Из Бельгии в Петербург: киты, острова и Ахерон I

Две триеннале современного искусства - Triennal Bruges 2018 и Beaufort 2018, которые открылись недавно в знаменитом городе Брюгге и на бельгийском побережье Северного моря, посвящены искусству в общественных пространствах. Их задачи и производимые художниками смыслы оказались созвучны Петербургу.

Из Бельгии в Петербург: киты, острова и Ахерон I | Фото автора

Фото автора

Триеннале в Брюгге очень молода, она проводится всего во второй раз, но в приветственной речи Ренаат Ландьют, мэр города, заявил, что это проект амбициозный и есть желание сотрудничать с Венецианской биеннале, которой в этом году исполняется 125 лет.

Но это мечты. Практическую сторону дела раскрыли Тиль-Холгер Борчерт и Микаэль Девильде, кураторы триеннале. Они стремятся расшевелить сравнительно небольшой тихий город с населением 100 тысяч человек, заинтересовать его современным искусством. Именно поэтому выбран формат показа объектов, которые созданы на стыке архитектуры, дизайна и визуального искусства, только в открытых пространствах, доступных за малым исключением 24 часа в сутки.

Кураторы говорят, что триеннале ориентирована на местную публику. Брюгге и так посещают 5 млн туристов в год. Приезжим хватает исторических красот улиц-каналов, в этом похожих на венецианские.

Но кураторы, конечно, лукавят. Кто знает, захочет ли поколение гаджетов смотреть только на старый Брюгге, золотое время которого пришлось на XII - XV века, будут ли им интересны, безусловно, великие Ханс Мемлинг и Ян ван Эйк, которые украшают местные музеи.

Триеннале поддерживается на уровне федерального правительства, следовательно, ее успешное развитие рассматривается как государственная стратегическая задача. В любом случае для петербургского глаза триеннале в Брюгге интересна уже сейчас.

О причинах - позже, сначала расскажу о самой выставке, куда мы попали при поддержке офиса по туризму Фландрии. Девизом триеннале стали слова Liquid City, или «Жидкий город», как обозначение сложности и непредсказуемости развития городов в быстро меняющемся XXI веке. Кураторы пригласили 15 художников и групп из разных стран, больше половины объектов которых - 8 - находятся на воде или на берегах каналов.

Возвращаясь в аэропорт, мы спросили таксиста про впечатления о триеннале - во всех странах это «глас народа». Он сразу назвал объект американской группы StudioKCA под названием «Небоскреб (Кит Брюгге)». Представьте себе 10-метровое изображение морского животного, сделанное из синего пластикового мусора (на снимке). Оно выпрыгивает из канала к подножию памятника Яну ван Эйку. Экологический акцент работы очевиден, но это еще и удачное оживление городского ландшафта в тупике канала. Тем более что Ван Эйк обращен к воде спиной.

Чистое искусство - объект бельгийца Ренато Николоди «Ахерон I», напоминающий «архитектоны» Малевича. По замыслу автора, это лодка, на которой легендарный древний грек Харон перевозил в царство мертвых души умерших через реку Стикс. Николоди использует другое название реки - Ахерон. Сильное течение канала делает проект убедительным.

Два объекта представляют собой дизайнерские попытки создать на воде разнообразные пространства, где можно отдохнуть и пообщаться. Это ярко-красная палатка на плотах в проекте «Павильон» испанского бюро Selgasano и «Плавающий остров» южнокорейской группы OBBA. В обоих случаях можно спуститься ближе к воде, у корейцев еще и покачаться на качелях в виде большого клубка из троса. В июле-августе у «Павильона» разрешат купаться.

В 2018 году триеннале Beaufort (название ветра, который дует с моря) вышла шестым изданием. Она придумана для курортной зоны, а это все 76 км берега Северного моря, приходящегося на Бельгию. В курортных городах - Кнокке-Хейст, Остенде и других работают не только бутики и казино. Богатые галереи торгуют произведениями Яна Фабра для широких буржуазных масс и эскизами проектов разных лет, реализованными художником Христо, который известен «упаковкой» Рейхстага. Это для продвинутой публики.

Самое знаменитое произведение здесь - «Другое время XVI» известного британского скульптора Энтони Гормли, железный человек, стоящий в воде наперекор волнам. Когда штормит, белые барашки накрывают его полностью. На набережной можно увидеть «Головы» Франца Веста, а неподалеку - «Ангела» в виде писающего мальчика, созданного известным пересмешником Вимом Дельвуа.

В общем, курортная публика натренирована на восприятие современного искусства. Но законы индустрии отдыха требуют постоянного обновления картинки. Выбран такой алгоритм действий: раз в три года проводится выставка новых произведений. По ее итогам местное сообщество отбирает те, которые остаются навсегда. Сейчас на берегу и в городах находится 22 объекта с предыдущих триеннале, 23 представлены на нынешней.

На въезде в Кнокке-Хейст французский художник Жан-Франсуа Фурту соорудил «Береговой замок» из пляжных кабинок. Это традиционный элемент местного пейзажа, предмет для сувениров. Фишка в том, что белые кабинки несколько отличаются в разных городках, поэтому «замок» больше напоминает Вавилонскую башню, впрочем, достроенную.

На краю мола напротив портового маяка Остенде Стиф Десмет установил бронзовый «Памятник улитке». Рядом на берегу находятся мощные «Утесы-странники» Арне Квинце, оставленные после триеннале 2012 года. Вместе они создают гармоничный ансамбль, поэтому у «Улитки» хорошие шансы пополнить постоянную коллекцию триеннале.

Теперь про Петербург. Аналогии очевидны: исторические центры Брюгге и Петербурга - объекты всемирного наследия ЮНЕСКО, песчаный берег Северного моря очень напоминает северный берег Финского залива.

На этом сходства заканчиваются. Мы много говорим о дизайне городской среды и искусстве в общественных пространствах. Но в итоге появляются скульптуры, вроде «Сестер» в Сестрорецке, которые согласовали задним числом. Низкобюджетные петербургские фестивали для открытых пространств - «Арт-проспект» и «Критическая масса» - проходят нерегулярно и погоды не делают. Про искусство на берегу залива вообще ничего не слышно.

Бельгийские триеннале (в Брюгге она открыта по 16 сентября, на берегу Северного моря - по 30-е) дают хороший пример, как можно оживить публичные пространства. Выставки не обещают вечной жизни созданным для них объектам. За несколько месяцев они пройдут «общественный контроль», лучшие останутся. Если в Петербурге точно выбрать темы выставок, что-то достойное обязательно появится на невских берегах. 

Материал был опубликован в газете под № 096 (6205) от 31.05.2018 под заголовком «Искусство для воды и песка».

#искусство #Бельгия #современное искусство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 096 (6205) от 31.05.2018.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...