Михаил Пиотровский. Инвестиция в будущее

Чтобы обеспечить творцам свободу в принятии решений, надо придумать правила. Звучит хорошо, но как это сделать? На форуме говорилось о том, что творческий процесс определяется не только результатом, творческие люди должны иметь право на ошибку.

Михаил Пиотровский. Инвестиция в будущее |

Недавно завершился Санкт-Петербургский международный культурный форум. Он принимает грандиозные масштабы. Тридцать тысяч участников. Главные события происходили в Главном штабе. Как сказал Валерий Фокин: здесь здорово, все крутится, в каждом углу что-то происходит, как у нас в театре на Новой сцене...

У Эрмитажа несколько важных проектов, в их числе открытые фондохранилища, центры-спутники в других городах и странах и, наконец, Общественный форум, который мы создаем. Территориально в это понятие входят первый этаж Главного штаба, Дворцовая площадь, Шуваловский проезд и Большая Морская улица. В целом это пространство за стенами музея, где должна бурлить общественная жизнь. Мы еще не полностью его охватили. Культурный форум - шаг на этом пути.

Если говорить о музейных делах, форум - удачная площадка для обсуждения наших проблем. Все, что там обсуждалось, имеет прямой выход в российскую и международную культурную практику.

Проводилось три «круглых стола», посвященных взаимодействию музеев и общества. На одном из них речь шла о реформе в Италии, которая должна увеличить автономность и самостоятельность музеев.

Это проблема многих музеев мира. На итальянском опыте мы обсуждали борьбу с бюрократией, расширение прав музеев, привлечение к их финансированию частного бизнеса... Благодаря реформе в Италии появилась возможность широкого выбора директоров музеев, эту должность заняли двадцать иностранцев. Бюрократия уменьшилась, но руководители лишены важных регуляторов жизни музеев - формирование бюджета, штат, продажа билетов... Это ограничение свободы и самостоятельности.

К слову, один из результатов этой реформы - выставка шедевров из археологических музеев Италии, которая скоро откроется в Эрмитаже. Эти музеи лучше других внедряют современное искусство, маркетинг, делают попытки выйти за свои стены...

Общий итог обсуждений: проблемы, типичные для бюрократии, есть в Италии и у нас. Мы их преодолеваем.

Одна из важных тем - доступность музеев. Расширяя доступность для людей с особыми потребностями - проблемами зрения, слуха, передвижения, мы делаем это для всех посетителей. Не только слепой человек хочет потрогать скульптуру. Не только людям с дислексией необходим хороший шрифт на этикетках. Любому хочется смотреть произведения искусства не в толпе, а в пустом зале.

Важный способ расширения доступности - спутники музеев. Мы сравнивали опыт Лувра в Абу-Даби, Русского музея в Малаге, Центра Помпиду в Шанхае, Эрмитажа в Амстердаме...

Кажется, что система присутствия больших музеев в разных точках мира рождена глобализмом и тенденцией все уравнять. На деле возникают разного типа музеи. Лувр в Абу-Даби - попытка создать универсальный музей на новом месте. У Лувра он взял только имя, для выставок заимствует вещи из других собраний, показывает их со своей концепцией и создает свою коллекцию. «Эрмитаж - Амстердам» тоже музей универсальный, но это еще один выставочный зал Эрмитажа, показ коллекций в другой среде. Русский музей в Малаге - рассказ о русском искусстве за рубежом. При всем разнообразии совместный опыт полезен для дальнейшей жизни музеев.

Опыт важен и потому, что начинается работа по созданию законодательства о культуре. Один из «круглых столов» форума был посвящен этой теме.

Во всем мире у культуры есть привилегии. Самая большая - налоговые послабления для меценатов, что в принципе противоречит всеобщему равенству перед законом. В разных странах действует система иммунитетов от ареста выставок, что нарушает право частной собственности. Существуют налоговые послабления для учреждений культуры.

В то же время в нашей стране есть законы, которые культуре вредят и мешают ей жить. В первую очередь те, что связаны с госзаказом, конкурсами, они приводят к большим финансовым тратам со стороны учреждений культуры и создают криминальную среду.

Надо думать, как защитить культуру и от запретов, которых стало много: оскорбление чувств верующих, экстремизм... Выступая на форуме, я вспомнил судебный процесс 1960 года в Великобритании по поводу книги Дэвида Лоуренса «Любовник леди Чаттерлей». Ее хотели запретить. Члены жюри отвечали на два вопроса: считают ли они книгу непристойной; и, если даже она такова, послужит ли ее публикация на благо обществу. На заседании выступал один из создателей закона о непристойных публикациях. Он говорил, что закон принят не для борьбы с порнографией, а для того, чтобы обеспечить свободу искусству.

Год назад президент поручил Совету по культуре подготовить концепцию закона о культуре. Новое законодательство должно обеспечить культуре процветание. Обсуждение наметок концепции началось в профессиональной среде. Затем последует общественное обсуждение.

Главная цель - вывести культуру из социальной сферы, законодательно оформить ее особую роль. Культура не платная услуга, а инвестиция в будущее. Результат проявится через много лет, в нем есть и экономический смысл.

Задача - помочь становлению сложного человека, который годится для производства и для потребления. Он будет совершать новые открытия. В XXI веке открытия во многом связаны с гуманитарной сферой. Они рождаются не из арифмометра или компьютера, а озарением. Озарение невозможно без высокого культурного уровня. В советское время наши великие ученые, физики, математики любили искусство, коллекционировали его, понимали. Они знали, что гениальная идея приходит от Бога. Чтобы ее уловить, нужны открытые «радары», фон для которых создает культура.

Чтобы обеспечить творцам свободу в принятии решений, надо придумать правила. Звучит хорошо, но как это сделать? На форуме говорилось о том, что творческий процесс определяется не только результатом, творческие люди должны иметь право на ошибку.

Общая идея - новое учреждение культуры, не бюджетное или внебюджетное, а особой категории. Объединить муниципальные и федеральные бюджеты и создать возможность объединения усилий.

Пример из жизни. Большой театр заключил соглашение с театром в Челябинске, но они ничего не могут сделать вместе. Они в разных ведомствах. Детская онкологическая больница просит у Эрмитажа репродукции картин, чтобы повесить в клинике. Музей готов, но он не вправе тратить деньги для больницы по той же причине, что и театр. Надо искать меценатов.

Даже если часть концепции законодательства по культуре будет осуществлена, возникнут новые правила игры. В них будут учтены особенности культуры. Этому способствовал форум. Подвижки рождаются из постоянной работы творческих объединений и обсуждений результатов. Поле для дискуссий есть, оно увеличивается. В спорах рождается не истина, а правильные решения.

Ранее Михаил Пиотровский в своей эксклюзивной колонке для «Санкт-Петербургских ведомостей» рассказал о «пикнике» вандалов у Медного всадника, роли Дворцовой площади в жизни Петербурга, противостоянии  культуры с «цифрой» и пояснил, зачем Данае ехать на Восток.

#Эрмитаж #Пиотровский #культура

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 222 (6331) от 28.11.2018 под заголовком «Инвестиция в будущее».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?