Исчезающий, как дым

Мрачный, мистический, безлюдный Петербург воплотился в картинах художника Юрия Купера, чья выставка «Там некогда гулял и я» открылась в пушкинский день на Мойке, 12.

Исчезающий, как дым | ФОТО Елены САМСОНОВОЙ

ФОТО Елены САМСОНОВОЙ

– Я москвич, – рассказал художник на вернисаже. – Но я всегда жалел, что не родился в Петербурге. На мой взгляд, это самый красивый город не только в России, но и в мире. Поверьте мне, я бывал и подолгу жил во многих городах. Есть красивые города – Париж, Венеция, Барселона. Но лучше Петербурга нет.

Эмигрировавший в советское время и ставший гражданином мира, Юрий Купер в последние годы постоянно приезжает в Россию. Он даже получил не так давно российское гражданство.

Картины из петербургского цикла демонстрируются в нашем городе не в первый раз.

– Это не пионерское открытие, – пошутил директор музея-памятника «Исаакиевский собор» Николай Буров. – Эти картины Юрий Леонидович передал нам в дар. Но впервые мы видим этот мистический Петербург на Мойке, 12...

Директор музея вспомнил, что, когда Юрий Купер подарил картины, главный хранитель был серьезно озадачен: как же их хранить? Дело в том, что они выполнены в сложной технике. Сначала делаются фотографии, потом они переводятся в шелкографию, на холст, на который художник накладывает краски. И еще ко всему добавляет соль. Эта приправа придает картинам объем и особенное неяркое мерцание, становится то густым туманом, то клубящейся морозной тьмой, то подтаявшим снегом, который вот-вот превратится в слякоть.

Художник не только пишет картины. Он оформляет книги, сделал занавес для Новой сцены Мариинского театра, работает над спектаклями и фильмами. Он много лет дружит с Анастасией Вертинской. Вместе они сделали сборник всех стихов и песен Александра Вертинского «Желтый ангел» – роскошное, великолепно оформленное издание в кожаном переплете с золотым тиснением. Авдотья Смирнова и Анна Пармас задумали снять 8-серийный фильм об Александре Вертинском, предложив Юрию Куперу стать художником-постановщиком.

– Я придумал декорации, – рассказал Юрий Купер вашему корреспонденту, – но пока работа застопорилась. Не нашли еще финансирование.

В Петербурге, по словам художника, живут много дорогих ему людей. Один из них – режиссер Александр Сокуров, с которым он работал над постановкой «Бориса Годунова» в Михайловском театре (неосуществленной) и над фильмом «Солнце». А еще – издатель Петр Суспицын, который выпустил в свет оформленную Купером «Книгу Иова», хранящуюся ныне в Эрмитаже.

Сейчас близится к завершению их многолетняя совместная работа над книгой Пушкина «Медный всадник».

– Этот цикл картин я сделал под впечатлением от «Медного всадника», – рассказал Юрий Купер. – Правда, я не стал затапливать город, но постарался передать настроение, которое царит здесь в сумрачные, ненастные дни.

Традиция изображать Петербург как город, возникший и существующий наперекор природе и ее стихиям, идет от художников конца XIX – начала XX века – от Мстислава Добужинского, Александра Бенуа и от писателей – Гоголя, Достоевского, Блока и Брюсова.

Книга воспоминаний, дополненных вымыслом, написанная недавно Юрием Купером, называется «Сфумато». В переводе с итальянского «сфумато» – «исчезающий, как дым». Вот этот исчезающий, балансирующий на грани жизни и вечности город мы и видим на картинах художника. Они – как порталы, через которые можно пройти в прошлое.

Если долго смотреть на безлюдные пейзажи, в клубах тумана или в бесчинствующей метели начинают вдруг проступать силуэты тех, кто некогда жил здесь и прогуливался по этим набережным, улицам и площадям в любую погоду.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 101 (5718) от 08.06.2016.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?