Ноябрьский свет в августе. Итоги танцевального фестиваля Context в Петербурге

Придуманный Дианой Вишневой фестиваль Context каждый год поддерживает молодых российских хореографов — из массы заявок выбирают несколько человек, выделяют им гранты на небольшую постановку. Затем тот, кто придумал лучший спектакль, едет на стажировку в одну из знаменитых европейских компаний, специализирующихся на современной хореографии.

Ноябрьский свет в августе. Итоги танцевального фестиваля Context в Петербурге | ФОТО Марка ОЛИЧА предоставлено пресс-службой фестиваля

ФОТО Марка ОЛИЧА предоставлено пресс-службой фестиваля

Ключевое слово тут — «современной»: мариинская прима Вишнева, известная страстью к балетам конца ХХ и начала XXI века, старается увлечь своих коллег — танцовщиков и балетмейстеров — техниками сегодняшнего и даже завтрашнего дня. В отборе конкурсантов ей помогает бывшая солистка Большого театра Анастасия Яценко, самые яркие свои роли создавшая в спектаклях ХХ века. Эта часть фестиваля Context называется Context lab, и очередной выпуск молодых дарований только что был предъявлен Петербургу и миру во дворе новоголландской «Бутылки».

В этом году образовательный проект проходил в сотрудничестве со студией Уэйна Макгрегора. Отобранные год назад семь российских хореографов получили двухдневный мастер-класс по программе знаменитого британского балетмейстера Mind and movement («Разум и движение») и гранты на сочинение спектаклей; теперь они эти спектакли показали и был назван постановщик, который поедет к Макгрегору на стажировку.

Попасть внутрь «Бутылки», в ее круглый двор, смогли лишь те балетоманы, что заранее позаботились о покупке билетов — перед началом представления их уже не было: аншлаг. Но дирекция феста устроила бесплатную трансляцию на большом экране острова, а также в Сети — и Интернет расширил аудиторию вечера до 10 тысяч человек.

Хореографы представляли четыре российских города. Больше всего было петербуржцев: выпускник петербургской Консерватории по специальности «режиссура балета» Эрнест Нургали (он поставил La place на музыку дуэта Monolog & Subheim), преподаватель Академии танца Бориса Эйфмана Константин Кейхель («Точка» на музыку Теда Херна), педагог школы современного танца Bye Bye Ballet Ольга Васильева («Мы» на музыку Александра Карпова) и хореограф Владимир Варнава, известный уже работами в Мариинском театре («Ярославна. Затмение» и «Петрушка»; для нынешнего конкурса он сделал «Ткани» на музыку Red Hot Chili Peppers). Независимый хореограф из Москвы Павел Глухов показал «Свет в ноябре» на музыку Дага Розенквиста и Рютгера Зейдервелта, Мария Яшникова из иркутского театра «PROДвижение» — «Создающее личность» на музыку Людовико Эйнауди и Абеля Коженевского, а возглавляющая собственную компанию в Перми Марина Кремнева — «Когда я стала амазонкой», в фонограмме которой соединились пять авторов — от Иоганна Себастьяна Баха до Майкла Наймана.

Продолжительность одноактовок составляла от 8 до 15 минут — и кто-то точь-в-точь укладывал в хронометраж движение и мысль, а кто-то в несчастной четверти часа тонул, как в океане времени.

Задача-максимум у всех, понятное дело, была — создать что-то хореографически ценное. Но, очевидно, была и задача-минимум: показать, чему научились именно в методе Макгрегора. Задачу эту все решали по-разному.

Простодушнее всех оказался Эрнест Нургали: его артисты в La Place старательнее всего вывертывают руки и ноги, стараясь добиться схожести с экстремальными па, которыми прославился британец. Кисть руки, максимально откинутая назад и вращающаяся по неровному кругу, как винт сбитого вертолета, производит сильное впечатление, но весь опус в целом выглядит всего лишь ученическим приношением мастеру. Разумнее поступают те авторы, кто элементы макгрегоровской техники вписывают в свой уже устоявшийся стиль — но тут возникает проблема с собственно стилем.

