Искусство быть Русским
Завтра в Корпусе Бенуа Русского музея открывается для широкой публики грандиозная выставка «Русская традиция» (6+), приуроченная к 200‑летию исторического здания Михайловского дворца. В преддверии ее открытия глава государства Владимир Путин направил поздравительную телеграмму коллективу музея, организаторам и гостям выставки. «Сегодня в Государственном Русском музее бережно хранятся бесценные коллекции древних икон, живописи, скульптуры, произведений народного и декоративно-прикладного искусства, проводятся значимые общественные, просветительские мероприятия. Уверен, что в этой блистательной палитре выставка «Русская традиция» займет достойное место, — говорится в телеграмме Владимира Путина. — Хочу искренне поблагодарить коллектив и ветеранов Государственного Русского музея за большой, неустанный труд, направленный на сохранение нашего исторического, культурного, духовного наследия, за беззаветное, истинно подвижническое служение делу».
Б. М. Кустодиев. «Купчиха за чаем». 1918 г. Государственный Русский музей./РЕПРОДУКЦИЯ предоставлена пресс-службой Русского музея
Объединяя людей
Уникальная выставка «Русская традиция» представит беспрецедентное количество экспонатов — свыше 650 произведений из собрания Русского музея, других ведущих музеев России, современных фабрик и мануфактур, продолжающих традиции народного искусства, а также из частных коллекций, в том числе самих мастеров. Яркий показ замечательных костюмов, кружев, шитья, фарфора, игрушек развернется на фоне шедевров отечественной живописи Бориса Кустодиева, Алексея Венецианова, Константина и Владимира Маковских, Филиппа Малявина, Андрея Рябушкина и многих других художников.
Новый проект Русского музея ярко и убедительно раскроет роль русской традиции в сохранении культуры Отечества. Семья и близкие, детство, домашний очаг, гостеприимство и хлебосольство, любимые традиционные праздники способны объединить миллионы людей, создать чувство национальной общности и принадлежности к великой истории великой страны. Каждая из этих духовных ценностей служила и служит вдохновением для русских мастеров и неповторимо отразилась в национальном художественном наследии. Эти две линии — традиции духовные и традиции художественные — стали основой выставочного проекта, в подготовке которого приняли участие научные сотрудники и хранители всех отделов Русского музея.
Наверняка для многих, особенно молодых, посетителей выставка «Русская традиция» станет открытием. Они узнают, в частности, кто такие «наважницы» и «кокушницы», как выглядит самовар-кухня и как им пользовались, как одевались русские свахи и как выглядела повседневность в прошлом.
Из кустарей — в музей
Эмблемой выставки стала картина петербургского художника Карла Венига «Русская девушка», созданная в 1889 году. На ней изображена современная автору модель в старинном богатом одеянии знатной молодой боярышни. Девушка одета в отороченный мехом и отделанный парчой шугай — теплую кофту с длинными рукавами. Отметим, что в коллекции Русского музея находится женский праздничный костюм конца XVIII века, происходящий из Костромской губернии. Шугай и юбка там другие, но веерная форма кокошника — праздничного женского головного убора — совпадает до мелких деталей.
Картина Венига экспонировалась в Императорской академии художеств и имела огромный успех у зрителей. Именно в то время в России появился массовый интерес к русской старине, начали формироваться крупные частные коллекции народного искусства, один за другим открываться кустарные музеи. Первый появился в 1885 году в Москве, через шесть лет — в Петербурге. Отдел народного искусства Русского музея стал, по сути, преемником петербургского кустарного музея, а сегодня постоянно пополняет свои коллекции, организуя экспедиции, работая с художниками и коллекционерами.
Есть еще одно важное обстоятельство, определившее выбор одного из центральных произведений выставки. Карл Вениг 30 лет преподавал в Академии художеств. С 1875 года он заведовал академическим костюмным классом (кладовой), где хранились комплексы этнографических костюмов. Класс появился в 1829 году по инициативе Алексея Оленина — президента Академии художеств, яркой звезды пушкинской эпохи. После революции это собрание разошлось по разным петербургским музеям.
Напиться — не облиться
Заглавный и самый большой раздел выставки называется «Семья: свадьба, дом, дети». Зрителей встречает картина Андрея Рябушкина «Семья московского купца в XV веке». Обратите внимание на «рогатые кики» на головном уборе женщины. Этот элемент был символом плодородия и отсылал к изображениям коровы-кормилицы.
Старинная свадьба не обходилась без свахи, достаток которой строился на ее коммуникативных способностях. Акулина Гавриловна Красавина из пьес Островского призывала награждать представительниц своего профессионального цеха чинами и наградами за выполнение важной государственной миссии. На выставке показан наряд свахи высокого класса; непременный ее атрибут, шаль с цветочными букетами, была изготовлена на московской фабрике Ивана Смирнова.
Рядом находится «Жонка пинежская» — женский свадебный костюм с красным сарафаном из Архангельской губернии. Тем самым, из песни Николая Цыганова и Александра Варламова «Не шей ты мне, матушка, красный сарафан».
Но вот все волнения позади, новобрачных благословил священнослужитель — и на выставке представлена фелонь, его облачение из красного бархата с золотным шитьем, часто использовавшееся при венчании.
«Ожидание молодых» — картина Андрея Рябушкина показывает подружек, ждущих пира у свадебного стола. Они одеты в праздничные белые сорочки с пышными оборками. На выставке показана подобная сорочка, она дополнена юбкой с интересной историей. Ситцевая юбка украшена так называемым брокаровским узором. Московская парфюмерная фабрика «Брокар» для продвижения мыла стала обертывать свою продукцию в бумагу с цветочным узором. Вскоре эскизы вышивок стали прилагать к парфюмерии. Так появился характерный и популярный узор.
