Искусство жить. Опубликованы мемуары ключевой фигуры авангарда XX века – Пегги Гуггенхайм

В свет вышли переведенные на русский язык мемуары Пегги Гуггенхайм «На пике века. Исповедь одержимой искусством». Раньше можно было найти лишь разрозненные главы на английском.

Искусство жить. Опубликованы мемуары ключевой фигуры авангарда XX века – Пегги Гуггенхайм | Фото: lil_foot_ / Pixabay

Фото: lil_foot_ / Pixabay

Пегги Гуггенхайм - одна из ключевых фигур авангардного искусства первой половины XX века, вокруг нее, как планеты вокруг Солнца, вращались художники обоих континентов. Она покупала картины никому не известных художников на свой страх и риск. И создала одну из самых впечатляющих коллекций, которая хранится сейчас в ее венецианском палаццо, ставшем музеем.

Ее отец, Бенджамин Гуггенхайм, утонул на «Титанике». Пегги рано унаследовала совсем не плохие деньги. Страстной, экстравагантной, жаждущей приключений, ей было душно в пуританской Америке. И при первой возможности она уехала в Париж, который тогда, в 1920-е, был центром авангардного искусства.

Там она познакомилась с Марселем Дюшаном, который ввел ее в круг парижской богемы и посоветовал вкладывать деньги не в антиквариат, а в произведения современного искусства. И Пегги стала покупать Пикассо, Кандинского, Ива Танги, Жана Кокто - тогда никто и предположить не мог, что когда-нибудь их картины будут стоить целое состояние.

В 1938 году она открыла в Лондоне галерею и продолжала пополнять коллекцию по принципу «одна картина в день». За два года она купила лучшие произведения Макса Эрнста, Хуана Миро, Рене Магритта, Мэна Рея, Сальвадора Дали, Пауля Клее, Марка Шагала.

Когда началась война, Пегги вывезла коллекцию, которую отказался принять Лувр, в США, задекларировав упакованные в ящики картины как мебель.

Пегги Гуггенхайм показывала в Нью-Йорке Марка Ротко, Вильяма де Кунинга, Александра Колдера. И Джексона Поллока, который был ее открытием.

Она всегда любила Европу больше Америки и после окончания войны при первой возможности уехала в Венецию, где прожила до конца жизни.

Кого-то из прочитавших ее мемуары разочаровало отсутствие даже попытки проанализировать художественный процесс в Европе и США, становление новых стилей, нового понимания изобразительного искусства. Но это же не искусствоведческое исследование! В конце концов о Максе Эрнсте или Джексоне Поллоке написаны километры искусствоведческих статей и монографий, а художественные стили, будь то кубизм, сюрреализм или абстрактный экспрессионизм, давно разложены по полочкам.

Действительно, глобальным событиям и новейшим течениям современного искусства Пегги уделяет порой меньше внимания, чем своим туфлям на танкетке от Феррагамо, серьгам, собакам или выкрашенным в голубой цвет волосам Доротеи Таннинг, к которой ушел от нее Макс Эрнст, разбив ей сердце. Но именно эти мелочи делают книгу такой интересной и живой. И, кстати, многие ее серьги тоже были произведениями искусства. На открытии галереи в Нью-Йорке Пегги демонстрировала разные серьги: в одном ухе красовалась серьга с мистическим лунным пейзажем от Ива Танги, в другом - проволочный мобиль от Александра Колдера. По ее словам, тем самым она продемонстрировала два направления в искусстве, которые интересовали ее больше всего, - сюрреализм и абстракционизм.

Несмотря на свою далекую от канонов красоты внешность, Пегги Гуггенхайм стала «иконой стиля», ее образ до сих пор по-разному преломляется и на подиуме, и на экране. Так, мадам Д. в фильме Уэса Андерсона «Отель «Гранд Будапешт», любительница искусства, мужчин и экстравагантных нарядов, которую сыграла Тильда Суинтон, - реверанс Пегги Гуггенхайм.

На многих фотографиях, отражающих ее венецианский период, Пегги запечатлена в темных очках в необычной многоугольной, какой-то «крылатой», оправе. Очень в духе Венеции с ее карнавалом.

Пегги Гуггенхайм. На пике века. Исповедь одержимой искусством. Перевод Светланы Кузнецовой. Мемуары - М.: Ad Marginem, 2018.

#мемуары #искусство #история #память

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 228 (6337) от 06.12.2018 под заголовком «Искусство жить по Пегги».


Комментарии