Истомились по виолончели

Французский виолончелист Готье Капюсон дебютировал вместе с пианистом Жеромом Дюкро в Концертном зале Мариинского театра с красивой программой музыки французских композиторов, а также Рахманинова и Пьяццоллы.

Истомились по виолончели | Иллюстрация Molodec/shutterstock.com

Иллюстрация Molodec/shutterstock.com

Зал был переполнен, после концерта музыкантов не хотели отпускать, устроив шквал оваций. Они дважды бисировали, исполнив сначала знаменитый «Вокализ» Рахманинова, а совсем на десерт - рэгтайм Джоплина. Судя по такому энтузиазму публики, она очень сильно истомилась по виолончели. Да, группы виолончелей в симфонических оркестрах как будто укомплектованы, и для ансамблевого звука мастерства солистов хватает вполне, но разве это дело, если со времен Бориса Пергаменщикова, украшавшего собой Ленинградскую консерваторию, но эмигрировавшего в Европу, мы не можем назвать имени музыканта, о котором бы говорили дальше Невского проспекта? Покуда виолончельные таланты, возможно, где-то подрастают, придется скрашивать это томительное ожидание, изредка слушая прекрасных, например, французов.

А Готье Капюсон и в самом деле явил прекрасный звук - красивый, темный, ровный, бесшовный, поистине французский. Французы и страсть - понятия синонимичные. Но если речь заходит о музыке, то страсти в ней, как правило, обретают изящно сконструированное русло - примерно как аллеи во французском парке. Брат не менее известного скрипача Рено Капюсона, Готье начал учиться на виолончели с четырех лет и, прежде чем стать звездным солистом, играл в молодежном оркестре Густава Малера под управлением таких дирижеров, как Бернард Хайтинк, Пьер Булез, Клаудио Аббадо.

Для первого петербургского концерта Капюсон собрал элегантную программу, в которой две сонаты прослоил тем, что обычно играют в третьем отделении, - бисами. В таком построении программы виделась грамотная тактика: баланс между очень известным и совсем не известным. К последним можно было отнести и Сонату для виолончели и фортепиано Дебюсси, и Сонату Рахманинова для этого же состава. Написанная в 1915 году, соната чародея-импрессиониста Дебюсси свидетельствовала, с одной стороны, о неоклассицистических интересах композитора, а с другой - была окном в ХХ век. В ней нет ни доли академического занудства, а есть свобода изобретательной композиторской мысли, впитавшей модные ритмы нового века в диалоге с ритмами дней давно минувших.

После хорошей порции неизвестного бальзамом оказались «Размышление» Массне из оперы «Таис», «Элегия» Форе и тем более «Гранд танго» Пьяццоллы. В дуэте равновеликих исполнителей пианист при всем его темпераменте знал свое место. Волю этому темпераменту Жером Дюкро дал в пьеске собственного сочинения под названием Encore, или «Бис», написанной в духе какого-нибудь милого «хоровода гномов» и сыгранной в качестве последнего номера концерта.

Музыка известная понадобилась музыкантам, чтобы окончательно влюбить слушателей в себя. А потому Сонату Рахманинова зал слушал уже более сосредоточенно, хотя отдельные группки публики все равно хлопали в ладоши между частями, мешая восприятию целого. Звук Готье Капюсона подкупал полнотой и идеальной ровностью ведения во всех регистрах, обретая особую роскошь в низком, баритоново-басовом. Его виолончель пела. Еще чуть-чуть - и звук мог бы показаться прохладным, но Готье чутко контролировал комфортную «температуру», не переохлаждая и не доводя до кипения. И в этой гармонии элементов чувствовался дух Франции.

#французская музыка #Готье Капюсон #Жером Дюкро

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?