Иов по собственному желанию

На Камерной сцене МДТ - Театра Европы в присутствии автора - драматурга Мохамеда Касими состоялась премьера пьесы «Трактир «Вечность».

Иов по собственному желанию | Супруги Иов (Л. Луценко) и Далия (Д. Ленда) пытаются выживать, наблюдая, как за окнами идет война всех со всеми. ФОТО предоставлено пресс-службой МДТ

Супруги Иов (Л. Луценко) и Далия (Д. Ленда) пытаются выживать, наблюдая, как за окнами идет война всех со всеми. ФОТО предоставлено пресс-службой МДТ

Современная история праведника Иова в спектакле начинается с выстрелов. Где-то за стенами дома, в котором обосновались Иов и его жена Далия, постреливают, на крышах прячутся снайперы. Иов и Далия тоже вооружены, они с азартом убивают крыс, устраивая из этой охоты веселую игру-соревнование. В охоте на иноверцев они не участвуют, война и разруха мешают их ресторанному бизнесу, не более того. Убийство людей в маленьком южном городке - еще недавно он казался райским уголком, сейчас же из-за религиозной междоусобицы превратился в ад - стало для них обыденностью. Некоторым неудобством, к которому герои пытаются приноровиться.

Пьеса алжирца, многие годы живущего во Франции и ставшего ныне одним из самых известных писателей франкоязычного мира, написана три года назад. Перевод на русский язык и постановка в Петербурге «Трактира «Вечность» не только радуют, но и удивляют. В представлении драматурга, Европа сейчас словно оглохла и не хочет знать, что происходит в кино, театре, культуре у ближайших соседей. Может быть, это случилось потому, что у всех в жизни происходит одно и то же?

На подобные размышления наводит и спектакль, поставленный давним другом МДТ режиссером и театральным деятелем Патриком Сомье. Простая история о людях, пытающихся выживать в нечеловеческих условиях. Ветхозаветные аналогии - надежный художественный прием. Опора на опыт вечности для осмысления дня сегодняшнего. Режиссер прекрасно знает, где и в какой момент ставит спектакль. Союз с додинским театром важен для него еще и потому, что пьеса встраивается в репертуар, сосредоточенный на болевых точках современности. И переводится на язык сцены актерами, играющими «Братьев и сестер», «Бесов», «Гаудеамус»...

«Трактир «Вечность» встраивается и в более широкий контекст. Конечно, на петербургской сцене еще существует предубеждение против «социалки», как высокомерно именуют некоторые режиссеры общезначимые темы (эти настроения тоже понятны: слишком долго театру навязывалась роль учителя жизни). Но появление таких спектаклей, как «Кабаре Брехт», «Пьяные», «Прикинь, что ты Бог», «Земля», «Антитела», - сигнал о том, что драматурги и режиссеры соотносят мир, в котором живут, с проблемами вечности. Они его видят, слышат и чувствуют, хотя порой избегают внятных высказываний.

Действие спектакля МДТ может происходить, как и во всякой притче, где угодно. Тем более - в наши дни, когда нелюбовь к человеку и человечеству стала главным достижением глобализации. Мы не знаем, где живет и каким богам молится Иов, но видим, как вполне положительный герой Леонида Луценко от пальбы по крысам легко переходит к убийству собак, а вслед за тем стреляет и по людям. Конечно, его под локоть подталкивает сам черт, но беда в том, что соблазнять себя Иов позволяет почти не колеблясь. Он не просто идеал примерной покорности. Он увлекается, входит в штопор азарта - так же упоенно, как играет на рулетке или исполняет прихоти двух гостей своего пустого ресторана. Механика убийства здесь оборачивается механикой самоубийства: Иов, как и его ветхозаветный предшественник, лишается всего - денег, жены, детей... Но в финале Бог ему едва ли поможет.

Персонажи, подвергшие семью Иова испытанию, весьма колоритны. В роли бога здесь дама в белом, чье элегантное пальто навевает ассоциации с облаками, по которым, если верить старой живописи, ступают ангелы и святые. Героиня Натальи Фоменко не святая, она явно в родстве с трезвой и циничной мультимиллионершей из «Визита дамы» Дюрренматта (впрочем, М. Касими вообще тяготеет к традициям европейской интеллектуальной драмы прошлого века). Ахан Артура Козина тоже имеет немало предшественников. И не только в мифологии древнего мира. От него попахивает то оперой, то опереткой. Он насквозь театрален, принимает картинные позы а-ля Мефистофель. Однако именно грубая работа, нахрап, беззастенчивый натиск делают его аргументы неотразимыми.

Режиссер последовательно разворачивает перед нами притчу. Как и во всякой классической притче, образный ряд пьесы ясен и прост. И оттого пугающе узнаваем. Если раньше в классическом советском фильме на вопрос: «Зачем ты пришел?» - ответ «Стреляли...» вызывал улыбку, а ситуация казалась бесконечно далекой и экзотичной, то теперь мы уже не успеваем оплакивать жертв взаимной ненависти и насилия. Иов перестал быть как мифологическим персонажем, так и праведником. Одно утешает: у нас и у европейцев взгляд на современный мир совпадает.

#«Трактир «Вечность» #театр #премьера

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.