История памятливее людей. Все, что нужно знать перед премьерой «Рождения Сталина»

«Рождение Сталина» - баннер, возвещающий о премьере спектакля Валерия Фокина, которая грядет 22 февраля - висит на фасаде Александринского театра. Задолго до премьеры спектакль вызывает споры: стоит ли ворошить прошлое, не опасно ли вызывать дух тирана.

История памятливее людей. Все, что нужно знать перед премьерой «Рождения Сталина» | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

- Я хочу понять и показать, как революционный романтик превратился в злодея, - не раз говорил о своем замысле режиссер на пресс-конференциях и в интервью. - Как исчезает человек по фамилии Джугашвили и рождается Сталин. В биографии Сталина много алогичного и даже мистического. Сталин до сих пор не умер, точнее, если умер, то не до конца. Сила эмоций, которую до сих пор вызывает этот исторический персонаж, зашкаливает. Я же хочу средствами театра достичь некоей объективности, честности. Надеюсь, нам удастся выдержать эту линию.

В основе сценической композиции исторические документы и некоторые художественные тексты, например, пьеса Михаила Булгакова «Батум» о молодом Сталине, которая, как известно, так и не была поставлена. Ее запретил сам Сталин.

К премьере Александринский театр сделал специальную просветительскую программу, чтобы подготовить зрителя к восприятию спектакля. Одно из интересных событий состоялось 31 января - на сцене Александринки прошел вечер писателя, историка, драматурга Эдварда Радзинского, автора нескольких книг о Сталине. Накануне выступления Радзинский встретился с журналистами в Музее политической истории России, в Белом зале особняка Матильды Кшесинской.

- Это зеркало когда-то отражало лики Романовых, - начал Эдвард Станиславович, указав на старинное зеркало. - А потом - совсем другие лица. Зиновьев, Каменев, Бухарин... Все, кто потом, вслед за Романовыми, исчез не только со сцены истории, но и из жизни.

Напомним, что именно здесь, в Белом зале особняка Кшесинской, прошла седьмая Всероссийская партийная конференция большевиков.

В ответ на вопрос, что значит для него сцена Александринского театра, Радзинский вспомнил о спектаклях по его пьесам, которые шли в театре (например, «Беседы с Сократом», где главную роль играл Юрий Толубеев). И добавил:

- Это потрясающее ощущение - выходить на сцену, которая помнит Гоголя и Чехова.

Многих присутствующих интересовало, почему фигура Сталина, которая, как еще недавно казалось, окончательно развенчана, вдруг вновь стала популярной.

- Чтобы понять, побольше читайте о нашей истории, - посоветовал Радзинский. - Вот царь Иван Васильевич Грозный. После его смерти ярмо спало со страны. А дальше, как описывает Николай Карамзин, случилось странное. Шло время, свидетельства злодеяний царя лежали в архивах, жертвы замолчали. И постепенно на первый план вышла память о его победах, а имя «мучитель» сменилось на очень уважаемое в Азии имя Грозный. Но! Карамзин пишет, что история памятливее людей. История все равно запомнит: мучитель! То, что происходит сейчас со Сталиным, можно объяснить отчасти обманным ощущением могущества, будто бы связанного с ним. И нелюбви к тому, что происходит за окном. Вот и появляется фраза: «Сталина на вас нет!». Люди, особенно молодые, не извлекают никаких уроков из истории.

По словам писателя, он провел со Сталиным лет двадцать - работая над книгами о нем. Есть ли у него какие-то симпатии к этому персонажу?

- Актер, который исполняет роль Ричарда Третьего в трагедии Шекспира, должен попытаться его понять, - убежден Радзинский. - Говорят, что понять - значит простить. Ерунда. Понять - это значит понять. Почему он действовал именно так, а не иначе? Я потратил на Сталина двадцать лет, пытаясь понять этого человека. Сначала был Иосиф Джугашвили, мальчик Сосо, которого любила мать, который хотел стать священником. Потом он умер и появился пламенный революционер Коба. Совсем другой человек, имеющий больше сходства, например, с Че Геварой, чем с мальчиком Сосо. А потом умирает Коба, который преданно служил Ленину и, будучи боевиком, снабжал деньгами революционеров, живущих за границей, шесть раз был в ссылках и шесть раз бежал. И рождается Сталин...

Всегда интересно пофантазировать на тему: как бы стала развиваться история, если бы к власти пришел другой человек?

- Могло бы такое произойти? Нет, после нашей азиатской революции не могло, - говорит Радзинский. - Тогда возможен был только такой правитель, вышедший из недр страны, где столетиями было крепостное право. Где огромная часть населения была рабами.

В заключение Эдвард Радзинский вспомнил то время, когда он только начал писать свою книгу о Сталине:

- Один очень известный человек (не буду называть его имени) сказал, что Сталин никому уже не интересен, разве что старушкам. Книга вышла в 1995 году. Помню, я вышел на улицу, а там шла демонстрация оппозиции. И впервые после разоблачения культа личности, после перестройки, когда было издано столько воспоминаний жертв сталинских репрессий, я увидел, что люди несут портреты Сталина.

Я написал биографию Сталина для тех, кто живет сейчас. А вторую книгу о нем, «Апокалипсис от Кобы. Иосиф Сталин. Начало», основанную на воспоминаниях тех, кто его знал, написал не для вас. Я писал ее как бы «вперед», рассчитывая на время, когда историки будут пытаться понять, как жили люди в этой стране. И пытаться понять его, Сталина. Когда все волны спадут, и он станет просто исторической личностью.

Добавим, что билеты на премьеру спектакля «Рождение Сталина» активно раскупаются. Молодого Сталина сыграет Владимир Кошевой, зрелого - народный артист России Петр Семак.

#Александринский театр #премьера #Сталин #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 020 (6373) от 05.02.2019 под заголовком «История памятливее людей».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?