в том, что «непослушный ребенок» российско-польского театра потребует скинуть Александра Николаевича с парохода современности. Но услышали, что Иван Вырыпаев, оказывается, почитает традицию российского театра как церковный канон - он сравнил пьесу с литургией, структуру которой нарушать нельзя.

Полтора часа он доказывал, что можно соблюдать традицию, будучи активным деятелем современного театра. Это, говорил он, получалось у Георгия Товстоногова. Именно такой театр нужно возродить и развивать.

«Я пришел на Чехова, и мне хочется увидеть, как актеры исполнят то, что написал Чехов, а не мысли режиссера по этому поводу. Если написано: бросил ей букет, я хочу увидеть, как, допустим, Олег Басилашвили бросил букет, а не бутылку кока-колы (а сколько раз мы с умным видом смотрели подобные трюки!). Только зная и почитая традицию, режиссер может добавить что-то свое, как это сделал итальянский режиссер Джорджо Стрелер в спектакле «Вишневый сад». Там было все по-другому, непривычно, но - по Чехову...»

Вырыпаев сообщил, что сейчас пишет пьесу, которую предстоит рассказать в танце. Этот танец имеют право исполнять только мужчины и только в храме - мастерство передается от отца к сыну. И вот у лучшего танцовщика родилась дочь. Отец понимает, что ей никогда не позволят исполнять танец в храме, но тем не менее научил дочь всем канонам этого искусства. И она танцует в расположенной рядом с храмом галерее. Но как! Даже служители церкви разрешают ей танцевать неподалеку от храма, тем самым немного отступая от традиций... Ивану Вырыпаеву исполнительница призналась, что иногда позволяет себе придумывать новые движения, не нарушая установленной веками формы.

«Она мне все о себе поведала, а я объяснил ей многое о нашем театре. Говорил о Станиславском и его системе, о драматургии Островского и Чехова... Она ничего об этом не знала, но сразу поняла самое важное: для нас слово первостепенно. Я отдал ей свою новую пьесу, и она танцевала два часа; за это время сумела проникнуть в самую суть текста и передать его смысл», - рассказал Иван Вырыпаев. Так, по его мнению, должен поступать режиссер: безупречно владея методом, двигаться дальше. «Метод должен быть живым, это непрекращающееся движение, это река...»

«Я иду на «Грозу», потому что хочу узнать, о чем эта пьеса. Даже если я знаю ее наизусть, я хочу увидеть, как ее исполняют артисты того или иного театра. Мысли режиссера по поводу Островского мне неинтересны, я прихожу в театр, чтобы увидеть пьесу», - удивил Иван Вырыпаев. «Я своей четырехлетней дочке даже Чехова предварительно читаю, прежде чем взять ее с собой на спектакль. Режиссерского театра много, а пьесу посмотреть негде»... Вырыпаев, как и большинство здравомыслящих людей, считает, что по-настоящему талантливый режиссер чувствует грань между консерватизмом, делающим традицию мертвой, и стремлением все разрушить, играя по своим правилам.

Александра Островского он назвал «отцом русского театра». Сейчас, по мнению лектора, такого днем с огнем не найти, чтобы были действие, конфликт, эмоции и «витиевато построенные фразы»... Конечно, собравшиеся все это и так знали. Но найти подтверждение собственным представлениям всегда приятно.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 215 (5832) от 17.11.2016.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.