Искусство бытия
В Мраморном дворце Русского музея открылась необычная выставка «Антонио Менегетти (1936 – 2013). Мастер радости» из российских собраний. На ней представлено 47 произведений итальянского художника, философа, психолога, создателя онтоарта и онтопсихологической школы, помогающей людям обрести себя. О художнике и смысле его творчества корреспондент побеседовал с психологом Натальей РОЖДЕСТВЕНСКОЙ, одним из организаторов выставки.

ФОТО АВТОРА
– В чем феномен Менегетти?
– Важна его необычная биография. Антонио Менегетти родился в многодетной семье с очень скромным достатком, был направлен родителями учиться в церковную школу. Затем в семинарии изучал теологию, философию, классическое искусство, участвовал в реставрации фресок в Ассизи, Губбио, соборе Санта Кроче во Флоренции и других знаменитых соборах Италии.
Он служил священником, одновременно изучал философию, психологию, социологию, затем покинул церковную службу, много лет занимался психологической практикой. В начале 1980-х годов оставил практику, посвятив себя онтопсихологии и онтоарту.
– Что это такое?
– Онтопсихология – это наука, которая интересуется целостным внутренним миром человека, помогает ему выстраивать стратегию взаимодействия с обществом, реализовать себя в любой сфере деятельности, изучает коммуникационные возможности человека, его взаимодействие с другими людьми и самоопределение. Она изучает широкий круг вопросов – от особенностей психологии предпринимателей, развития качеств лидера до психологии искусства. Подбор персонала – тоже требует знания онтопсихологии.
– А онтоарт?
– Менегетти определил онтоарт как искусство бытия, живое искусство. Это проявление человеком своего внутреннего содержания. Что внутри, то и проявится вовне. Онтоарт – это искусство создавать себя. Это может быть любой вид искусства – живопись, музыка, мода, кулинария и т. д. Онтоарт может научить человека удовлетворять свои потребности к творчеству.
– Почему Менегетти выбрал абстрактную живопись?
– Он считал, что абстрактный знак может более точно выразить сущность человека и нести радость.
– Но в его абстрактных экспрессиях часто встречается черный цвет.
– Менегетти выражал на холсте внутреннее, глубинное, бессознательное. Он использовал черный цвет в строго определенной пропорции как противопоставление белому цвету.
– Поэтому картина с красным кубом на черном фоне называется «Белая пропорция»?
– Белое в названии означает чистоту эмоции. Восприимчивый зритель получает эмоциональный сигнал – в картине найдена точка простоты.
– То есть Менегетти предлагает зрителю ловить сигналы?
– На мой взгляд, художник предлагает ему слушать самого себя, понимать свои чувства и эмоции, которые не всегда зависят от образованности и уровня подготовки.
– Какую работу вы можете назвать центром выставки?
– «Солнце Бернии». Берния – это международный экобиологический центр на Карельском перешейке. Менегетти выстраивает многоплановую игру пространства при заходе солнца. Для него закат – это удовольствие от хорошо выполненной работы, от того, что раньше считалось невозможным. Это была одна из любимых картин Менегетти.
– На открытие выставки приезжала большая группа бразильцев, кто они?
– Это представители бразильского фонда Атонио Менегетти. Бразильцы провели 10 дней и белых ночей в Петербурге, чтобы увидеть город подробнее, чем обычные туристы. Это путешествие как проживание определенного времени в определенных условиях само по себе – онтоарт.
– Все представленные на выставке произведения был подарены автором российскому Научному фонду Антонио Менегетти. Что их ждет в будущем?
– Конечно, фонд хотел бы показывать их постоянно, но пока может только мечтать о собственном выставочном центре.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 113 (5486) от 25.06.2015.
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии