Искусство контраста
В Музее Академии художеств открылась выставка «От «Мира искусства» к конструктивизму в русской печатной графике».

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
В Тициановском зале представлены обложки книг, афиши, плакаты, календари, увидевшие свет в первой трети прошлого столетия. Это работы Бакста, Билибина, Кустодиева, Самохвалова, Малевича, Чехонина, Лансере, других известных художников и авторов, имена которых не установлены.
Выставка сформирована из собственных фондов музея. Впервые перед публикой предстала коллекция, собранная в начале прошлого века Владиславом Карповичем (1872 - 1937). Практикующий в Санкт-Петербурге - Петрограде архитектор был редактором журнала «Архитектурный музей Императорской Академии художеств». Общаясь с авторами, он имел возможность отбирать интересные произведения для своего собрания. В музей Академии художеств коллекция, в которую входит больше тысячи произведений, поступила в 1934 году.
Выставке предшествовала исследовательская работа по определению авторства, дат и целей исполнения произведений. Оригиналы отбирались таким образом, чтобы показать развитие книжной графики в первых десятилетиях прошлого века, продемонстрировать преемственность и контраст, заявленный в названии выставки - «От «Мира искусства» к конструктивизму».
Открывают выставку многодельные, орнаментальные, тонкие вещи эпохи модерна, а завершают работы советской поры.
Привлекает внимание афиша «Большой благотворительный базар кукол» 1898 года. На ней Бакст изобразил девочку с игрушкой в руках. Его же работы обложка партитуры клавира Чайковского «Лебединое озеро». Здесь же можно увидеть обложки журналов «В мире искусства» 1907 года и «Аполлон» 1911-го. Плакаты к выставке русских портретов 1905 года и выставке «Ломоносов и Елизаветинское время» - работы Лансере. Билибин создал афишу концерта «Духовные песнопения» 1910 года. Его же рук отрывной календарь 1911 года с четырьмя дамами на обложке, символизирующими времена года.
Серебряный век русской культуры завершился, настало время революционных перемен. Художники осваивали новые темы, стилистику, технологии, возможности и средства печати. Их работы становились документами эпохи.
Малевич создает лубок «Вильгельмова карусель» 1914 года с текстом «Под Парижем на краю лупят армию мою я кругом бегаю да ничего не делаю». Кустодиев рисует обложку брошюры «Что нужно знать селькору». Самохвалов берется за агитационный плакат «Армия могучий оплот страны пролетарской диктатуры» и обложку книги «Чему учит Ленин».
Печатная графика первых десятилетий советской власти отражает веяния времени и демонстрирует бесспорное художественное качество.
Материалы рубрики
В Центральной районной библиотеке имени Ломоносова открылась Арктическая передвижная выставка
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии