Императрица русской оперы. К юбилею Ирины Богачевой

2 марта случился юбилей у выдающейся русской певицы, солистки Мариинского театра, профессора Санкт-Петербургской консерватории Ирины Богачевой. Главный торжественный вечер состоится 25 марта в Большом зале Филармонии.

Императрица русской оперы. К юбилею Ирины Богачевой | ФОТО Владимира ОСТАПКОВИЧА/ТАСС

ФОТО Владимира ОСТАПКОВИЧА/ТАСС

Кажется, что она, рожденная за два года до начала войны, и выбрала оперу своим жизненным предназначением как жанр, противопоставляющий себя серым, унылым будням. Недаром же она написала в своем мемуарном, роскошно оформленном альбоме «Ирина Богачева», вышедшем к 70-летию артистки, о своем первом впечатлении от Ленинграда по возвращении из эвакуации: «...тусклое, серое. Ахматова говорила, что после войны дома стали красить во все оттенки серого, и город с его пасмурным, дождливым небом стал блеклым. Мы жили на улице Желябова в огромной коммунальной квартире. Сорок четыре соседа, и наши две светлые, огромные комнаты с окнами на улицу и лепкой на потолке. Очередь в туалет с утра и вечером, все «радости» совместного проживания, к счастью, почти не заметные для девочки, вдруг попавшей в огромный город. Я застала послевоенную бедность, почти голод. Девочкой и не думала наряжаться. Не до этого было».

Кстати, и ей, как впоследствии и Ане Нетребко в студенческие годы, тоже приходилось, подрабатывая, мыть полы, только не в Мариинском (тогда, разумеется, Кировском), а в Театре Комедии. Но она прекрасно знала, что эти трудности - явление временное и легко преодолимое ради попадания на оперный Олимп. Училась на одном курсе вместе с Еленой Образцовой, с которой сохраняла теплые приятельские отношения, соревнуясь в том, кто кого пересмеет, рассказывая веселые истории из прошлого. С тенором Владимиром Атлантовым, тоже студентом Ленинградской консерватории, пела в Оперной студии, куда, по ее словам, билетов было не достать, но которой больше нет. Нынешний ректор росчерком пера вычеркнул из истории то, на что не поднималась рука у его предшественников, - Театр консерватории. Правда, в уже упомянутых воспоминаниях, выпущенных в год 70-летия певицы, она совсем без энтузиазма описала то, во что превратилась когда-то достославная Оперная студия: «Сегодня этот зал почти всегда пуст и на сцене не происходит ничего интересного /.../ Должна сказать, что многое из того, что сейчас происходит в Консерватории и особенно вокруг Консерватории, походит на издевательство над старейшим музыкальным вузом страны. Мало кого волнуют искусство, культура, воспитание молодых музыкантов как цель, как главное и самое важное в ее деятельности...».

В этих словах трудно не услышать могучего общественного темперамента певицы. Сегодня большая печаль Ирины Петровны, заведующей кафедрой сольного пения Санкт-Петербургской консерватории, где она служит почти 40 лет, состоит в том, что свой очередной праздник она не может встретить в историческом здании любимой Консерватории, реставрацию которой так и не завершили к осени минувшего года, как изначально планировалось. Однако унывать по этому поводу она совсем не собирается.

Педагогика - вторая страсть Ирины Петровны, являющейся председателем Совета по вокальному искусству, и под ее началом в петербургской Консерватории проходят ежегодные всероссийские смотры-конкурсы вокалистов. Ее любимое детище - международный конкурс молодых оперных певцов «Санкт-Петербург», открывающий новые имена, которые тут же отправляются покорять мир. Это и меццо-сопрано Олеся Петрова, которая сегодня поет и в Большом театре, и в «Метрополитен-опере», и колоратурное меццо-сопрано Маргарита Грицкова, одна из новых звезд Венской государственной оперы, и баритон Борис Пинхасович, предмет особой гордости педагога. «Когда я только начала учить молодых певцов, почувствовала, что и сама учусь у них - свежести голосов, тому, что у них что-то начинает получаться. Я стала жить этим, живу и до сих пор. Но эта ответственность очень велика, когда в ваших руках оказываются судьбы талантливых молодых людей. Мне всегда хотелось, чтобы мои студенты достигали больших высот. Я обожаю педагогику и чувствую, что это мне дает колоссальную силу».

В этом же году певица отмечает и 55-летие творческой деятельности в Мариинском театре, где в 1964 году она дебютировала в партии Полины. Завершать певческую карьеру Ирина Петровна не планирует: «Прекращать петь я не могу и не собираюсь, покуда у меня еще хорошо звучит голос». Слушать Богачеву сегодня не менее, а в чем-то и более интересно: в голосе сказываются и опыт, и мудрость, и страдание, и сила, и власть, и любовь, и красота, и полнозвучие. Конечно, это будут уже не Кармен, не Далила, не Азучена, не Марина Мнишек или Элен Безухова, а, скажем, Ахросимова в «Войне и мире» Прокофьева, Графиня в «Пиковой даме» Чайковского, Бабуленька в «Игроке» Прокофьева, а иногда - Княгиня в «Сестре Анжелике» Пуччини. Но голос Ирины Богачевой звучит в этих партиях настолько вокально интенсивно и эмоционально, что становится смысловым центром оперы.

Накануне юбилея певица призналась: «Всегда, всю жизнь, часто чувствую себя абсолютным ребенком. Мне мои говорят: «Бабуля, да ну тебя!». А я чувствую себя такой. Чувствую себя и другой, конечно, разное бывает. Но я считаю, что особенно у талантливого человека должно быть ощущение, что не только власть в его руках, не только ум, но что он еще все равно дитя - в любом возрасте».

Всякий раз поражает ее исполнение песни композитора Валерия Гаврилина на стихи Александра Володина «Простите меня», в которой она всякий раз так искренне и так истово просит прощения и раскаивается, что кажется, вместе с ней прощаются грехи и каждого сидящего в зале.

#юбилей #опера #артист

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 039 (6392) от 04.03.2019 под заголовком «Императрица русской оперы».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...