Исцеляя мир музыкой

Российская премьера оперы «Идиот» Моисея Вайнберга в режиссуре Алексея Степанюка состоялась в Концертном зале Мариинского театра под управлением маэстро Томаса Зандерлинга.

Исцеляя мир музыкой | ФОТО Наташи РАЗИНОЙ предоставлено пресс-службой Мариинского театра

ФОТО Наташи РАЗИНОЙ предоставлено пресс-службой Мариинского театра

Имя Моисея Вайнберга в Россию возвращается неторопливо, но все более уверенно. Мойше, рожденный в Варшаве в 1919 году в семье скрипача и актрисы, скоро получил польский аналог своего имени и стал Мечиславом, но в 1939 году снова стал Моисеем с легкой руки советского пограничника.

В Польше наследием Вайнберга заинтересовались намного более активно и даже озадачились выпуском его камерного, кантатно-ораториального и симфонического наследия. Правда, еще в 1990-е на британском лейбле Olympia вышли 17 дисков с музыкой Вайнберга, собравших записи, сделанные как в Советском Союзе, так и за рубежом. В Познанском оперном театре Дэвид Паунтни поставил его оперу «Портрет» по Гоголю, а на фестивале в Брегенце он же сделал и «Пассажирку».

В России пока только шаг за шагом осваивают музыку Вайнберга. Осенью в Екатеринбургском оперном театре запланирована премьера оперы «Пассажирка» о заключенной в Освенциме, выжившей в том аду, а в Москве проведут международный симпозиум, посвященный жизни и творчеству композитора. Но уже не осталось сомнений, что автор 22 симфоний, семи опер, восьми концертов для разных инструментов, большого корпуса камерной музыки, балета «Золотой ключик», не говоря о музыке к мультсериалу про «Винни Пуха» и фильму – лауреату Каннского фестиваля «Летят журавли», – классик ХХ века. «Идиот» – его последняя опера, завершенная в 1986 году. Ее мировая премьера состоялась в 2013 году в Мангейме, где заглавную партию исполнял тенор Дмитрий Головнин и дирижировал которой Томас Зандерлинг, инициатор постановки.

В Мариинском театре премьера возникла в рамках фестиваля «Звезды белых ночей». По досаднейшему недоразумению, премьера вышла без сопровождающего буклета, и это в ситуации, когда так называемая широкая публика почти не знает творчество Вайнберга.

К счастью, она знакома с романом Достоевского. Написанная в повествовательном стиле многофигурная опера в четырех действиях создала полное ощущение неторопливого чтения-вслушивания в каждую фразу писателя, в слово, слог. При всем разнообразии тембральных, фактурных и ритмических характеристик ситуаций и персонажей в ней все выдержано в одном стилистическом декламационном ключе. В партитуре преобладают умеренные темпы, требующие от слушателя предельного терпения и вдумчивости. Кто-то услышит здесь апологетику Шостаковича, кто-то – абсолютно европейский ХХ век, но никто не упрекнет Вайнберга в эпигонстве: слишком индивидуален стиль.

Композитор прочитывал роман, фактически не полемизируя с Достоевским, углубляя основные линии, давая всем персонажам высказаться и по возможности еще больше открыть свои темные психологические миры, и без того распахнутые настежь. Так же чутко, без вмешательств в авторский замысел, следовал указаниям партитуры и Томас

Зандерлинг, ведя за собой оркестр. К чести режиссера-постановщика, он очень хорошо проработал актерские линии со всеми без исключения солистами первого, второго и последних планов. Хорошо знакомый с «петербургским текстом русской культуры», он выступил и сценографом, превратив не самую простую сцену в подобие кинопавильона, где с легкостью переключал внимание зрителей с ближнего на дальний планы, регулируя «стоп-кадры».

Поставленная на молодую часть труппы Мариинского театра, на солистов Академии молодых певцов, опера стала для исполнителей настоящей школой не только воспитания чувств, но и сложного музыкального языка ХХ века. Полным попаданием оказался выбор солистов на две главные партии – князя Мышкина и Настасьи Филипповны. Улыбка князя у тенора Александра Михайлова получилась невероятно похожей на улыбку Иннокентия Смоктуновского. Михайлов с природной легкостью преодолел все сложности вокальной партии, явив эталонное исполнение партии Мышкина. Постарался режиссер и создавая образ Настасьи Филипповны в исполнении Марии Баянкиной. На следующий после премьеры день ей пришлось петь Татьяну в опере «Евгений Онегин», также поставленной Степанюком, и второй премьерный спектакль тоже пела она, демонстрируя генетику героинь русской литературы. Хорош получился и Парфен Рогожин у баса Юрия Власова, появившегося в самом начале в страшной черной медвежьей шубе и шапке и красных перчатках без пальцев. Как актуально слушались пространные рассуждения князя Мышкина, констатировавшего, что «Этот мир болен, исцелять его надо»...


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 129 (5746) от 19.07.2016.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...