Уникальным экспонатом выставки стал двойной свадебный ковш, они бытовали только в Вологодской губернии. Молодожены должны были одновременно выпить каждый из своей части ковша. Если ничего не пролили, то семейная жизнь будет долгой и счастливой.
Из Сергиева Посада
Особое место на выставке занимают игрушки, многие из которых были произведены мастерами Сергиева Посада, в том числе кегля «Витязь», которая принадлежала цесаревичу Алексею. Деревянный конструктор «Троице-Сергиева лавра» состоит из 40 предметов. Он был создан по эскизу Николая Бартрама, искусствоведа и коллекционера, основателя Московского музея игрушки, ныне — Сергиево-Посадского художественно-педагогического музея.
Наборы бирюлек опровергают популярную поговорку «Это вам не в бирюльки играть». Занятие требовало глазомера, расчета и выдержки.
В этом же разделе — небольшая корзинка с игрушками и надписью: «Сей бурачек 5-летней отроце Александре Ивановне Кобелевой». Обычно такого величания удостаивались взрослые девушки — завидные невесты. Почему Саша удостоилась подобного обращения в столь нежном возрасте, еще предстоит выяснить исследователям.
Половые за чаевые
В центре следующего раздела — «Добрый гость всегда ко двору» — находятся три картины. «Поцелуйный обряд» Константина Маковского показывает драматический момент: молодая жена старомосковского боярина должна поднести чарку гостю и поцеловать его. Старик подозревает неладное и внимательно следит за супругой.
Хрестоматийная картина Бориса Кустодиева «Купчиха за чаем» показывает не столько пышнотелую красавицу, сколько традицию неспешного русского чаепития с разговорами и закусками. И спелый арбуз на столе не выглядит случайным.
Еще одна картина Кустодиева — «Московский трактир» — показывает, как выглядел деловой купеческий клуб на рубеже XIX и XX веков. Особенно хорош расторопный половой, несущий в одной руке несколько чайников. Этой профессии учили с детства, а работали половые только за чаевые.
Картины окружены жостовскими подносами, домотканой вологодской скатертью, сшитой из двух полотнищ по длинной стороне, гарднеровским чайником, гжельским квасником, стеклянными стопками, хохломскими ложками, а также экзотической фарфоровой икорницей «Омар» производства подмосковного завода Петра Козлова.
Аловица в лицах
Недавно отреставрированная картина Константина Маковского «Народное гулянье во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге» стала эпиграфом к разделу «Всякая душа празднику рада». В нем же — изумительной красоты девичьи и женские праздничные наряды, принадлежавшие старообрядцам Нижегородской губернии. По свидетельствам современников, крестьянин отвозил в старообрядческий монастырь 20 пудов муки, чтобы монахини-златошвеи изготовили такой наряд. Эти костюмы были привезены из экспедиции 1964 года.
Не уступит им в красоте праздничный костюм «повязочницы» из Пинежского уезда Архангельской губернии. Такой наряд надевали на «метище» — гулянья, которые устраивались в праздники и продолжались несколько дней. Там женихи выбирали невест, и «повязочницы» были самыми богатыми. Они надевали на голову парчовую повязку, расшитую жемчугами, на плечи накидывали красный платок — «аловицу». Поскромнее одевались «косыночницы», они повязывали на голову шелковый платок. Самые скромные — «кокушницы» — могли позволить себе только ситцевые платки.
В разделе «Дом, домашнее ремесло» невозможно обойти вниманием две доски — «Фараон» и «Фараонка», изображающие двух персонажей с рыбьими хвостами. Они служили оберегами, такими обшивали волжские барки. Здесь же помещен нижегородский «самовар-кухня», он состоит из трех отсеков. В двух готовили обед, в третьем — кипятилась вода для чая.
Уральский рукомойник в форме капли украшен затейливой чеканкой с изображениями двуглавого орла и дельфина. Кстати, рукомойники со сливным клапаном — чисто русское изобретение. В других странах используют сосуды с носиком, которые надо наклонять.
Наконец, предмет, назначение которого с ходу не определить. Это резная деревянная «удочка-клешица» с берегов Мезени в Архангельской губернии. Ими «клешили» — дергали леску с приманкой при подледном лове наваги. Это было чисто женское занятие, рыбачек называли «наважницы», а их труд — «наважением». Мужчины рыбачили сетями в открытом море.
Мастерство в надежных руках
Большой раздел выставки называется «Народные мастера», он представляет работы современных художников разных специальностей, использующих в своем труде традиционные материалы, техники, приемы. Назову Ирину Коршунову, художницу Гжели, автора коллекции женской одежды «Благоуханный цвет», украшенной пластинами с подглазурной росписью, а также Елизавету Пискунову — для выставки «Русская традиция» она создала специальную коллекцию костюмов. Экспозицию завершают работы великого модельера Вячеслава Зайцева из коллекций «Ностальгия», «Воспоминание о будущем» и «Тайны гармонии», вдохновленных исконными народными традициями. Костюмы для выставки предоставлены Государственным Эрмитажем и Ивановским государственным историко-краеведческим музеем имени Д. Г. Бурылина.
Читайте также:
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 233 (8055) от 12.12.2025 под заголовком «Искусство быть Русским».





Комментарии