Импортозамещение в эфире
Состоялась премьера очередного отечественного сериала «Клим», который как две капли воды похож на своего британского «прародителя».

ФОТО simone mescolini/shutterstock.com
Что-то неладное творится с российской индустрией сериального «мыловарения». Странные и запоздалые появления экранной продукции, отлеживавшейся в закромах федеральных каналов («Тальянка»). Внезапное прекращение показа сериалов («Метод Фрейда-2») без объяснения причин и замена их на какие-то невнятные потуги создать очередную кинобиографию звезды советской эстрады («Эти глаза напротив»). И, наконец, совсем уж откровенно неудачные попытки соединить детектив и мелодраму в одном сериале на сюжеты то из прошлой («Семейный альбом»), то из нынешней жизни («Бомбила», «Золотая клетка»).
На подобном фоне появление в ночном воскресном эфире детективного сериала «Клим», поставленного режиссером Кареном Оганесяном, выглядит едва ли не как достижение отечественной сериальной индустрии. «Первый канал» продолжает тянуть «линейку» подобных показов с осени прошлого года, когда нас пугали «Методом» Юрия Быкова на протяжении почти трех месяцев. Экранная жизнь «Клима» оказалась несколько короче, протяженностью 8 серий. Но и их оказалось достаточно, чтобы понять образовавшуюся зависимость российских творцов «телемыла» от мирового сериального опыта. Ведь «Клим» есть не что иное, как копия популярного сериала BBC «Лютер», в центре которого – судьба полицейского Джона Лютера, переживающего трагические перипетии и в жизни, и в профессии.
Премьера английского сериала состоялась в 2010 году. И нынче он уже четвертый сезон находится в эфире с неизменной популярностью. Она в значительной степени определена тем, что Лютера выразительно играет темнокожий актер Идрис Эльба. Оригинальность же его российской экранной версии, сыгранной Константином Лавроненко, заключается в том, что майор Клим Рощин по профессии... биолог, проживший немало месяцев в стае волков. Потому он усвоил повадки хищников. Что, надо понимать, помогает ему в расследовании преступлений. Нечто похожее мы уже видели в «Методе» (привет американскому сериалу «Декстер»), герой которого, сыгранный Константином Хабенским, был немного не в себе, что помогало ему вычислять маньяков.
Продюсером обоих сериалов является Александр Цекало. Возникают невольные размышления на тему странных тематических увлечений, которые он реализует в экранной продукции «Первого канала». Мы имеем вариант отечественного импортозамещения на ниве варения «телемыла». Только вот не учитывают наши умельцы-продюсеры то, что все телевизионные первоисточники доступны в современном информационном пространстве. И любой желающий может их найти на сетевых просторах или посмотреть на DVD.
Посмотрев, зритель может сравнить их с российскими версиями, и боюсь, что сравнения будут не в пользу копий. По самым приблизительным подсчетам, только в последнее время таких «перекличек» в отечественном телеэфире насчитывается более полусотни. Думаю, что не раскрою большой тайны, если назову наши образцы сериального импортозамещения: «Родина» (в оригинале – «Родная земля»), «След» («СSI: N. Y.»), «Луна» («Полнолуние»), «Закрытая школа» («Черная лагуна»), «Обратная сторона Луны» («Жизнь на Марсе»), «Закон и порядок» («Закон и порядок»), «Побег» («Побег»), «Кости» («Кости»)... Список можно продолжать, и он наводит на грустные размышления о пустоте тех творческих полей, на которых могли бы взойти отечественные кино- и телеталанты.
Пример «Клима» тому подтверждение. Вроде бы все увлекательно и современно снято и смонтировано, но полная зависимость от «Лютера» убивает всякое желание ждать следующего сезона. Ибо только в одной серии авторы нашего сериала «осмелились» отойти в сторону от фабулы, «устроив» кровавую бойню-соревнование двух маньяков. «Что же дальше?» – риторически вопрошает герой Константина Лавроненко в финале заключительной серии «Клима». Поживем – посмотрим. Но боюсь, что увидим мы очередной ремесленный вариант телезамещения.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 036 (5653) от 02.03.2016.
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии