Испытание для кинозрителей

В кинотеатрах «Аврора» и «Формула кино Галерея» в рамках культурного проекта Theatre HD, демонстрирующего зарубежные оперные и драматические постановки на экране, продолжаются показы спектакля «Суровое испытание» по знаменитой пьесе Артура Миллера (в России более известной как «Салемские колдуньи»). В лондонском театре «Олд Вик» год назад ее поставила Яэль Фарбер.

Испытание для кинозрителей  | ФОТО Fer-Gregory/shutterstock.com

ФОТО Fer-Gregory/shutterstock.com

Артура Миллера во всем мире ставят, и ставят много, «Суровое испытание» не исключение. В результате охоты на ведьм, инициированной истерически настроенными девочками-подростками и поддержанной духовенством и запуганными горожанами, в Салеме XVII века состоялся судебный процесс. Жители города наперебой обвиняли друг друга в связях с дьяволом, и многие были приговорены к смертной казни. Этот сюжет всегда давал театру обильную почву для размышлений.

В Петербурге за четверть века пьеса попадала на подмостки дважды: в начале 1990-х к ней обратился Темур Чхеидзе в БДТ, а несколько лет назад – Анджей Бубень в Театре на Васильевском. Сакраментальный вопрос: «Почему именно сейчас режиссера заинтересовала пьеса, повествующая о массовом психозе и поиске внутренних врагов?» – задавали в основном Бубеню. С мотивацией Чхеидзе, кажется, всем все было ясно: в разгар перестройки было принято считать, что он (несмотря на очевидные вневременные обобщения) ставил спектакль о «недавнем постыдном прошлом», сталинских репрессиях и процессах над диссидентами. Спектакль Бубеня (при всех его достоинствах) существовал в некоем временном вакууме: в самом деле, кому пару-тройку лет назад еще могла быть интересной охота на ведьм и расправа всемогущей теократии над озлобленным, невежественным и покорным населением крошечного городишки в Массачусетсе?! Решительно, спектаклю не хватало актуальности.

Интересно, что вопросом пресловутой «актуальности» «Олд Вик» заниматься и не подумал. Традиционный театр (а британский театр – образчик традиционализма со всеми его плюсами и минусами) ставит пьесы просто потому, что это хорошие пьесы. Исключения – в виде прозрачных политических намеков – допускаются и вызывают иногда немалый ажиотаж, но не они определяют общий характер работы с материалом. Яэль Фарбер и ее актеры разбирались с текстом как таковым – и этот замкнутый на себе, «чисто театральный» подход оказал на зрителей, лишенных необходимости перевода с эзопова языка, неожиданно сильное воздействие на чувственном уровне. Классическая пьеса проявила свои лучшие качества – не как «отражение реальности», но как неизменяемый отрезок общечеловеческого культурного кода.

Впрочем, неожиданность воздействия оказалась, как водится, результатом продуманной подготовки: мало того что «Олд Вик» изнутри был затянут серым полотном, а актеры, играющие в непосредственной близости к залу, были одеты в глухие темные костюмы, чтобы ничто не отвлекало публику от выразительности лиц, выступающих из полутьмы. Но в помещении весь спектакль щедро курили ладан и подавали звуковые импульсы, отчего зрительские кресла начинали ощутимо вибрировать. Однако все эти занятные приспособления стоили бы немного, если бы театр не освоился с пьесой. (Зрители в кинозалах, разумеется, лишены всех нюансов живого зрелища, зато им доступны суперкрупные планы актеров.)

«Суровое испытание» в «Олд Вик» – это образцовый академический театр, с внятным разбором, мощными (хотя и несколько одномерными) характерами, с привычной на английской сцене актерской сверхвыразительностью, когда исполнители насмерть вцепляются друг в друга и в публику. Этому театру в равной степени чужды и диалоги впроброс, и напыщенная декламация – чувство меры «встроено в систему». Здесь почти всегда чуточку переигрывают – зато никогда не фальшивят. Эмоции персонажей обычно выглядят немножко «перегретыми» – но все искупается их умной точностью. Мало кто из зрителей, захваченных бурей чувств и событий, стремительно происходящих на сцене, успеет вспомнить о том, что перед ним – по-настоящему старый театр. А все дело в том, что этот театр, сколь бы традиционным он ни был, никогда не позволит себе старческой дряхлости и сентиментальной вялости. Быть консерватором еще не значит быть маразматиком.

