Искусство из хлама. Как мастер превращает металлолом в скульптуры

«Мастерскую на 4-й линии в Александровской я оборудовал чуть больше десяти лет назад, – говорит скульптор Андрей Сазонов. – Тут наше родовое гнездо: семья обитает на этом месте с 1932 года. Мой отец – ученый, член-корреспондент РАН Анатолий Ефимович Сазонов здесь вырос, пережил блокаду. Кстати, он даже мемуары написал о здешних местах».

Искусство из хлама. Как мастер превращает металлолом в скульптуры | Фото: Pixabay

Фото: Pixabay

Отчий дом – старый, бревенчатый, 1901 года постройки. Один из тех, что принадлежали рабочим Сестрорецкого оружейного завода. Квалифицированные рабочие на казенных предприятиях до революции зарабатывали неплохо, могли построить даже несколько домов, сдавали их летом дачникам...

Заниматься скульптурой из металлолома Андрей Сазонов начал еще в конце 1990-х годов. Вместе со старшим сыном Никитой, театральным художником и создателем музейных экспозиций.

Материал для своих объектов скульптор находил на городских свалках, в том числе и в Горской. Потом были выставки в Петербурге, Москве, Ярославле, Костроме, Минске, других городах и весях. Появились необычные «металлоломные» интерьеры нескольких офисных помещений. В нынешнем году Андрей Сазонов представил на выставке в Военно-медицинском музее свои инсталляции на тему пандемии. А самая масштабная работа Андрея и Никиты Сазоновых – семиметровая «Вавилонская башня техногенной эпохи» в саду скульптуры Петербургского университете на Васильевском острове.

Для своей творческой ниши скульптор придумал даже специальный термин – «реновационизм», от латинского renovo – «обновлять».

Идеология простая: возвратить к жизни то, что когда-то было создано человеком, но, устарев и износившись, стало никчемным мусором, – поясняет Андрей Сазонов. – Возврат этот не прямой, не явный. Меняются качество подачи рассматриваемой вещи, детали, отбрасывается ее прежняя исконная функция. А на первое место ставится ее эстетическое содержание. Все, что рождают наш ум, наши руки, изначально прекрасно. Но, привыкая к функциональности предмета, мы просто не замечаем его красоты.

Есть у Андрея Анатольевича еще одно увлечение – он собиратель народной живописи. Сам коллекционер, говоря об этом, ссылается на знаменитую фразу «Налетай, не скупись, покупай живопись!» из «Операции «Ы». Именно базарные и трактирные картины – объекты его интереса. Еще в детстве он ходил на рынок в Сестрорецке – там продавали картины на клеенках, расписные деревянные игрушки. Сегодня это уже артефакты далекого прошлого.

#скульптура #культура #скульптуры

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 166 (7004) от 07.09.2021 под заголовком «Искусство, рожденное из хлама».


Комментарии