«Интересная эпоха»: Эрмитаж представил свой проект на 58-й Венецианской биеннале

Подготовленный Эрмитажем проект для российского павильона на открывшейся на днях 58-й Венецианской биеннале совершенно не похож на то, что выставлено в других национальных павильонах. Но он стал парадоксальным и точным ответом основному проекту биеннале, идущему под девизом «Чтобы вам жить в интересные времена».

«Интересная эпоха»: Эрмитаж представил свой проект на 58-й Венецианской биеннале | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Сейчас интересные времена в понимании Эрмитажа потому, что музеи стали играть главную роль в сохранении человеческой цивилизации. Для современных людей они заменили храм. Михаил Пиотровский так определил три главные функции музеев - хранители памяти; хранители искусства, задающего сложные вопросы; аттракцион - зрелище, которое доступно для неподготовленного зрителя, но побуждает его потом что-то почитать, подумать.

Российский проект говорит об этой триединой миссии. Надо заметить, что участников больше, чем указано на сайте биеннале. Кроме основных - кинорежиссера Александра Сокурова и художника Александра Шишкина-Хокусая - надо назвать скульпторов Екатерину Пильникову и Владимира Бродарского, художника Алексея Перепелкина, видеохудожника Александра Золотухина. Вместе они составили петербургскую команду.

Первое, что видит зритель, входя в павильон, - копии напряженных ног эрмитажного Атланта. Знаменитые скульптуры стали не только символом музея, они свидетели истории ХХ века. Жилище царей пытались превратить в музей революции, атлантов бомбили в блокаду. Сейчас это городской символ, посещаемый новобрачными, горожанами, туристами. Это и есть вход в храм.

Основной сюжет связан с историей возвращения блудного сына, рассказанной евангелистом Лукой. Этот сюжет об отцовской любви и всепрощении веками занимает художников. Пиотровский считает, что сейчас «Возращение блудного сына» Рембрандта - главная картина Эрмитажа. В советское время таковой была «Мадонна Литта» Леонардо как символ всего прекрасного.

Наивные времена ушли. Теперь, по словам Сокурова, сыновья умирают раньше родителей, гораздо чаще на войне, чем в праздности. Об этом он попытался рассказать в своей первой в жизни инсталляции, которая соединяет скульптуру, живопись, видео. На фоне «эскиза Рембрандта» и страшного видео с горящими юношами расстаются отец и сын. Теперь - навсегда. И только в кривом зеркале (иных мирах) возможна их новая встреча.

Финальная часть представляет собой механический театр Шишкина-Хокусая. Двигаются фанерные обманки, на которых можно узнать сюжеты Снайдерса, Йорданса, Хелста. Фламандская школа - важная для Эрмитажа, поэтому время от времени фанерные зрители буквально подпрыгивают до небес. В таком театре есть что-то симпатичное, рукодельное, особенно ценное во времена виртуальной реальности, а по-честному - сплошного обмана.

Именно об этом основной проект биеннале куратора Ральфа Ругоффа. Говоря об «интересных временах», он отвергает то, что в русском языке звучит как древняя китайская мудрость «не дай вам бог жить в эпоху перемен». «Интересными» названы времена «альтернативных фактов» и «фейковых новостей», которые порождены Интернетом и социальными сетями.

Ругофф выбрал 79 художников, которые противостоят этому мутному потоку. Русских среди них нет, куратор пригласил только тех, кого хорошо знает. Он создал две выставки, в одной автор может быть представлен картиной, в другой — видео или объектом, и наоборот. Получилось эффектное зрелище, например, китайский дуэт Сан Юань - Пенг Ю создал железного художника, который обучен 32 операциям и пишет «кровавой» краской.

Русская речь звучит в основном проекте в аудиоинсталляции индийской художницы Шилпы Гупта. Она наколола на «штыки» тексты ста репрессированных поэтов от VII века до наших дней и установила рядом динамики. Из раннего Бродского: «Не слишком ли отстали мы от тех, кто «отстает от нас?».

Венецианская биеннале открыта по 24 ноября. ЦВЗ «Манеж» пригласил Ругоффа в Петербург в сентябре.

Читайте также о том, что раковины невероятной красоты выставлены Эрмитажем в Выборге.

#Эрмитаж #Венеция #биеннале #музей #искусство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 086 (6439) от 16.05.2019 под заголовком «Миссия выполнима».


Комментарии