История памятливее людей. Все, что нужно знать перед премьерой «Рождения Сталина»

«Рождение Сталина» - баннер, возвещающий о премьере спектакля Валерия Фокина, которая грядет 22 февраля - висит на фасаде Александринского театра. Задолго до премьеры спектакль вызывает споры: стоит ли ворошить прошлое, не опасно ли вызывать дух тирана.

История памятливее людей. Все, что нужно знать перед премьерой «Рождения Сталина» | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

- Я хочу понять и показать, как революционный романтик превратился в злодея, - не раз говорил о своем замысле режиссер на пресс-конференциях и в интервью. - Как исчезает человек по фамилии Джугашвили и рождается Сталин. В биографии Сталина много алогичного и даже мистического. Сталин до сих пор не умер, точнее, если умер, то не до конца. Сила эмоций, которую до сих пор вызывает этот исторический персонаж, зашкаливает. Я же хочу средствами театра достичь некоей объективности, честности. Надеюсь, нам удастся выдержать эту линию.

В основе сценической композиции исторические документы и некоторые художественные тексты, например, пьеса Михаила Булгакова «Батум» о молодом Сталине, которая, как известно, так и не была поставлена. Ее запретил сам Сталин.

К премьере Александринский театр сделал специальную просветительскую программу, чтобы подготовить зрителя к восприятию спектакля. Одно из интересных событий состоялось 31 января - на сцене Александринки прошел вечер писателя, историка, драматурга Эдварда Радзинского, автора нескольких книг о Сталине. Накануне выступления Радзинский встретился с журналистами в Музее политической истории России, в Белом зале особняка Матильды Кшесинской.

- Это зеркало когда-то отражало лики Романовых, - начал Эдвард Станиславович, указав на старинное зеркало. - А потом - совсем другие лица. Зиновьев, Каменев, Бухарин... Все, кто потом, вслед за Романовыми, исчез не только со сцены истории, но и из жизни.

Напомним, что именно здесь, в Белом зале особняка Кшесинской, прошла седьмая Всероссийская партийная конференция большевиков.

В ответ на вопрос, что значит для него сцена Александринского театра, Радзинский вспомнил о спектаклях по его пьесам, которые шли в театре (например, «Беседы с Сократом», где главную роль играл Юрий Толубеев). И добавил:

- Это потрясающее ощущение - выходить на сцену, которая помнит Гоголя и Чехова.

Многих присутствующих интересовало, почему фигура Сталина, которая, как еще недавно казалось, окончательно развенчана, вдруг вновь стала популярной.

- Чтобы понять, побольше читайте о нашей истории, - посоветовал Радзинский. - Вот царь Иван Васильевич Грозный. После его смерти ярмо спало со страны. А дальше, как описывает Николай Карамзин, случилось странное. Шло время, свидетельства злодеяний царя лежали в архивах, жертвы замолчали. И постепенно на первый план вышла память о его победах, а имя «мучитель» сменилось на очень уважаемое в Азии имя Грозный. Но! Карамзин пишет, что история памятливее людей. История все равно запомнит: мучитель! То, что происходит сейчас со Сталиным, можно объяснить отчасти обманным ощущением могущества, будто бы связанного с ним. И нелюбви к тому, что происходит за окном. Вот и появляется фраза: «Сталина на вас нет!». Люди, особенно молодые, не извлекают никаких уроков из истории.

По словам писателя, он провел со Сталиным лет двадцать - работая над книгами о нем. Есть ли у него какие-то симпатии к этому персонажу?

- Актер, который исполняет роль Ричарда Третьего в трагедии Шекспира, должен попытаться его понять, - убежден Радзинский. - Говорят, что понять - значит простить. Ерунда. Понять - это значит понять. Почему он действовал именно так, а не иначе? Я потратил на Сталина двадцать лет, пытаясь понять этого человека. Сначала был Иосиф Джугашвили, мальчик Сосо, которого любила мать, который хотел стать священником. Потом он умер и появился пламенный революционер Коба. Совсем другой человек, имеющий больше сходства, например, с Че Геварой, чем с мальчиком Сосо. А потом умирает Коба, который преданно служил Ленину и, будучи боевиком, снабжал деньгами революционеров, живущих за границей, шесть раз был в ссылках и шесть раз бежал. И рождается Сталин...

Всегда интересно пофантазировать на тему: как бы стала развиваться история, если бы к власти пришел другой человек?

- Могло бы такое произойти? Нет, после нашей азиатской революции не могло, - говорит Радзинский. - Тогда возможен был только такой правитель, вышедший из недр страны, где столетиями было крепостное право. Где огромная часть населения была рабами.

В заключение Эдвард Радзинский вспомнил то время, когда он только начал писать свою книгу о Сталине:

- Один очень известный человек (не буду называть его имени) сказал, что Сталин никому уже не интересен, разве что старушкам. Книга вышла в 1995 году. Помню, я вышел на улицу, а там шла демонстрация оппозиции. И впервые после разоблачения культа личности, после перестройки, когда было издано столько воспоминаний жертв сталинских репрессий, я увидел, что люди несут портреты Сталина.

Я написал биографию Сталина для тех, кто живет сейчас. А вторую книгу о нем, «Апокалипсис от Кобы. Иосиф Сталин. Начало», основанную на воспоминаниях тех, кто его знал, написал не для вас. Я писал ее как бы «вперед», рассчитывая на время, когда историки будут пытаться понять, как жили люди в этой стране. И пытаться понять его, Сталина. Когда все волны спадут, и он станет просто исторической личностью.

Добавим, что билеты на премьеру спектакля «Рождение Сталина» активно раскупаются. Молодого Сталина сыграет Владимир Кошевой, зрелого - народный артист России Петр Семак.

#Александринский театр #премьера #Сталин #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 020 (6373) от 05.02.2019 под заголовком «История памятливее людей».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...