История памятливее людей. Все, что нужно знать перед премьерой «Рождения Сталина»
«Рождение Сталина» - баннер, возвещающий о премьере спектакля Валерия Фокина, которая грядет 22 февраля - висит на фасаде Александринского театра. Задолго до премьеры спектакль вызывает споры: стоит ли ворошить прошлое, не опасно ли вызывать дух тирана.
ФОТО Сергея ГРИЦКОВА
- Я хочу понять и показать, как революционный романтик превратился в злодея, - не раз говорил о своем замысле режиссер на пресс-конференциях и в интервью. - Как исчезает человек по фамилии Джугашвили и рождается Сталин. В биографии Сталина много алогичного и даже мистического. Сталин до сих пор не умер, точнее, если умер, то не до конца. Сила эмоций, которую до сих пор вызывает этот исторический персонаж, зашкаливает. Я же хочу средствами театра достичь некоей объективности, честности. Надеюсь, нам удастся выдержать эту линию.
В основе сценической композиции исторические документы и некоторые художественные тексты, например, пьеса Михаила Булгакова «Батум» о молодом Сталине, которая, как известно, так и не была поставлена. Ее запретил сам Сталин.
К премьере Александринский театр сделал специальную просветительскую программу, чтобы подготовить зрителя к восприятию спектакля. Одно из интересных событий состоялось 31 января - на сцене Александринки прошел вечер писателя, историка, драматурга Эдварда Радзинского, автора нескольких книг о Сталине. Накануне выступления Радзинский встретился с журналистами в Музее политической истории России, в Белом зале особняка Матильды Кшесинской.
- Это зеркало когда-то отражало лики Романовых, - начал Эдвард Станиславович, указав на старинное зеркало. - А потом - совсем другие лица. Зиновьев, Каменев, Бухарин... Все, кто потом, вслед за Романовыми, исчез не только со сцены истории, но и из жизни.
Напомним, что именно здесь, в Белом зале особняка Кшесинской, прошла седьмая Всероссийская партийная конференция большевиков.
В ответ на вопрос, что значит для него сцена Александринского театра, Радзинский вспомнил о спектаклях по его пьесам, которые шли в театре (например, «Беседы с Сократом», где главную роль играл Юрий Толубеев). И добавил:
- Это потрясающее ощущение - выходить на сцену, которая помнит Гоголя и Чехова.
Многих присутствующих интересовало, почему фигура Сталина, которая, как еще недавно казалось, окончательно развенчана, вдруг вновь стала популярной.
- Чтобы понять, побольше читайте о нашей истории, - посоветовал Радзинский. - Вот царь Иван Васильевич Грозный. После его смерти ярмо спало со страны. А дальше, как описывает Николай Карамзин, случилось странное. Шло время, свидетельства злодеяний царя лежали в архивах, жертвы замолчали. И постепенно на первый план вышла память о его победах, а имя «мучитель» сменилось на очень уважаемое в Азии имя Грозный. Но! Карамзин пишет, что история памятливее людей. История все равно запомнит: мучитель! То, что происходит сейчас со Сталиным, можно объяснить отчасти обманным ощущением могущества, будто бы связанного с ним. И нелюбви к тому, что происходит за окном. Вот и появляется фраза: «Сталина на вас нет!». Люди, особенно молодые, не извлекают никаких уроков из истории.
По словам писателя, он провел со Сталиным лет двадцать - работая над книгами о нем. Есть ли у него какие-то симпатии к этому персонажу?
- Актер, который исполняет роль Ричарда Третьего в трагедии Шекспира, должен попытаться его понять, - убежден Радзинский. - Говорят, что понять - значит простить. Ерунда. Понять - это значит понять. Почему он действовал именно так, а не иначе? Я потратил на Сталина двадцать лет, пытаясь понять этого человека. Сначала был Иосиф Джугашвили, мальчик Сосо, которого любила мать, который хотел стать священником. Потом он умер и появился пламенный революционер Коба. Совсем другой человек, имеющий больше сходства, например, с Че Геварой, чем с мальчиком Сосо. А потом умирает Коба, который преданно служил Ленину и, будучи боевиком, снабжал деньгами революционеров, живущих за границей, шесть раз был в ссылках и шесть раз бежал. И рождается Сталин...
Всегда интересно пофантазировать на тему: как бы стала развиваться история, если бы к власти пришел другой человек?
- Могло бы такое произойти? Нет, после нашей азиатской революции не могло, - говорит Радзинский. - Тогда возможен был только такой правитель, вышедший из недр страны, где столетиями было крепостное право. Где огромная часть населения была рабами.
В заключение Эдвард Радзинский вспомнил то время, когда он только начал писать свою книгу о Сталине:
- Один очень известный человек (не буду называть его имени) сказал, что Сталин никому уже не интересен, разве что старушкам. Книга вышла в 1995 году. Помню, я вышел на улицу, а там шла демонстрация оппозиции. И впервые после разоблачения культа личности, после перестройки, когда было издано столько воспоминаний жертв сталинских репрессий, я увидел, что люди несут портреты Сталина.
Я написал биографию Сталина для тех, кто живет сейчас. А вторую книгу о нем, «Апокалипсис от Кобы. Иосиф Сталин. Начало», основанную на воспоминаниях тех, кто его знал, написал не для вас. Я писал ее как бы «вперед», рассчитывая на время, когда историки будут пытаться понять, как жили люди в этой стране. И пытаться понять его, Сталина. Когда все волны спадут, и он станет просто исторической личностью.
Добавим, что билеты на премьеру спектакля «Рождение Сталина» активно раскупаются. Молодого Сталина сыграет Владимир Кошевой, зрелого - народный артист России Петр Семак.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 020 (6373) от 05.02.2019 под заголовком «История памятливее людей».
Комментарии