Из Бельгии в Петербург: киты, острова и Ахерон I

Две триеннале современного искусства - Triennal Bruges 2018 и Beaufort 2018, которые открылись недавно в знаменитом городе Брюгге и на бельгийском побережье Северного моря, посвящены искусству в общественных пространствах. Их задачи и производимые художниками смыслы оказались созвучны Петербургу.

Из Бельгии в Петербург: киты, острова и Ахерон I | Фото автора

Фото автора

Триеннале в Брюгге очень молода, она проводится всего во второй раз, но в приветственной речи Ренаат Ландьют, мэр города, заявил, что это проект амбициозный и есть желание сотрудничать с Венецианской биеннале, которой в этом году исполняется 125 лет.

Но это мечты. Практическую сторону дела раскрыли Тиль-Холгер Борчерт и Микаэль Девильде, кураторы триеннале. Они стремятся расшевелить сравнительно небольшой тихий город с населением 100 тысяч человек, заинтересовать его современным искусством. Именно поэтому выбран формат показа объектов, которые созданы на стыке архитектуры, дизайна и визуального искусства, только в открытых пространствах, доступных за малым исключением 24 часа в сутки.

Кураторы говорят, что триеннале ориентирована на местную публику. Брюгге и так посещают 5 млн туристов в год. Приезжим хватает исторических красот улиц-каналов, в этом похожих на венецианские.

Но кураторы, конечно, лукавят. Кто знает, захочет ли поколение гаджетов смотреть только на старый Брюгге, золотое время которого пришлось на XII - XV века, будут ли им интересны, безусловно, великие Ханс Мемлинг и Ян ван Эйк, которые украшают местные музеи.

Триеннале поддерживается на уровне федерального правительства, следовательно, ее успешное развитие рассматривается как государственная стратегическая задача. В любом случае для петербургского глаза триеннале в Брюгге интересна уже сейчас.

О причинах - позже, сначала расскажу о самой выставке, куда мы попали при поддержке офиса по туризму Фландрии. Девизом триеннале стали слова Liquid City, или «Жидкий город», как обозначение сложности и непредсказуемости развития городов в быстро меняющемся XXI веке. Кураторы пригласили 15 художников и групп из разных стран, больше половины объектов которых - 8 - находятся на воде или на берегах каналов.

Возвращаясь в аэропорт, мы спросили таксиста про впечатления о триеннале - во всех странах это «глас народа». Он сразу назвал объект американской группы StudioKCA под названием «Небоскреб (Кит Брюгге)». Представьте себе 10-метровое изображение морского животного, сделанное из синего пластикового мусора (на снимке). Оно выпрыгивает из канала к подножию памятника Яну ван Эйку. Экологический акцент работы очевиден, но это еще и удачное оживление городского ландшафта в тупике канала. Тем более что Ван Эйк обращен к воде спиной.

Чистое искусство - объект бельгийца Ренато Николоди «Ахерон I», напоминающий «архитектоны» Малевича. По замыслу автора, это лодка, на которой легендарный древний грек Харон перевозил в царство мертвых души умерших через реку Стикс. Николоди использует другое название реки - Ахерон. Сильное течение канала делает проект убедительным.

Два объекта представляют собой дизайнерские попытки создать на воде разнообразные пространства, где можно отдохнуть и пообщаться. Это ярко-красная палатка на плотах в проекте «Павильон» испанского бюро Selgasano и «Плавающий остров» южнокорейской группы OBBA. В обоих случаях можно спуститься ближе к воде, у корейцев еще и покачаться на качелях в виде большого клубка из троса. В июле-августе у «Павильона» разрешат купаться.

В 2018 году триеннале Beaufort (название ветра, который дует с моря) вышла шестым изданием. Она придумана для курортной зоны, а это все 76 км берега Северного моря, приходящегося на Бельгию. В курортных городах - Кнокке-Хейст, Остенде и других работают не только бутики и казино. Богатые галереи торгуют произведениями Яна Фабра для широких буржуазных масс и эскизами проектов разных лет, реализованными художником Христо, который известен «упаковкой» Рейхстага. Это для продвинутой публики.

Самое знаменитое произведение здесь - «Другое время XVI» известного британского скульптора Энтони Гормли, железный человек, стоящий в воде наперекор волнам. Когда штормит, белые барашки накрывают его полностью. На набережной можно увидеть «Головы» Франца Веста, а неподалеку - «Ангела» в виде писающего мальчика, созданного известным пересмешником Вимом Дельвуа.

В общем, курортная публика натренирована на восприятие современного искусства. Но законы индустрии отдыха требуют постоянного обновления картинки. Выбран такой алгоритм действий: раз в три года проводится выставка новых произведений. По ее итогам местное сообщество отбирает те, которые остаются навсегда. Сейчас на берегу и в городах находится 22 объекта с предыдущих триеннале, 23 представлены на нынешней.

На въезде в Кнокке-Хейст французский художник Жан-Франсуа Фурту соорудил «Береговой замок» из пляжных кабинок. Это традиционный элемент местного пейзажа, предмет для сувениров. Фишка в том, что белые кабинки несколько отличаются в разных городках, поэтому «замок» больше напоминает Вавилонскую башню, впрочем, достроенную.

На краю мола напротив портового маяка Остенде Стиф Десмет установил бронзовый «Памятник улитке». Рядом на берегу находятся мощные «Утесы-странники» Арне Квинце, оставленные после триеннале 2012 года. Вместе они создают гармоничный ансамбль, поэтому у «Улитки» хорошие шансы пополнить постоянную коллекцию триеннале.

Теперь про Петербург. Аналогии очевидны: исторические центры Брюгге и Петербурга - объекты всемирного наследия ЮНЕСКО, песчаный берег Северного моря очень напоминает северный берег Финского залива.

На этом сходства заканчиваются. Мы много говорим о дизайне городской среды и искусстве в общественных пространствах. Но в итоге появляются скульптуры, вроде «Сестер» в Сестрорецке, которые согласовали задним числом. Низкобюджетные петербургские фестивали для открытых пространств - «Арт-проспект» и «Критическая масса» - проходят нерегулярно и погоды не делают. Про искусство на берегу залива вообще ничего не слышно.

Бельгийские триеннале (в Брюгге она открыта по 16 сентября, на берегу Северного моря - по 30-е) дают хороший пример, как можно оживить публичные пространства. Выставки не обещают вечной жизни созданным для них объектам. За несколько месяцев они пройдут «общественный контроль», лучшие останутся. Если в Петербурге точно выбрать темы выставок, что-то достойное обязательно появится на невских берегах. 

Материал был опубликован в газете под № 096 (6205) от 31.05.2018 под заголовком «Искусство для воды и песка».

#искусство #Бельгия #современное искусство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 096 (6205) от 31.05.2018.


Комментарии