Искушения Семена Спивака

Сезон в Молодежном театре начался в этом году необычно — на сцене бывшего ДК Ильича. В Измайловский сад труппа вернется лишь 15 сентября, когда закончится ремонт и переоборудование зрительного зала. С этой проблемы и начала разговор с художественным руководителем театра Семеном СПИВАКОМ театровед Светлана ДОРОНИНА.

Искушения Семена Спивака |

— Семен Яковлевич, ремонт сулит комфорт зрителям, но для самого театра это стихийное бедствие. Игра стоит свеч?

— Конечно! Мы долго просили денег у комитета по культуре. И вот наконец летом город нам выделил средства. После ремонта зрительный зал должен стать более уютным и современным. Само пространство зала станет иным: изменится цвет стен, кресел. Вместо старых «самолетных», дававших ощущение расслабленности, будут установлены другие. И мест в зале станет не 220, как раньше, а 300. Отныне «расслаблять» зрителей будут только артисты, их мастерство и любовь.

— Чем больше мест, тем выше доходы театра?

— Чем больше денег у театра, тем свободнее он в творчестве. Но Молодежному грех жаловаться на финансирование: город помогает как может. Вот и теперь мы даже смогли приобрести новую световую аппаратуру.

— Представляю, какая это радость для главного художника по свету Сергея Андрияшина! Он и на старом оборудовании творил чудеса. И какой же премьерный спектакль предстоит осветить в первую очередь?

— Я ставлю «Священные чудовища» Жана Кокто — пьесу о театре, об актерах-кумирах, идолах публики. Долго выбирали художника, и я был рад найти единомышленника в лице знаменитого петербургского сценографа Эмиля Капелюша, необыкновенно талантливого и глубокого интерпретатора сценического пространства. Знаменитых актеров, «идеальную» супружескую пару Эстер и Флорана сыграют Алла Одинг и Анатолий Петров. Молодую женщину, ворвавшуюся в их жизнь и разлучившую их на время, — Дарья Лесникова.

— Вы никогда не ставите случайных пьес. Что вам близко в произведении Кокто?

— Тема творчества. Размышления о кризисе, человеческом и творческом, через который проходит каждый художник. Искушение, посланное героям, поначалу их растоптало, размазало. Но они смогли вернуться к самим себе и к творчеству.

— Что еще увидят поклонники Молодежного театра в новом сезоне?

— «Женитьбу Фигаро» Бомарше поставит Юрий Клепиков, хорошо известный любителям кино.

— Вас не смущает соперничество со спектаклем Валентина Плучека, который регулярно показывают по телевизору?

— Что ж после этого к пьесе Бомарше и подступиться нельзя?! После был и спектакль в театре Марка Захарова. Он жестче, ироничнее постановки московского Театра сатиры.

Клепиков очень интересно поставил Бомарше в театре Армена Джигарханяна. Я доверяю вкусу Инны Чуриковой, высоко оценившей режиссуру Клепикова. Верю, что это будет живое, тонкое и неожиданное прочтение хрестоматийной пьесы.

— А актеры?

— Актеры у нас такие, каким можно доверить самые блистательные пьесы. В роли Фигаро — Роман Агеев, с первых шагов на профессиональной сцене заявивший себя крупно — ролью Менделя в «Криках из Одессы». Сейчас он — ведущий актер нашего театра. Сюзанна — Дарья Лесникова. Графа будут играть в очередь Сергей Барковский и Роман Нечаев. Графиню — красавица Екатерина Дронова. Состав неслабый, согласитесь. В планах театра также пьеса Александра Галина «Конкурс».

— Пьеса написана в начале 1990-х. Неужели она не утратила злободневность?

— Я верю в талант Галина. Ситуация, возникающая в пьесе, кажется мне неисчерпанной. Мы ведь ставим спектакли не на злобу дня, а ищем вечные темы.

— Вот уже несколько лет вы с большим успехом сотрудничаете с Московским драматическим театром им. К. С. Станиславского. Спектакли, поставленные вами там, чуть ли не самые кассовые в столице. Актер Борис Невзоров, сыгравший главную роль в вашем «Мещанине-дворянине», удостоен престижной премии имени Смоктуновского. Вы продолжаете работать там?

— Безусловно. Готовлю к выпуску спектакль «Бедный Пьеро» по пьесе Компанелли, а на очереди — «Поздняя любовь» Островского.

— Говорят, вас пригласили на постановку еще два театра Москвы?..

— Мне очень лестно внимание Александра Ширвиндта. По-видимому, в Театре сатиры, который он возглавил недавно, я буду работать в январе. Встреча с Ширвиндтом произвела на меня сильное впечатление. Он поразительно глубокий, тонкий, грустный и ироничный человек. Меня подкупило его умение слушать, слышать, чувствовать собеседника. Звали меня на постановку и в Малый театр. Увы, я существую в одном экземпляре и не могу раздваиваться. Только это послужило причиной, что дорогому мне человеку Юрию Соломину я не мог ответить немедленным согласием. В труппе Малого театра у меня много друзей, но творчество не терпит суеты, спешки, паники перед премьерой. Надеюсь, что, выполнив другие обязательства, я смогу поработать и в этом, одном из самых чтимых мною театров страны.

— В Питере ваши спектакли пользуются колоссальной зрительской любовью, но не всегда приветливы к вам критики. В отличие от столичных.

— Москва ценит здоровье и радость, а поскольку они присутствуют в моих спектаклях, они нравятся и публике, и критикам.

— Вы говорили как-то, что из московских режиссеров вам ближе всех Петр Фоменко.

— Я дружил с Петром Наумовичем, еще когда он работал в Театре Комедии. Я помню, как мы сидели у него на кухне в ночь перед тем, как он подал заявление об уходе. Помню выражение его глаз. Этот город вытеснил Фоменко. Мне кажется, он вытесняет и меня. Петербург меня воспитал, и я ему благодарен. Но я — уроженец Западной Украины, и в Петербурге мне недостает солнца. Поэтому и в свои спектакли мне хочется внести как можно больше света. Своих недоброжелателей я даже люблю: они мне интересны. По китайскому календарю я — Тигр, то есть из семейства кошачьих. Но меня нужно долго искушать, пока я прыгну! Я нашел себя, а значит — уже никому ничего не хочу доказывать.

— Но ведь ваш мир не исчерпывается театром?

— Конечно. Я — человек, я — мужчина. Я люблю свой дом в Петербурге, люблю дом своего детства. Здесь в Питере — друзья, которые понимают меня с полуслова.

— А что было самой большой радостью в вашей жизни?

— Их было две: когда мне вручали студенческий билет в Театральном институте и когда родилась дочь.

— А самое большое горе?

— Это было пять лет назад, когда мама тяжело болела... Дочь продолжает меня радовать. Эмилия учится в Академии театрального искусства на курсе Владислава Пази, участвует в спектаклях Театра Ленсовета. Снялась в одной из главных ролей телесериала «Тайны следствия». Актерскую профессию она считает своим призванием и стремится осваивать ее самостоятельно. Она очень выросла в профессии. Меня поразило, как во время прогона моего спектакля в Москве она чутко все воспринимала, давала мне мудрые советы.

— Значит, вас можно назвать счастливым человеком?

— У меня бывает ощущение гармонии, покоя. Но чаще я чувствую себя слабым и уязвимым.

Материал был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 161 (2551) от 31 08 2001 года


Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.