Испытания Тамино и Памины

В Михайловском театре состоялась первая премьера сезона – опера «Волшебная флейта» в постановке, декорациях и костюмах Пета Хальмена. За пультом был дирижер Мариинского театра Гавриэль Гейне.

Испытания Тамино и Памины |  В спектакле Пета Хальмена не только вовсю эксплуатируется масонская символика, но и показана сцена посвящения, где и Зарастро, и члены его ложи в напудренных париках одеты в фартуки вольных каменщиков. ФОТО Николая КРУССЕРА предоставлено пресс-службой те

В спектакле Пета Хальмена не только вовсю эксплуатируется масонская символика, но и показана сцена посвящения, где и Зарастро, и члены его ложи в напудренных париках одеты в фартуки вольных каменщиков. ФОТО Николая КРУССЕРА предоставлено пресс-службой те

Спектакль стал совместным проектом Михайловского театра и Лозаннской оперы. Режиссер умер четыре года назад, и петербургской постановкой занимался Эрик Вижье, директор Лозаннской оперы. Появись такой спектакль на пару лет раньше, он, возможно, показался бы не слишком актуальным. А сегодня строгая, чистая, черно-белая эстетика, в какой решена постановка, стилизующая театр моцартовской поры, оказалась бальзамом на душу, терзаемую ежедневными сводками с полей битв или терактов.

Глядя на простое, очевидное решение самой загадочной оперы Моцарта, на то, как мудрец-волшебник Зарастро наставляет на путь истинный заблудшую дочь Царицы ночи, как мановением руки избавляет свой народ от власти тьмы, думалось, что не хватает сегодня такого вот расчудесного философа, способного все поставить на свои места.

В этой версии «Волшебной флейты» содержится послание, поводом для которого стало реальное событие – пожар в Библиотеке Анны-Амалии в Веймаре. Из вступительной статьи режиссера Пета Хальмена к премьерному буклету мы узнали, что во время этого пожара пострадало не только здание – зал в стиле рококо, но и сгорело множество книг, среди которых первое издание оперы «Волшебная флейта». Памятник этому зданию есть в спектакле – когда героев Тамино и Памину испытывают огнем и водой, зрители видят сначала горящий, затем потухающий домик. А о библиотечных архивах напоминают полки книг во дворце Зарастро.

Как известно, в этой опере Моцарт пародирует масонский ритуал посвящения, вспоминая египетских богов Изиду и Озириса. По одной из версий, такое разоблачение в свое время вызвало большое недовольство в масонских кругах.

В Мариинском театре опера поставлена в легкой, как бы импровизационной манере, с элементами интерактива, во время которого зрители сидят на сцене и смотрят актерам в глаза. «Волшебная флейта» в Михайловском театре не только очень напоминает игры моцартовской эпохи, но и словно возвращает старинному интерьеру этого театра истинные черты, и посеребренные ложи начинают блестеть совершенно иным блеском.

Впрочем, постановка не воссоздает дотошно ритуалы моцартовой поры. Режиссер очень легко (но не небрежно), аккуратно (но не педантично) балансирует между эпохами и стилями. Что и должно происходить в таком жанре, как зингшпиль («пьеса с пением»), смело допускающем смешение и проникновение высокого и низкого, сложного и простого, великого и смешного.

Этот спектакль можно рекомендовать для семейного просмотра. Постановочная команда играет в классику без назиданий, всего лишь старательно стремясь прочитать либретто так, чтобы явить зрителю XXI века замысел Шиканедера и Моцарта. Царица ночи здесь выезжает в египетской гробнице в сопровождении двух обнаженных черных псов-юношей из миманса, напоминая о египетской Книге мертвых. Черные мысли мавра Моностатоса выдает его черный костюм. Хотя, как существо суетливое и подневольное, он на протяжении оперы несколько раз переворачивает свой пиджак с лицевой стороны на изнаночную – с черной на белую, когда воля Зарастро принуждает его встать на путь истинный. Выход Зарастро сопровождают златоголовые львы, несколько напоминающие шоколадные фигурки известной швейцарской фабрики.

Связь с реальностью здесь обеспечивает птицелов Папагено, несмотря на то что нелепым видом он напоминает не то снеговика, не то пингвина-летчика. Он словно призван природным комическим даром дополнять слишком умных мудрецов и принцев, забывающихся в эмпиреях. И работу баритона Александра Шахова, исполнявшего партию Папагено, иначе как на отлично оценить нельзя. Артисту удалось по-настоящему веселить публику разными голосовыми ужимками и неуклюжей клоунской пластикой. Хорош он был и в пении, где словно надевал строгий фрак.

С речью всех солистов вообще очень славно поработали, и каждый из персонажей прекрасно справился со сложными немузыкальными сценами, в них диалоги звучали на русском языке. А вот пели артисты по-немецки. Стиль Моцарта для многих российских певцов остается крепким орешком. Чтобы петь Моцарта, требуется и ум, и грация, и сила, и легкость, и прозрачность. Немецкий язык большинства исполнителей вызывал, как говорится, вопросы.

Но, несмотря на трудности, в «Волшебной флейте» Михайловского театра все же Моцарт слышался отчетливо. На партию принца Тамино пригласили итальянского тенора Паоло Фанале. Певец лихо, без труда справился с не самой простой партией, хотя душу не всколыхнул. Мастерица своего дела колоратурное сопрано Светлана Москаленко на втором спектакле исполнила роль Царицы ночи не без легких интонационных потерь. Нежно и с большим чувством спела свою Памину сопрано Светлана Мончак. Феерически выступила в партии Папагены сопрано Екатерина Фенина. Вальяжным, видавшим виды Зарастро предстал пред петербургской публикой московский бас Алексей Тихомиров, очень достойно справившийся с немецким языком.

Дирижер Гавриэль Гейне напрасно решил, что оркестр в этой опере не должен выходить за рамки скромного аккомпанемента. От этого опера порой напоминала диетическое блюдо, потерявшее часть своих ароматов и красок.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.