«Омолаживающий эффект» достигается проверенными средствами – а именно актерским тренингом и муштрой. Выразительность невозможна без впечатляющей физической формы – одним из «спецэффектов» «Сурового испытания» является хореографическое решение. Разумеется, в строгом пуританском Салеме никто не танцует, поэтому так ошеломляюще действуют неожиданные (и аккуратно спрятанные в ткань спектакля) пластические экзерсисы.

Мятежница Абигайль (Саманта Коллей) впервые появляется в комнатке своей больной кузины, и ничто не предвещает, что эта сильная красивая девушка устроит смертоносную пытку всему городу, – кроме разве что ее порывистого бега по кругу с как бы случайными стремительными подпрыгиваниями на любых горизонтальных плоскостях. Она не просто волнуется, она разгоняется. Это еще не шабаш, но метлы уже наготове. Охоту на ведьм, в которой страдают невинные жертвы, устраивают настоящие ведьмы (эта мысль пришла недавно и создателям мистического сериала «Салем»). И дело совсем не в том, что молодость виновна сама по себе (как это обычно случалось в спектаклях «позднего» Чхеидзе). Дело в том, что Абигайль и (отчасти) ее девичья свита – любимые, скромные, послушные и безропотные дети пуританского Салема. Иными словами – циники и лицемеры, приспособившиеся скрывать свои бунтарские юные порывы за высокоморальной риторикой. Малышку случайно застукали, когда она пила кровь и вызывала духов, чтобы сжить со свету жену мужчины, в которого она влюблена. Не застукали бы – осталась бы образцовой невинной девой Салема.

Ключевой сценой спектакля становится эпизод, где боевой отряд салемских девственниц предстает перед высоким судом, дабы уличить в ведовстве новых жертв. В традиционный повествовательный спектакль с крепкой добротной патетикой вновь исподволь вторгается чужеродный пластический элемент: группа девушек существует как цельный организм, где единым является каждый медленный высокомерный поворот головы. В нужный момент по знаку Абигайль, внезапно, как бы под воздействием злых чар изогнувшейся неправдоподобно крутой дугой, девицы устраивают настоящую вакханалию, просчитанность и железная рациональность которой пугают еще больше. Судьи потрясены. В пуританском обществе, как известно, развлечения вроде танцев и театра были под запретом – как противоречащие духовным ценностям. Закономерно, что вакантное место занимает ведьминское шоу.

Джона Проктора, труженика, грешника и искупителя салемских грехов, играет Ричард Армитидж. Он работал в театре в начале нулевых, но тогда был никому не нужен. Зато теперь, сыграв полновесные роли в нескольких приличных телесериалах, а главное – короля гномов Торина в «Хоббите», актер получил возможность вернуться на сцену на иных условиях. Джон Проктор Армитиджа – соль земли, большой, сильный, уверенный человек, «рядом с которым глупец сразу чувствует свою глупость», согласно авторской ремарке. Он эффектно страдает от единственного совершенного проступка (супружеской измены), романтически грохочет густым баритоном в сценах благородного негодования, а вот трагический тихий финал пьесы играет всерьез. Из темноты появляется истерзанное тело в лохмотьях, лицо выбелено, глаза щурятся на свет: последний пластический этюд спектакля не оставляет сомнений – Джона Проктора страшно пытали. Он почти без колебаний выбирает жизнь и предложенное ему смирение перед судьями, но в последний момент честь оказывается дороже жизни. Бессмысленная жертва – одна из тех, что заставляют смотреть старые пьесы вновь и вновь.

Спектакль театра «Олд Вик» «Суровое испытание» можно увидеть 25 августа в «Авроре» и 30 сентября в «Формуле кино Галерея».


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 152 (5525) от 19.08.2015.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.