Искусство жить. Опубликованы мемуары ключевой фигуры авангарда XX века – Пегги Гуггенхайм

В свет вышли переведенные на русский язык мемуары Пегги Гуггенхайм «На пике века. Исповедь одержимой искусством». Раньше можно было найти лишь разрозненные главы на английском.

Искусство жить. Опубликованы мемуары ключевой фигуры авангарда XX века – Пегги Гуггенхайм | Фото: lil_foot_ / Pixabay

Фото: lil_foot_ / Pixabay

Пегги Гуггенхайм - одна из ключевых фигур авангардного искусства первой половины XX века, вокруг нее, как планеты вокруг Солнца, вращались художники обоих континентов. Она покупала картины никому не известных художников на свой страх и риск. И создала одну из самых впечатляющих коллекций, которая хранится сейчас в ее венецианском палаццо, ставшем музеем.

Ее отец, Бенджамин Гуггенхайм, утонул на «Титанике». Пегги рано унаследовала совсем не плохие деньги. Страстной, экстравагантной, жаждущей приключений, ей было душно в пуританской Америке. И при первой возможности она уехала в Париж, который тогда, в 1920-е, был центром авангардного искусства.

Там она познакомилась с Марселем Дюшаном, который ввел ее в круг парижской богемы и посоветовал вкладывать деньги не в антиквариат, а в произведения современного искусства. И Пегги стала покупать Пикассо, Кандинского, Ива Танги, Жана Кокто - тогда никто и предположить не мог, что когда-нибудь их картины будут стоить целое состояние.

В 1938 году она открыла в Лондоне галерею и продолжала пополнять коллекцию по принципу «одна картина в день». За два года она купила лучшие произведения Макса Эрнста, Хуана Миро, Рене Магритта, Мэна Рея, Сальвадора Дали, Пауля Клее, Марка Шагала.

Когда началась война, Пегги вывезла коллекцию, которую отказался принять Лувр, в США, задекларировав упакованные в ящики картины как мебель.

Пегги Гуггенхайм показывала в Нью-Йорке Марка Ротко, Вильяма де Кунинга, Александра Колдера. И Джексона Поллока, который был ее открытием.

Она всегда любила Европу больше Америки и после окончания войны при первой возможности уехала в Венецию, где прожила до конца жизни.

Кого-то из прочитавших ее мемуары разочаровало отсутствие даже попытки проанализировать художественный процесс в Европе и США, становление новых стилей, нового понимания изобразительного искусства. Но это же не искусствоведческое исследование! В конце концов о Максе Эрнсте или Джексоне Поллоке написаны километры искусствоведческих статей и монографий, а художественные стили, будь то кубизм, сюрреализм или абстрактный экспрессионизм, давно разложены по полочкам.

Действительно, глобальным событиям и новейшим течениям современного искусства Пегги уделяет порой меньше внимания, чем своим туфлям на танкетке от Феррагамо, серьгам, собакам или выкрашенным в голубой цвет волосам Доротеи Таннинг, к которой ушел от нее Макс Эрнст, разбив ей сердце. Но именно эти мелочи делают книгу такой интересной и живой. И, кстати, многие ее серьги тоже были произведениями искусства. На открытии галереи в Нью-Йорке Пегги демонстрировала разные серьги: в одном ухе красовалась серьга с мистическим лунным пейзажем от Ива Танги, в другом - проволочный мобиль от Александра Колдера. По ее словам, тем самым она продемонстрировала два направления в искусстве, которые интересовали ее больше всего, - сюрреализм и абстракционизм.

Несмотря на свою далекую от канонов красоты внешность, Пегги Гуггенхайм стала «иконой стиля», ее образ до сих пор по-разному преломляется и на подиуме, и на экране. Так, мадам Д. в фильме Уэса Андерсона «Отель «Гранд Будапешт», любительница искусства, мужчин и экстравагантных нарядов, которую сыграла Тильда Суинтон, - реверанс Пегги Гуггенхайм.

На многих фотографиях, отражающих ее венецианский период, Пегги запечатлена в темных очках в необычной многоугольной, какой-то «крылатой», оправе. Очень в духе Венеции с ее карнавалом.

Пегги Гуггенхайм. На пике века. Исповедь одержимой искусством. Перевод Светланы Кузнецовой. Мемуары - М.: Ad Marginem, 2018.

#мемуары #искусство #история #память

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 228 (6337) от 06.12.2018 под заголовком «Искусство жить по Пегги».

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Павка Корчагин – святой или фанатик?
22 Мая 2017

Павка Корчагин – святой или фанатик?

В театре-фестивале «Балтийский дом» - премьера: Анатолий Праудин поставил спектакль «Как закалялась сталь» по роману Николая Островского.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Квест на Парадной лестнице
11 Мая 2017

Квест на Парадной лестнице

Эрмитаж продолжает масштабный проект «Штурм Зимнего», приуроченный к 100-летию Октябрьской революции. Это точечные выставки-квесты, которые в течение года открываются в разных частях музея.