Иов по собственному желанию

На Камерной сцене МДТ - Театра Европы в присутствии автора - драматурга Мохамеда Касими состоялась премьера пьесы «Трактир «Вечность».

Иов по собственному желанию | Супруги Иов (Л. Луценко) и Далия (Д. Ленда) пытаются выживать, наблюдая, как за окнами идет война всех со всеми. ФОТО предоставлено пресс-службой МДТ

Супруги Иов (Л. Луценко) и Далия (Д. Ленда) пытаются выживать, наблюдая, как за окнами идет война всех со всеми. ФОТО предоставлено пресс-службой МДТ

Современная история праведника Иова в спектакле начинается с выстрелов. Где-то за стенами дома, в котором обосновались Иов и его жена Далия, постреливают, на крышах прячутся снайперы. Иов и Далия тоже вооружены, они с азартом убивают крыс, устраивая из этой охоты веселую игру-соревнование. В охоте на иноверцев они не участвуют, война и разруха мешают их ресторанному бизнесу, не более того. Убийство людей в маленьком южном городке - еще недавно он казался райским уголком, сейчас же из-за религиозной междоусобицы превратился в ад - стало для них обыденностью. Некоторым неудобством, к которому герои пытаются приноровиться.

Пьеса алжирца, многие годы живущего во Франции и ставшего ныне одним из самых известных писателей франкоязычного мира, написана три года назад. Перевод на русский язык и постановка в Петербурге «Трактира «Вечность» не только радуют, но и удивляют. В представлении драматурга, Европа сейчас словно оглохла и не хочет знать, что происходит в кино, театре, культуре у ближайших соседей. Может быть, это случилось потому, что у всех в жизни происходит одно и то же?

На подобные размышления наводит и спектакль, поставленный давним другом МДТ режиссером и театральным деятелем Патриком Сомье. Простая история о людях, пытающихся выживать в нечеловеческих условиях. Ветхозаветные аналогии - надежный художественный прием. Опора на опыт вечности для осмысления дня сегодняшнего. Режиссер прекрасно знает, где и в какой момент ставит спектакль. Союз с додинским театром важен для него еще и потому, что пьеса встраивается в репертуар, сосредоточенный на болевых точках современности. И переводится на язык сцены актерами, играющими «Братьев и сестер», «Бесов», «Гаудеамус»...

«Трактир «Вечность» встраивается и в более широкий контекст. Конечно, на петербургской сцене еще существует предубеждение против «социалки», как высокомерно именуют некоторые режиссеры общезначимые темы (эти настроения тоже понятны: слишком долго театру навязывалась роль учителя жизни). Но появление таких спектаклей, как «Кабаре Брехт», «Пьяные», «Прикинь, что ты Бог», «Земля», «Антитела», - сигнал о том, что драматурги и режиссеры соотносят мир, в котором живут, с проблемами вечности. Они его видят, слышат и чувствуют, хотя порой избегают внятных высказываний.

Действие спектакля МДТ может происходить, как и во всякой притче, где угодно. Тем более - в наши дни, когда нелюбовь к человеку и человечеству стала главным достижением глобализации. Мы не знаем, где живет и каким богам молится Иов, но видим, как вполне положительный герой Леонида Луценко от пальбы по крысам легко переходит к убийству собак, а вслед за тем стреляет и по людям. Конечно, его под локоть подталкивает сам черт, но беда в том, что соблазнять себя Иов позволяет почти не колеблясь. Он не просто идеал примерной покорности. Он увлекается, входит в штопор азарта - так же упоенно, как играет на рулетке или исполняет прихоти двух гостей своего пустого ресторана. Механика убийства здесь оборачивается механикой самоубийства: Иов, как и его ветхозаветный предшественник, лишается всего - денег, жены, детей... Но в финале Бог ему едва ли поможет.

Персонажи, подвергшие семью Иова испытанию, весьма колоритны. В роли бога здесь дама в белом, чье элегантное пальто навевает ассоциации с облаками, по которым, если верить старой живописи, ступают ангелы и святые. Героиня Натальи Фоменко не святая, она явно в родстве с трезвой и циничной мультимиллионершей из «Визита дамы» Дюрренматта (впрочем, М. Касими вообще тяготеет к традициям европейской интеллектуальной драмы прошлого века). Ахан Артура Козина тоже имеет немало предшественников. И не только в мифологии древнего мира. От него попахивает то оперой, то опереткой. Он насквозь театрален, принимает картинные позы а-ля Мефистофель. Однако именно грубая работа, нахрап, беззастенчивый натиск делают его аргументы неотразимыми.

Режиссер последовательно разворачивает перед нами притчу. Как и во всякой классической притче, образный ряд пьесы ясен и прост. И оттого пугающе узнаваем. Если раньше в классическом советском фильме на вопрос: «Зачем ты пришел?» - ответ «Стреляли...» вызывал улыбку, а ситуация казалась бесконечно далекой и экзотичной, то теперь мы уже не успеваем оплакивать жертв взаимной ненависти и насилия. Иов перестал быть как мифологическим персонажем, так и праведником. Одно утешает: у нас и у европейцев взгляд на современный мир совпадает.

#«Трактир «Вечность» #театр #премьера

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...