Испытание медными и струнными

В Театре музыкальной комедии состоялись III тур и церемония награждения лауреатов и дипломантов Седьмого международного конкурса оперных певцов «Санкт-Петербург».

Испытание медными и струнными | ФОТО Stokketer/shutterstock.com

ФОТО Stokketer/shutterstock.com

Было время, когда и на конкурсах Елены Образцовой, и на конкурсе Ирины Богачевой сначала чинно, согласно регламенту, проводили третий тур, а на следующий день устраивали награждение и концерт лауреатов. Но времена изменились, и на протяжении нескольких лет третий тур соединяется с торопливым награждением молодых победителей в жанре «сделаем это по-быстрому».

У конкурса «Санкт-Петербург» в этот раз возникли сложности организационного порядка еще и в связи с переездом Консерватории. Резиденциями конкурса на протяжении предыдущих шести «выпусков» были Малый зал Консерватории им. Глазунова, где проходили прослушивания двух первых туров, и Театр Консерватории или Большой зал им. Рубинштейна, где устраивался финал с церемонией награждения. В этот раз «Санкт-Петербург» прошел в трех залах: первый тур – в очень скромном камерном зале в новом здании Консерватории на улице Глинки, 2, второй – в Академической капелле, а третий – в Театре музыкальной комедии.

Жюри выслушало 129 певцов. Конкурс «Санкт-Петербург» стал в свое время отличной перспективой и надеждой для студентов нашей Консерватории, благо бессменным председателем его жюри была Ирина Богачева, заведующая кафедрой сольного пения. Впрочем, лауреатами за эти годы оказывались отнюдь не только ученицы петербургских профессоров сольного пения. Сегодня это уже солидный международный конкурс, этот статус придают ему, как правило, китайцы, корейцы, монголы, до недавнего времени украинцы. В буклете этого года можно было найти и единичные случаи участия граждан Бельгии, Эстонии, США. От конкурса Образцовой «Санкт-Петербург» отличается тем, что главным условием программы является исполнение романсов на стихи петербургских поэтов XVIII – XX веков и арии петербургского композитора XIX – XX веков. Самое сложное – преодолеть первый тур и попасть в полуфинал.

Но в этом году самым трудным, кажется, стал третий тур. Во-первых, зал Театра музыкальной комедии не отличается хорошей акустикой, в нем затруднительно без помощи звукоусилительной системы услышать певца со всеми его достоинствами и недостатками, звук в зале не летит. Но это оказалось не единственной сложностью. Третий тур, как известно, проходит при участии оркестра, который должен успеть хотя бы вчерне пробежаться на репетициях по репертуару каждого финалиста. А расстояние между вторым туром, после которого становятся известны имена прошедших дальше «по этапу», и финалом слишком мало для того, чтобы оркестр довел до ума арии, о существовании которых, быть может, даже и не подозревал. Словом, все зависит от качества оркестра и мастерства дирижера.

В этот раз не было ни того, ни другого. Оркестр многократно становился серьезной преградой для исполнителя, то расходясь, то допуская чудовищную грязь, а то и вовсе играя не те ноты, останавливаясь и подхватывая солиста, если повезет, на лету. Ни о каких «особенностях интерпретации» и мало-мальской художественности речи не могло быть. Дирижер Антон Лубченко безуспешно метал гневные взгляды в адрес незадачливых оркестрантов, которые виновато переглядывались между собой. Выступление нескольких певцов оказалось попросту под угрозой срыва, и оставалось лишь завидовать их невероятной выдержке, поскольку ни один не сбился, продолжая финальные выступления.

Уровень большинства участников прошедших в финал, говорил о чрезмерной снисходительности и добросердечии жюри. Впрочем, на фоне условных лауреатов безусловными выглядели несколько настоящих победителей. Так, на несколько голов выше всех финалистов стоял бас Александр Рославец, ученик Николая Охотникова. Александр продемонстрировал красоту и силу своего богатого голоса, музыкальность и техническую подкованность не только в арии короля Рене из «Иоланты» Чайковского, но и в менее популярной арии Каспара из «Вольного стрелка» Вебера. Свою первую премию (150 тыс. рублей) он получил по праву. Рядом с ним два других баса – москвич Станислав Воробьев (третья премия, 45 тысяч) и Олег Давыдов (вторая премия, 90 тысяч) казались хорошистами на экзамене. Впрочем, у Олега Давыдова с его крепким, зычным, «мускулистым» басом все еще впереди, поскольку он – всего лишь студент III курса петербургской Консерватории по классу Сергея Алексашкина. Артистизму его педагог уже научил. Спев мрачную предсмертную арию Банко из «Макбета» Верди, Давыдов взъерошил кудри, передернул пиджак, чтобы перевоплотиться в пьяного монаха-расстригу Варлаама из «Бориса Годунова» Мусоргского с его лихой песней о взятии Казани.

Очень большим авансом получила свою третью премию китаянка Хо Шуцзюнь. Замахнувшись на два шедевра – монолог Баттерфляй из оперы Пуччини и письмо Татьяны из «Евгения Онегина» Чайковского, она демонстрировала условно «большой голос», которому катастрофически не хватало дыхания, и сильно коверкала слова. Куда более стильно, мастеровито, хотя и недостаточно эмоционально выступила Александра Рыбакова со сложнейшими каватиной Гориславы из «Руслана и Людмилы» Глинки и арией Елизаветы из «Тангейзера» Вагнера. Ей достался лишь диплом. Лауреат третьей премии меццо-сопрано Дарья Сергеева показала красивый голос, но далеко не безупречную технику. Лирическое сопрано Пелагея Куренная, ученица Тамары Новиченко, пленила публику повышенной музыкальностью и способностью завораживать зал, за что и получила вторую премию. Ее же удостоилась и москвичка Наталья Кучина, несколько тяжеловато, в одном регистре, почти без нюансов исполнив арию Саломеи из «Иродиады» Массне и ариозо Иоланты из оперы Чайковского.

Тенору Роману Арндту, солисту театра «Зазеркалье», также получившему вторую премию, не хватило куража, концентрации и большей эмоциональной подвижности для первой премии. Но его лирический тенор со слезой дорогого стоил в каватине Фауста из оперы Гуно и романсе Водемона из «Иоланты» Чайковского. Удачно, с конкурсным блеском выступили лауреатки первой премии лирическое сопрано Ольга Жарикова, ученица Татьяны Новиковой (когда-то солистки Мариинского театра, незабываемой Татьяны в «Евгении Онегине», поставленном в 1982 году в Кировском театре Юрием Темиркановым), и лирико-колоратурное сопрано Екатерина Фенина, ученица Светланы Горенковой. Члены жюри тепло поздравили новоявленных лауреатов, равно как и всех состязавшихся, напутствовав их добрыми словами и убедив продолжать упорно отстаивать свое место под солнцем.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 232 (5603) от 10.12.2015.


Комментарии