История с натуры: необычные экспонаты на выставке, посвященной Нюрнбергскому процессу

Не открыть что‑то новое, а в первую очередь привлечь внимание молодежной аудитории к тому, что в принципе должно быть хорошо известно. Таков посыл новой выставки в Музее политической истории России. Именно поэтому экспозиция подготовлена в «репортажном стиле»: броские заголовки, крупные иллюстрации, минимум текста. Речь — о Нюрнбергском процессе, получившем название «Суд народов». Его подсудимыми стали главные нацистские военные преступники.

История с натуры: необычные экспонаты на выставке, посвященной Нюрнбергскому процессу | На рисунке Николая Жукова — публика в зале Нюрнбергского процесса./Репродукция. ФОТО автора

На рисунке Николая Жукова — публика в зале Нюрнбергского процесса./Репродукция. ФОТО автора

Создавал эту выставку Фонд памяти Александра Печерского. Напомним, он назван в честь советского офицера, возглавившего единственное успешное за всю Вторую мировую войну восстание в нацистском концлагере. Занимается фонд увековечением памяти участников Сопротивления, подпольщиков, боровшихся с нацистами, а также жертв немецкой оккупации.

Каждый из стендов выставки посвящен какой‑либо отдельной теме: «Обвинители», «Свидетели», «Подсудимые», «Работа переводчиков», «Казнь»… Начинается же экспозиция с ключевого вопроса: что мы помним о Нюрнбергском процессе? Да, всего несколько лет назад в связи с его 75‑летием о нем много говорили, в нынешнем году на широкие экраны вышел художественный фильм «Нюрнберг», в котором Евгений Миронов сыграл роль контрразведчика Мигачева, а Сергей Безруков — главного обвинителя от СССР Романа Руденко. Казалось бы, если молодежь не читает толстых книг и не смот­рит телевизор, то уж новинки кино не должна пропускать…

На открытии выставки были самые обычные питерские старшеклассники, почти выпускники. Они признались: да, что‑то где‑то слышали про Нюрнбергский процесс, но совершенно не имеют понятия, что это было. Ребята задавали вопросы: что, действительно был публичный суд? А в чем обвиняли подсудимых? И у них даже адвокаты были?

— То есть школьники не представляют элементарных подробностей, — говорит заведующая экспозиционно-выставочным отделом музея Маргарита Самойлова. — Фильм некоторые смотрели, но за мощным экшеном, детективной линией и любовной интригой пропустили самое главное. И образ главного героя, контрразведчика Мигачева, — собирательный, «беллетристический», — вводит в некоторое заблуждение, именно поэтому, возможно, не дает воспринять серьезную линию повествования, заложенную в киноленте…

Кстати, на выставке представлен реквизит, который использовался в фильме. Пишущая машинка, фотоаппараты, наушники, даже судейский молоток… Это подлинные артефакты того времени. Кроме реквизита экспонатами стали советские, европейские и американские газеты и журналы с публикациями о процессе. Напомним, все 403 заседания, продолжавшиеся с 20 ноября 1945 года по 1 октября 1946‑го, были открытыми. Поэтому печать была наполнена всевозможными репортажами, комментариями и иллюстрациями.

Что лично мне показалось самым интересным на этой выставке? Пожалуй, стенд с интригующим заголовком: «О чем было решено молчать». Страны Запада не захотели обсуждать тему мюнхенского сговора, а также упоминать о том, что они до определенного момента, уже после прихода Гитлера к власти, поддерживали развитие германского ВПК. Советский Союз наложил табу на обсуждение вопросов, связанных с советско-германским пактом о ненападении 1939 года, а также с советско-польскими отношениями.

А еще очень неожиданна история художника Николая Жукова, который присутствовал на процессе и сделал более четырехсот очень точных, ярких портретных зарисовок обвинителей, свидетелей, подсудимых, а также публики в зале.

В годы Великой Отечественной войны он служил рядовым артиллеристом, потом работал в редакции армейской газеты на Калининском фронте и одновременно военкором «Правды». Был автором многих знаменитых фронтовых плакатов, летом 1943 года стал художественным руководителем Студии военных художников имени М. Б. Грекова. В 1945 году газета «Правда» направила его своим корреспондентом на Нюрнбергский процесс.

«Рисовать пришлось, держа в левой руке бинокль, а ребром ладони правой руки придерживать альбом, лежащий на коленке, — вспоминал Жуков. — Я рисовал натуру, которая не позировала, а двигалась, была на большом от меня расстоянии…»

По словам художника, Геринг напоминал жабу, иногда раздувавшуюся до нелепых размеров. Старательно подыгрывал под трагика «бледнолицый» Риббентроп. С лакейским выражением ерзал Йодль. Беспрестанно двигал челюстью, будто ругаясь про себя, Штрейхер…

— Рисунки Жукова практически сразу публиковались с его комментариями в журнале «Огонек» и в других изданиях, — говорит Самойлова. — Увы, но до сих пор не было ни одной полной выставки его работ, сделанных в Нюрн­берге.


#выставка #история #Нюрнбергский процесс

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 231 (7560) от 06.12.2023 под заголовком «История с натуры».


Комментарии