Две сочинительницы танцев из трех участвовавших в проекте — иркутянка Мария Яшникова и пермячка Марина Кремнева — представили сочинения чрезвычайно пафосные. Яшникова сотворила этюд «Создающее личность» на тему противостояния большого таланта и так себе людишек — с повелительными жестами Героини, обязательным стуком сердца в фонограмме и финальной позой в стиле «я памятник себе воздвиг». Кремнева в «Когда я стала амазонкой» рассказала историю девушки, к которой очень небрежно относился ее молодой человек (взял и уронил, как мешок, не заметил — дальше пошел), и от этого она примкнула к некой группе воительниц. Но стоило молодому человеку вновь появиться на горизонте (без изменений в поведении — все так же готовому переступить и не заметить) — удалые битвы были забыты и героиня снова кинулась к предмету своей страсти. В общем, «бьет — значит любит» в балетной транскрипции.

На этом фоне работа Ольги Васильевой «Мы» (представлявшая собой фрагмент спектакля, что она за этот год выпустила в Воронежском камерном театре) выглядела просто образцом внятной композиции, не отягощенной излишним пафосом. Одноактовка Васильевой была поставлена под впечатлением от романа Евгения Замятина — и ровные ряды марширующих артистов в белом точно работали на замысел. Каждый герой — индивидуальность, но каждый от своей индивидуальности добровольно отказывается и принадлежит группе. За те 12 минут, что шел отрывок, общая картинка замятинского романа была выстроена весьма внятно.

Константин Кейхель в монологе «Точка», доверенном Андрею Остапенко, экспериментировал с пластикой, явно вспоминая уроки Макгрегора — но приметы жестких конструкций англичанина в потоке достаточно мягкой авторской пластики смотрелись обломками железного моста, которые обтекает река.

Владимир Варнава в свою одноактовку «Ткани» (тоже часть уже выпущенного спектакля, и он исполнил ее вдвоем с артисткой Мариинского театра Златой Ялинич) вбухал всю свою изобретательную фантазию. Отличное соло для танцовщицы; замечательно построенные взаимоотношения героев; классическая выучка артистки, использованная хореографом не-классиком с восхищением и досадой. Но против Варнавы сыграла избыточность его композиции: и еще хохма, и еще, и еще, и к финалу герой превратился в рок-музыканта, на стены пошла видеопроекция, хореография отошла в сторонку и тихо умерла, придушенная режиссурой.

А победителем был признан Павел Глухов. С его лаконичным дуэтом «Свет в ноябре», где два танцовщика (сам Глухов и Юрий Чулков) создали поэму дружбы-соперничества, настороженности и мгновенно приходящего понимания друг друга. В мягкости и стремительности реакций было что-то от китайских единоборств (таким ассоциациям помогал и длинный легкий шест, с которым работали артисты). При этом Глухов отлично использовал прием «остановки времени» (когда один герой выскальзывает из захвата другого, как из застывшей гипсовой формы, а тот на секунду так и остается стоять). Это была, безусловно, современная хореография — но впитавшая в себя память веков. Ну и макгрегоровские приемы тоже — в числе множества других.

Так награду — поездку в Лондон — получил автор самой уравновешенной, самой гармоничной и при этом не заигрывавшей с Макгрегором работы. Что совершенно справедливо — учиться у великого человека стоит тому, кому уже есть что сказать.

А фестиваль Context, не останавливаясь, начинает новый этап работы с молодыми хореографами — уже отобраны будущие авторы, и их сочинения можно будет увидеть 20 октября на Новой сцене Александринского театра. А за день до того на сцене Мариинского-2 фестиваль Дианы Вишневой познакомит петербургскую публику с тремя яркими хореографами XXI века — на гастроли приедет Канадский балет со спектаклями Кристал Пайт, Гийома Коте и Джастина Пека.

#фестиваль #культура #события #хореография

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 161 (6260) от 03.09.2018 под заголовком «Истина — в «Бутылке»».

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.