Исчезающий, как дым

Мрачный, мистический, безлюдный Петербург воплотился в картинах художника Юрия Купера, чья выставка «Там некогда гулял и я» открылась в пушкинский день на Мойке, 12.

Исчезающий, как дым | ФОТО Елены САМСОНОВОЙ

ФОТО Елены САМСОНОВОЙ

– Я москвич, – рассказал художник на вернисаже. – Но я всегда жалел, что не родился в Петербурге. На мой взгляд, это самый красивый город не только в России, но и в мире. Поверьте мне, я бывал и подолгу жил во многих городах. Есть красивые города – Париж, Венеция, Барселона. Но лучше Петербурга нет.

Эмигрировавший в советское время и ставший гражданином мира, Юрий Купер в последние годы постоянно приезжает в Россию. Он даже получил не так давно российское гражданство.

Картины из петербургского цикла демонстрируются в нашем городе не в первый раз.

– Это не пионерское открытие, – пошутил директор музея-памятника «Исаакиевский собор» Николай Буров. – Эти картины Юрий Леонидович передал нам в дар. Но впервые мы видим этот мистический Петербург на Мойке, 12...

Директор музея вспомнил, что, когда Юрий Купер подарил картины, главный хранитель был серьезно озадачен: как же их хранить? Дело в том, что они выполнены в сложной технике. Сначала делаются фотографии, потом они переводятся в шелкографию, на холст, на который художник накладывает краски. И еще ко всему добавляет соль. Эта приправа придает картинам объем и особенное неяркое мерцание, становится то густым туманом, то клубящейся морозной тьмой, то подтаявшим снегом, который вот-вот превратится в слякоть.

Художник не только пишет картины. Он оформляет книги, сделал занавес для Новой сцены Мариинского театра, работает над спектаклями и фильмами. Он много лет дружит с Анастасией Вертинской. Вместе они сделали сборник всех стихов и песен Александра Вертинского «Желтый ангел» – роскошное, великолепно оформленное издание в кожаном переплете с золотым тиснением. Авдотья Смирнова и Анна Пармас задумали снять 8-серийный фильм об Александре Вертинском, предложив Юрию Куперу стать художником-постановщиком.

– Я придумал декорации, – рассказал Юрий Купер вашему корреспонденту, – но пока работа застопорилась. Не нашли еще финансирование.

В Петербурге, по словам художника, живут много дорогих ему людей. Один из них – режиссер Александр Сокуров, с которым он работал над постановкой «Бориса Годунова» в Михайловском театре (неосуществленной) и над фильмом «Солнце». А еще – издатель Петр Суспицын, который выпустил в свет оформленную Купером «Книгу Иова», хранящуюся ныне в Эрмитаже.

Сейчас близится к завершению их многолетняя совместная работа над книгой Пушкина «Медный всадник».

– Этот цикл картин я сделал под впечатлением от «Медного всадника», – рассказал Юрий Купер. – Правда, я не стал затапливать город, но постарался передать настроение, которое царит здесь в сумрачные, ненастные дни.

Традиция изображать Петербург как город, возникший и существующий наперекор природе и ее стихиям, идет от художников конца XIX – начала XX века – от Мстислава Добужинского, Александра Бенуа и от писателей – Гоголя, Достоевского, Блока и Брюсова.

Книга воспоминаний, дополненных вымыслом, написанная недавно Юрием Купером, называется «Сфумато». В переводе с итальянского «сфумато» – «исчезающий, как дым». Вот этот исчезающий, балансирующий на грани жизни и вечности город мы и видим на картинах художника. Они – как порталы, через которые можно пройти в прошлое.

Если долго смотреть на безлюдные пейзажи, в клубах тумана или в бесчинствующей метели начинают вдруг проступать силуэты тех, кто некогда жил здесь и прогуливался по этим набережным, улицам и площадям в любую погоду.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 101 (5718) от 08.06.2016.


Комментарии