Исцеляя мир музыкой

Российская премьера оперы «Идиот» Моисея Вайнберга в режиссуре Алексея Степанюка состоялась в Концертном зале Мариинского театра под управлением маэстро Томаса Зандерлинга.

Исцеляя мир музыкой | ФОТО Наташи РАЗИНОЙ предоставлено пресс-службой Мариинского театра

ФОТО Наташи РАЗИНОЙ предоставлено пресс-службой Мариинского театра

Имя Моисея Вайнберга в Россию возвращается неторопливо, но все более уверенно. Мойше, рожденный в Варшаве в 1919 году в семье скрипача и актрисы, скоро получил польский аналог своего имени и стал Мечиславом, но в 1939 году снова стал Моисеем с легкой руки советского пограничника.

В Польше наследием Вайнберга заинтересовались намного более активно и даже озадачились выпуском его камерного, кантатно-ораториального и симфонического наследия. Правда, еще в 1990-е на британском лейбле Olympia вышли 17 дисков с музыкой Вайнберга, собравших записи, сделанные как в Советском Союзе, так и за рубежом. В Познанском оперном театре Дэвид Паунтни поставил его оперу «Портрет» по Гоголю, а на фестивале в Брегенце он же сделал и «Пассажирку».

В России пока только шаг за шагом осваивают музыку Вайнберга. Осенью в Екатеринбургском оперном театре запланирована премьера оперы «Пассажирка» о заключенной в Освенциме, выжившей в том аду, а в Москве проведут международный симпозиум, посвященный жизни и творчеству композитора. Но уже не осталось сомнений, что автор 22 симфоний, семи опер, восьми концертов для разных инструментов, большого корпуса камерной музыки, балета «Золотой ключик», не говоря о музыке к мультсериалу про «Винни Пуха» и фильму – лауреату Каннского фестиваля «Летят журавли», – классик ХХ века. «Идиот» – его последняя опера, завершенная в 1986 году. Ее мировая премьера состоялась в 2013 году в Мангейме, где заглавную партию исполнял тенор Дмитрий Головнин и дирижировал которой Томас Зандерлинг, инициатор постановки.

В Мариинском театре премьера возникла в рамках фестиваля «Звезды белых ночей». По досаднейшему недоразумению, премьера вышла без сопровождающего буклета, и это в ситуации, когда так называемая широкая публика почти не знает творчество Вайнберга.

К счастью, она знакома с романом Достоевского. Написанная в повествовательном стиле многофигурная опера в четырех действиях создала полное ощущение неторопливого чтения-вслушивания в каждую фразу писателя, в слово, слог. При всем разнообразии тембральных, фактурных и ритмических характеристик ситуаций и персонажей в ней все выдержано в одном стилистическом декламационном ключе. В партитуре преобладают умеренные темпы, требующие от слушателя предельного терпения и вдумчивости. Кто-то услышит здесь апологетику Шостаковича, кто-то – абсолютно европейский ХХ век, но никто не упрекнет Вайнберга в эпигонстве: слишком индивидуален стиль.

Композитор прочитывал роман, фактически не полемизируя с Достоевским, углубляя основные линии, давая всем персонажам высказаться и по возможности еще больше открыть свои темные психологические миры, и без того распахнутые настежь. Так же чутко, без вмешательств в авторский замысел, следовал указаниям партитуры и Томас

Зандерлинг, ведя за собой оркестр. К чести режиссера-постановщика, он очень хорошо проработал актерские линии со всеми без исключения солистами первого, второго и последних планов. Хорошо знакомый с «петербургским текстом русской культуры», он выступил и сценографом, превратив не самую простую сцену в подобие кинопавильона, где с легкостью переключал внимание зрителей с ближнего на дальний планы, регулируя «стоп-кадры».

Поставленная на молодую часть труппы Мариинского театра, на солистов Академии молодых певцов, опера стала для исполнителей настоящей школой не только воспитания чувств, но и сложного музыкального языка ХХ века. Полным попаданием оказался выбор солистов на две главные партии – князя Мышкина и Настасьи Филипповны. Улыбка князя у тенора Александра Михайлова получилась невероятно похожей на улыбку Иннокентия Смоктуновского. Михайлов с природной легкостью преодолел все сложности вокальной партии, явив эталонное исполнение партии Мышкина. Постарался режиссер и создавая образ Настасьи Филипповны в исполнении Марии Баянкиной. На следующий после премьеры день ей пришлось петь Татьяну в опере «Евгений Онегин», также поставленной Степанюком, и второй премьерный спектакль тоже пела она, демонстрируя генетику героинь русской литературы. Хорош получился и Парфен Рогожин у баса Юрия Власова, появившегося в самом начале в страшной черной медвежьей шубе и шапке и красных перчатках без пальцев. Как актуально слушались пространные рассуждения князя Мышкина, констатировавшего, что «Этот мир болен, исцелять его надо»...


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 129 (5746) от 19.07.2016.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.