«Интересная эпоха»: Эрмитаж представил свой проект на 58-й Венецианской биеннале

Подготовленный Эрмитажем проект для российского павильона на открывшейся на днях 58-й Венецианской биеннале совершенно не похож на то, что выставлено в других национальных павильонах. Но он стал парадоксальным и точным ответом основному проекту биеннале, идущему под девизом «Чтобы вам жить в интересные времена».

«Интересная эпоха»: Эрмитаж представил свой проект на 58-й Венецианской биеннале | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Сейчас интересные времена в понимании Эрмитажа потому, что музеи стали играть главную роль в сохранении человеческой цивилизации. Для современных людей они заменили храм. Михаил Пиотровский так определил три главные функции музеев - хранители памяти; хранители искусства, задающего сложные вопросы; аттракцион - зрелище, которое доступно для неподготовленного зрителя, но побуждает его потом что-то почитать, подумать.

Российский проект говорит об этой триединой миссии. Надо заметить, что участников больше, чем указано на сайте биеннале. Кроме основных - кинорежиссера Александра Сокурова и художника Александра Шишкина-Хокусая - надо назвать скульпторов Екатерину Пильникову и Владимира Бродарского, художника Алексея Перепелкина, видеохудожника Александра Золотухина. Вместе они составили петербургскую команду.

Первое, что видит зритель, входя в павильон, - копии напряженных ног эрмитажного Атланта. Знаменитые скульптуры стали не только символом музея, они свидетели истории ХХ века. Жилище царей пытались превратить в музей революции, атлантов бомбили в блокаду. Сейчас это городской символ, посещаемый новобрачными, горожанами, туристами. Это и есть вход в храм.

Основной сюжет связан с историей возвращения блудного сына, рассказанной евангелистом Лукой. Этот сюжет об отцовской любви и всепрощении веками занимает художников. Пиотровский считает, что сейчас «Возращение блудного сына» Рембрандта - главная картина Эрмитажа. В советское время таковой была «Мадонна Литта» Леонардо как символ всего прекрасного.

Наивные времена ушли. Теперь, по словам Сокурова, сыновья умирают раньше родителей, гораздо чаще на войне, чем в праздности. Об этом он попытался рассказать в своей первой в жизни инсталляции, которая соединяет скульптуру, живопись, видео. На фоне «эскиза Рембрандта» и страшного видео с горящими юношами расстаются отец и сын. Теперь - навсегда. И только в кривом зеркале (иных мирах) возможна их новая встреча.

Финальная часть представляет собой механический театр Шишкина-Хокусая. Двигаются фанерные обманки, на которых можно узнать сюжеты Снайдерса, Йорданса, Хелста. Фламандская школа - важная для Эрмитажа, поэтому время от времени фанерные зрители буквально подпрыгивают до небес. В таком театре есть что-то симпатичное, рукодельное, особенно ценное во времена виртуальной реальности, а по-честному - сплошного обмана.

Именно об этом основной проект биеннале куратора Ральфа Ругоффа. Говоря об «интересных временах», он отвергает то, что в русском языке звучит как древняя китайская мудрость «не дай вам бог жить в эпоху перемен». «Интересными» названы времена «альтернативных фактов» и «фейковых новостей», которые порождены Интернетом и социальными сетями.

Ругофф выбрал 79 художников, которые противостоят этому мутному потоку. Русских среди них нет, куратор пригласил только тех, кого хорошо знает. Он создал две выставки, в одной автор может быть представлен картиной, в другой — видео или объектом, и наоборот. Получилось эффектное зрелище, например, китайский дуэт Сан Юань - Пенг Ю создал железного художника, который обучен 32 операциям и пишет «кровавой» краской.

Русская речь звучит в основном проекте в аудиоинсталляции индийской художницы Шилпы Гупта. Она наколола на «штыки» тексты ста репрессированных поэтов от VII века до наших дней и установила рядом динамики. Из раннего Бродского: «Не слишком ли отстали мы от тех, кто «отстает от нас?».

Венецианская биеннале открыта по 24 ноября. ЦВЗ «Манеж» пригласил Ругоффа в Петербург в сентябре.

Читайте также о том, что раковины невероятной красоты выставлены Эрмитажем в Выборге.

#Эрмитаж #Венеция #биеннале #музей #искусство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 086 (6439) от 16.05.2019 под заголовком «Миссия выполнима».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...