Из Бельгии в Петербург: киты, острова и Ахерон I

Две триеннале современного искусства - Triennal Bruges 2018 и Beaufort 2018, которые открылись недавно в знаменитом городе Брюгге и на бельгийском побережье Северного моря, посвящены искусству в общественных пространствах. Их задачи и производимые художниками смыслы оказались созвучны Петербургу.

Из Бельгии в Петербург: киты, острова и Ахерон I | Фото автора

Фото автора

Триеннале в Брюгге очень молода, она проводится всего во второй раз, но в приветственной речи Ренаат Ландьют, мэр города, заявил, что это проект амбициозный и есть желание сотрудничать с Венецианской биеннале, которой в этом году исполняется 125 лет.

Но это мечты. Практическую сторону дела раскрыли Тиль-Холгер Борчерт и Микаэль Девильде, кураторы триеннале. Они стремятся расшевелить сравнительно небольшой тихий город с населением 100 тысяч человек, заинтересовать его современным искусством. Именно поэтому выбран формат показа объектов, которые созданы на стыке архитектуры, дизайна и визуального искусства, только в открытых пространствах, доступных за малым исключением 24 часа в сутки.

Кураторы говорят, что триеннале ориентирована на местную публику. Брюгге и так посещают 5 млн туристов в год. Приезжим хватает исторических красот улиц-каналов, в этом похожих на венецианские.

Но кураторы, конечно, лукавят. Кто знает, захочет ли поколение гаджетов смотреть только на старый Брюгге, золотое время которого пришлось на XII - XV века, будут ли им интересны, безусловно, великие Ханс Мемлинг и Ян ван Эйк, которые украшают местные музеи.

Триеннале поддерживается на уровне федерального правительства, следовательно, ее успешное развитие рассматривается как государственная стратегическая задача. В любом случае для петербургского глаза триеннале в Брюгге интересна уже сейчас.

О причинах - позже, сначала расскажу о самой выставке, куда мы попали при поддержке офиса по туризму Фландрии. Девизом триеннале стали слова Liquid City, или «Жидкий город», как обозначение сложности и непредсказуемости развития городов в быстро меняющемся XXI веке. Кураторы пригласили 15 художников и групп из разных стран, больше половины объектов которых - 8 - находятся на воде или на берегах каналов.

Возвращаясь в аэропорт, мы спросили таксиста про впечатления о триеннале - во всех странах это «глас народа». Он сразу назвал объект американской группы StudioKCA под названием «Небоскреб (Кит Брюгге)». Представьте себе 10-метровое изображение морского животного, сделанное из синего пластикового мусора (на снимке). Оно выпрыгивает из канала к подножию памятника Яну ван Эйку. Экологический акцент работы очевиден, но это еще и удачное оживление городского ландшафта в тупике канала. Тем более что Ван Эйк обращен к воде спиной.

Чистое искусство - объект бельгийца Ренато Николоди «Ахерон I», напоминающий «архитектоны» Малевича. По замыслу автора, это лодка, на которой легендарный древний грек Харон перевозил в царство мертвых души умерших через реку Стикс. Николоди использует другое название реки - Ахерон. Сильное течение канала делает проект убедительным.

Два объекта представляют собой дизайнерские попытки создать на воде разнообразные пространства, где можно отдохнуть и пообщаться. Это ярко-красная палатка на плотах в проекте «Павильон» испанского бюро Selgasano и «Плавающий остров» южнокорейской группы OBBA. В обоих случаях можно спуститься ближе к воде, у корейцев еще и покачаться на качелях в виде большого клубка из троса. В июле-августе у «Павильона» разрешат купаться.

В 2018 году триеннале Beaufort (название ветра, который дует с моря) вышла шестым изданием. Она придумана для курортной зоны, а это все 76 км берега Северного моря, приходящегося на Бельгию. В курортных городах - Кнокке-Хейст, Остенде и других работают не только бутики и казино. Богатые галереи торгуют произведениями Яна Фабра для широких буржуазных масс и эскизами проектов разных лет, реализованными художником Христо, который известен «упаковкой» Рейхстага. Это для продвинутой публики.

Самое знаменитое произведение здесь - «Другое время XVI» известного британского скульптора Энтони Гормли, железный человек, стоящий в воде наперекор волнам. Когда штормит, белые барашки накрывают его полностью. На набережной можно увидеть «Головы» Франца Веста, а неподалеку - «Ангела» в виде писающего мальчика, созданного известным пересмешником Вимом Дельвуа.

В общем, курортная публика натренирована на восприятие современного искусства. Но законы индустрии отдыха требуют постоянного обновления картинки. Выбран такой алгоритм действий: раз в три года проводится выставка новых произведений. По ее итогам местное сообщество отбирает те, которые остаются навсегда. Сейчас на берегу и в городах находится 22 объекта с предыдущих триеннале, 23 представлены на нынешней.

На въезде в Кнокке-Хейст французский художник Жан-Франсуа Фурту соорудил «Береговой замок» из пляжных кабинок. Это традиционный элемент местного пейзажа, предмет для сувениров. Фишка в том, что белые кабинки несколько отличаются в разных городках, поэтому «замок» больше напоминает Вавилонскую башню, впрочем, достроенную.

На краю мола напротив портового маяка Остенде Стиф Десмет установил бронзовый «Памятник улитке». Рядом на берегу находятся мощные «Утесы-странники» Арне Квинце, оставленные после триеннале 2012 года. Вместе они создают гармоничный ансамбль, поэтому у «Улитки» хорошие шансы пополнить постоянную коллекцию триеннале.

Теперь про Петербург. Аналогии очевидны: исторические центры Брюгге и Петербурга - объекты всемирного наследия ЮНЕСКО, песчаный берег Северного моря очень напоминает северный берег Финского залива.

На этом сходства заканчиваются. Мы много говорим о дизайне городской среды и искусстве в общественных пространствах. Но в итоге появляются скульптуры, вроде «Сестер» в Сестрорецке, которые согласовали задним числом. Низкобюджетные петербургские фестивали для открытых пространств - «Арт-проспект» и «Критическая масса» - проходят нерегулярно и погоды не делают. Про искусство на берегу залива вообще ничего не слышно.

Бельгийские триеннале (в Брюгге она открыта по 16 сентября, на берегу Северного моря - по 30-е) дают хороший пример, как можно оживить публичные пространства. Выставки не обещают вечной жизни созданным для них объектам. За несколько месяцев они пройдут «общественный контроль», лучшие останутся. Если в Петербурге точно выбрать темы выставок, что-то достойное обязательно появится на невских берегах. 

Материал был опубликован в газете под № 096 (6205) от 31.05.2018 под заголовком «Искусство для воды и песка».

#искусство #Бельгия #современное искусство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 096 (6205) от 31.05.2018.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.