Испытание чувств

Недавно в нашем городе проходил ландшафтный фестиваль «Императорские сады» с главной площадкой в Михайловском саду. Фестиваль интересный, проводится не первый год, возникла идея расширить его на Дворцовой площади.

Испытание чувств |

Один раз мы делали что-то подобное в рамках фестиваля «Мастер-класс». На площади вокруг колонны стояли деревья в кадках, ветер развевал развешенные на них листы с цитатами из Дмитрия Сергеевича Лихачева. Философский сад.

На площади должна быть жизнь, поэтому мы и согласились нынешним летом пустить туда ландшафтный фестиваль. Я видел проект, утверждал его – трава, деревья вокруг колонны... Но появилось не совсем то, что хотелось бы видеть. Рядом с колонной, тесня деревья, стояли флагштоки с флагами стран – участниц фестиваля. А на заднем плане выросла огромная сцена. Мы долго боролись, чтобы она была небольшой. Понятно, всем хочется праздника, петь песни, освоить деньги. Но это убивает идею ландшафтного фестиваля. Когда на передний план вылезает сцена, которая закрывает Арку Главного штаба, создается ощущение, что фестиваль задуман исключительно для песен и плясок. Вместо элегантного императорского екатерининского действа возникло что-то постсоветское. Это оскорбляет мои чувства жителя Петербурга и сотрудника Эрмитажа.

Мне кажется, пришло время говорить об оскорблении чувств людей самых разных, и не только верующих. Это тонкая материя. Даже если мы говорим о сохранении памятников, речь идет о чувствах тех, кому они дороги.

Ко мне недавно приходил замечательный человек – муфтий Сирии. Мы говорили, в частности, о судьбе памятников на территории Сирии и Ирака. В Сирии удалось спасти христианские памятники. В Ираке происходит уничтожение городов-музеев. Одновременно разрушаются мусульманские святыни – могилы сподвижников Пророка. С точки зрения фанатиков, они служат местом поклонения. Могилу, к которой приходили люди в течение веков, по их мнению, надо стереть с лица земли. Набор того, что оскорбляет, довольно широкий. В пределах фанатичного ислама одних оскорбляют языческие идолы, других – мусульманские могилы, над которыми стоят купола.

Разрушение памятников, с одной стороны, служит защите чувств определенной категории верующих. С другой, оскорбляет чувства тех, для кого эти памятники – часть мировой цивилизации. Происходящее на Ближнем Востоке сегодня во много раз важнее всего, что происходит в других концах мира. Там уничтожается ДНК нашей культуры, цивилизации.

Когда мы спорим о чувствах, надо помнить, что это ведет к серьезным последствиям. Казалось бы, в истории с «Тангейзером» нет ничего особенно важного. Но запрет постановки может обернуться запретом оперы вообще, как и актерства. Вспомним, было время, актеров хоронили за оградой кладбищ. При желании можно найти множество поводов для оскорблений.

Судьба памятников в Петербурге задевает чувства разных людей. Одних оскорбляет разрушение церкви на Сенной площади — других ее восстановление. Это очень эмоциональные сферы отношений, особенно для города, который способен встать на защиту памятников или коллекций Эрмитажа. Люди чувствуют себя оскорбленными по разным поводам, и не только в отношении религии.

Существуют способы мирного сосуществования. Хорошую формулу вывел муфтий Сирии. В Коране есть два известных высказывания: «у меня своя вера, у вас своя» и «наш Бог один». Муфтий сказал: «Первое выражение я употребляю в разговоре с буддистами, потому, что у нас разные веры. Иудеям и христианам я говорю: у нас одна вера». Религии ищут консенсус, чтобы не ссориться.

С моим гостем мы обсуждали и судьбу собора Святой Софии в Стамбуле. Сейчас там музей, расчищены мозаики, видны следы нескольких религий – византийского храма, мусульманской мечети. Не только у нас спорят, надо ли храмы возвращать верующим. В Турции после споров и ссор возникло требование сделать в Софии мечеть. Муфтий – человек либеральный, он говорит: «Пусть будет церковь, нам краденого не надо». Боюсь, что сделают мечеть.

С чувствами людей нужно обходиться осторожно, на каждого найдется оскорбление. Мелкие на первый взгляд обиды могут вырастать до огромных несчастий. Оскорбления перерастают в острые конфликты. Во Франции публикации карикатур, оскорбляющих Пророка, вылились в убийство людей. Защита памятников на Ближнем Востоке – острая религиозная проблема. У нас – политическая. Она может стать более острой, если не думать о сдержанности в проявлении чувств.

Сегодня возникло множество поводов для оскорбления наших национальных чувств. Можно ввязаться в ссору со всем миром. Но я не раз говорил, культура – последний мост, который должен быть взорван. Надо думать, как жить в условиях обострения отношений, стараясь не обострять их еще больше.

Всему надо искать примиряющие аргументы и толкования.

На некоторых церквях стоят кресты, опирающиеся на полумесяц. Стандартное толкование – христианство, победившее ислам. Ничего подобного. Это знак, который существовал до ислама и борьбы с ним. Солнце и луна – изображение распятия, предшествовавшего старообрядческому. Это куда более древний символ с множеством толкований – от сочетания солнца и луны до символического изображения распятия. Об этом есть книга Бориса Успенского «Крест и круг».

Совсем не обязательно во всем видеть знаки вражды. У вас своя вера, у нас своя.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 112 (5485) от 24.06.2015.


Комментарии