Императрица русской оперы. К юбилею Ирины Богачевой
2 марта случился юбилей у выдающейся русской певицы, солистки Мариинского театра, профессора Санкт-Петербургской консерватории Ирины Богачевой. Главный торжественный вечер состоится 25 марта в Большом зале Филармонии.
ФОТО Владимира ОСТАПКОВИЧА/ТАСС
Кажется, что она, рожденная за два года до начала войны, и выбрала оперу своим жизненным предназначением как жанр, противопоставляющий себя серым, унылым будням. Недаром же она написала в своем мемуарном, роскошно оформленном альбоме «Ирина Богачева», вышедшем к 70-летию артистки, о своем первом впечатлении от Ленинграда по возвращении из эвакуации: «...тусклое, серое. Ахматова говорила, что после войны дома стали красить во все оттенки серого, и город с его пасмурным, дождливым небом стал блеклым. Мы жили на улице Желябова в огромной коммунальной квартире. Сорок четыре соседа, и наши две светлые, огромные комнаты с окнами на улицу и лепкой на потолке. Очередь в туалет с утра и вечером, все «радости» совместного проживания, к счастью, почти не заметные для девочки, вдруг попавшей в огромный город. Я застала послевоенную бедность, почти голод. Девочкой и не думала наряжаться. Не до этого было».
Кстати, и ей, как впоследствии и Ане Нетребко в студенческие годы, тоже приходилось, подрабатывая, мыть полы, только не в Мариинском (тогда, разумеется, Кировском), а в Театре Комедии. Но она прекрасно знала, что эти трудности - явление временное и легко преодолимое ради попадания на оперный Олимп. Училась на одном курсе вместе с Еленой Образцовой, с которой сохраняла теплые приятельские отношения, соревнуясь в том, кто кого пересмеет, рассказывая веселые истории из прошлого. С тенором Владимиром Атлантовым, тоже студентом Ленинградской консерватории, пела в Оперной студии, куда, по ее словам, билетов было не достать, но которой больше нет. Нынешний ректор росчерком пера вычеркнул из истории то, на что не поднималась рука у его предшественников, - Театр консерватории. Правда, в уже упомянутых воспоминаниях, выпущенных в год 70-летия певицы, она совсем без энтузиазма описала то, во что превратилась когда-то достославная Оперная студия: «Сегодня этот зал почти всегда пуст и на сцене не происходит ничего интересного /.../ Должна сказать, что многое из того, что сейчас происходит в Консерватории и особенно вокруг Консерватории, походит на издевательство над старейшим музыкальным вузом страны. Мало кого волнуют искусство, культура, воспитание молодых музыкантов как цель, как главное и самое важное в ее деятельности...».
В этих словах трудно не услышать могучего общественного темперамента певицы. Сегодня большая печаль Ирины Петровны, заведующей кафедрой сольного пения Санкт-Петербургской консерватории, где она служит почти 40 лет, состоит в том, что свой очередной праздник она не может встретить в историческом здании любимой Консерватории, реставрацию которой так и не завершили к осени минувшего года, как изначально планировалось. Однако унывать по этому поводу она совсем не собирается.
Педагогика - вторая страсть Ирины Петровны, являющейся председателем Совета по вокальному искусству, и под ее началом в петербургской Консерватории проходят ежегодные всероссийские смотры-конкурсы вокалистов. Ее любимое детище - международный конкурс молодых оперных певцов «Санкт-Петербург», открывающий новые имена, которые тут же отправляются покорять мир. Это и меццо-сопрано Олеся Петрова, которая сегодня поет и в Большом театре, и в «Метрополитен-опере», и колоратурное меццо-сопрано Маргарита Грицкова, одна из новых звезд Венской государственной оперы, и баритон Борис Пинхасович, предмет особой гордости педагога. «Когда я только начала учить молодых певцов, почувствовала, что и сама учусь у них - свежести голосов, тому, что у них что-то начинает получаться. Я стала жить этим, живу и до сих пор. Но эта ответственность очень велика, когда в ваших руках оказываются судьбы талантливых молодых людей. Мне всегда хотелось, чтобы мои студенты достигали больших высот. Я обожаю педагогику и чувствую, что это мне дает колоссальную силу».
В этом же году певица отмечает и 55-летие творческой деятельности в Мариинском театре, где в 1964 году она дебютировала в партии Полины. Завершать певческую карьеру Ирина Петровна не планирует: «Прекращать петь я не могу и не собираюсь, покуда у меня еще хорошо звучит голос». Слушать Богачеву сегодня не менее, а в чем-то и более интересно: в голосе сказываются и опыт, и мудрость, и страдание, и сила, и власть, и любовь, и красота, и полнозвучие. Конечно, это будут уже не Кармен, не Далила, не Азучена, не Марина Мнишек или Элен Безухова, а, скажем, Ахросимова в «Войне и мире» Прокофьева, Графиня в «Пиковой даме» Чайковского, Бабуленька в «Игроке» Прокофьева, а иногда - Княгиня в «Сестре Анжелике» Пуччини. Но голос Ирины Богачевой звучит в этих партиях настолько вокально интенсивно и эмоционально, что становится смысловым центром оперы.
Накануне юбилея певица призналась: «Всегда, всю жизнь, часто чувствую себя абсолютным ребенком. Мне мои говорят: «Бабуля, да ну тебя!». А я чувствую себя такой. Чувствую себя и другой, конечно, разное бывает. Но я считаю, что особенно у талантливого человека должно быть ощущение, что не только власть в его руках, не только ум, но что он еще все равно дитя - в любом возрасте».
Всякий раз поражает ее исполнение песни композитора Валерия Гаврилина на стихи Александра Володина «Простите меня», в которой она всякий раз так искренне и так истово просит прощения и раскаивается, что кажется, вместе с ней прощаются грехи и каждого сидящего в зале.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 039 (6392) от 04.03.2019 под заголовком «Императрица русской оперы».
Комментарии