Императрица русской оперы. К юбилею Ирины Богачевой

2 марта случился юбилей у выдающейся русской певицы, солистки Мариинского театра, профессора Санкт-Петербургской консерватории Ирины Богачевой. Главный торжественный вечер состоится 25 марта в Большом зале Филармонии.

Императрица русской оперы. К юбилею Ирины Богачевой | ФОТО Владимира ОСТАПКОВИЧА/ТАСС

ФОТО Владимира ОСТАПКОВИЧА/ТАСС

Кажется, что она, рожденная за два года до начала войны, и выбрала оперу своим жизненным предназначением как жанр, противопоставляющий себя серым, унылым будням. Недаром же она написала в своем мемуарном, роскошно оформленном альбоме «Ирина Богачева», вышедшем к 70-летию артистки, о своем первом впечатлении от Ленинграда по возвращении из эвакуации: «...тусклое, серое. Ахматова говорила, что после войны дома стали красить во все оттенки серого, и город с его пасмурным, дождливым небом стал блеклым. Мы жили на улице Желябова в огромной коммунальной квартире. Сорок четыре соседа, и наши две светлые, огромные комнаты с окнами на улицу и лепкой на потолке. Очередь в туалет с утра и вечером, все «радости» совместного проживания, к счастью, почти не заметные для девочки, вдруг попавшей в огромный город. Я застала послевоенную бедность, почти голод. Девочкой и не думала наряжаться. Не до этого было».

Кстати, и ей, как впоследствии и Ане Нетребко в студенческие годы, тоже приходилось, подрабатывая, мыть полы, только не в Мариинском (тогда, разумеется, Кировском), а в Театре Комедии. Но она прекрасно знала, что эти трудности - явление временное и легко преодолимое ради попадания на оперный Олимп. Училась на одном курсе вместе с Еленой Образцовой, с которой сохраняла теплые приятельские отношения, соревнуясь в том, кто кого пересмеет, рассказывая веселые истории из прошлого. С тенором Владимиром Атлантовым, тоже студентом Ленинградской консерватории, пела в Оперной студии, куда, по ее словам, билетов было не достать, но которой больше нет. Нынешний ректор росчерком пера вычеркнул из истории то, на что не поднималась рука у его предшественников, - Театр консерватории. Правда, в уже упомянутых воспоминаниях, выпущенных в год 70-летия певицы, она совсем без энтузиазма описала то, во что превратилась когда-то достославная Оперная студия: «Сегодня этот зал почти всегда пуст и на сцене не происходит ничего интересного /.../ Должна сказать, что многое из того, что сейчас происходит в Консерватории и особенно вокруг Консерватории, походит на издевательство над старейшим музыкальным вузом страны. Мало кого волнуют искусство, культура, воспитание молодых музыкантов как цель, как главное и самое важное в ее деятельности...».

В этих словах трудно не услышать могучего общественного темперамента певицы. Сегодня большая печаль Ирины Петровны, заведующей кафедрой сольного пения Санкт-Петербургской консерватории, где она служит почти 40 лет, состоит в том, что свой очередной праздник она не может встретить в историческом здании любимой Консерватории, реставрацию которой так и не завершили к осени минувшего года, как изначально планировалось. Однако унывать по этому поводу она совсем не собирается.

Педагогика - вторая страсть Ирины Петровны, являющейся председателем Совета по вокальному искусству, и под ее началом в петербургской Консерватории проходят ежегодные всероссийские смотры-конкурсы вокалистов. Ее любимое детище - международный конкурс молодых оперных певцов «Санкт-Петербург», открывающий новые имена, которые тут же отправляются покорять мир. Это и меццо-сопрано Олеся Петрова, которая сегодня поет и в Большом театре, и в «Метрополитен-опере», и колоратурное меццо-сопрано Маргарита Грицкова, одна из новых звезд Венской государственной оперы, и баритон Борис Пинхасович, предмет особой гордости педагога. «Когда я только начала учить молодых певцов, почувствовала, что и сама учусь у них - свежести голосов, тому, что у них что-то начинает получаться. Я стала жить этим, живу и до сих пор. Но эта ответственность очень велика, когда в ваших руках оказываются судьбы талантливых молодых людей. Мне всегда хотелось, чтобы мои студенты достигали больших высот. Я обожаю педагогику и чувствую, что это мне дает колоссальную силу».

В этом же году певица отмечает и 55-летие творческой деятельности в Мариинском театре, где в 1964 году она дебютировала в партии Полины. Завершать певческую карьеру Ирина Петровна не планирует: «Прекращать петь я не могу и не собираюсь, покуда у меня еще хорошо звучит голос». Слушать Богачеву сегодня не менее, а в чем-то и более интересно: в голосе сказываются и опыт, и мудрость, и страдание, и сила, и власть, и любовь, и красота, и полнозвучие. Конечно, это будут уже не Кармен, не Далила, не Азучена, не Марина Мнишек или Элен Безухова, а, скажем, Ахросимова в «Войне и мире» Прокофьева, Графиня в «Пиковой даме» Чайковского, Бабуленька в «Игроке» Прокофьева, а иногда - Княгиня в «Сестре Анжелике» Пуччини. Но голос Ирины Богачевой звучит в этих партиях настолько вокально интенсивно и эмоционально, что становится смысловым центром оперы.

Накануне юбилея певица призналась: «Всегда, всю жизнь, часто чувствую себя абсолютным ребенком. Мне мои говорят: «Бабуля, да ну тебя!». А я чувствую себя такой. Чувствую себя и другой, конечно, разное бывает. Но я считаю, что особенно у талантливого человека должно быть ощущение, что не только власть в его руках, не только ум, но что он еще все равно дитя - в любом возрасте».

Всякий раз поражает ее исполнение песни композитора Валерия Гаврилина на стихи Александра Володина «Простите меня», в которой она всякий раз так искренне и так истово просит прощения и раскаивается, что кажется, вместе с ней прощаются грехи и каждого сидящего в зале.

#юбилей #опера #артист

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 039 (6392) от 04.03.2019 под заголовком «Императрица русской оперы».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?