Имени Стржельчика

В день 95-летия со дня рождения Владислава Стржельчика в Санкт-Петербурге вручили премию его имени. Двум очень красивым, талантливым и популярным актрисам – Елизавете Боярской, актрисе МДТ, и Карине Разумовской из БДТ.

Имени Стржельчика | Лиза Боярская (слева) и Карина Разумовская — яркие звезды на театральном небосклоне. ФОТО Юлии КУДРЯШОВОЙ

Лиза Боярская (слева) и Карина Разумовская — яркие звезды на театральном небосклоне. ФОТО Юлии КУДРЯШОВОЙ

Из всех именных премий, которые существуют на свете, эта, как мне кажется, самая правильная. Я не знаю принципов, по которым выбирают лауреатов, но сам факт вручения премии имени Стржельчика – это для актера должно быть фактом высокого признания и серьезным профессиональным авансом. Просто потому, что мало кто столь абсолютно соответствовал всем представлениям о том, каким должен быть актер. Потому что Стржельчик был актер эталонный.

Не в том смысле, что был самым талантливым на свете (хотя талантлив был блистательно), а в смысле, что идеально подходил под все «народные приметы»: красив, статен, элегантен, остроумен, обаятелен, изыскан. Актеры ведь бывают и замкнутыми, и мрачными – разными. Но, согласитесь, когда произносишь слово «актер» – в сознании сразу возникает светский лев: он идет – и все его видят, на него нельзя не обратить внимания, он не затеряется ни в какой толпе, он мгновенно обращает на себя внимание, он говорит – и сразу слышно: актер.

В сущности, я пытаюсь вспомнить еще кого-то, кто бы столь же соответствовал идеальному представлению о человеке этой профессии, и вспоминаю еще лишь одно имя – Борис Ливанов. Вот их таких два и было – образцовых, легендарных.

И потому премия имени Стржельчика – это как билет на вход в компанию небожителей.

Владислава Игнатьевича Стржельчика в БДТ (а потом уже и в городе) все называли Стрижом: мало кто правильно выговаривал «трудную» польскую фамилию (четыре согласных подряд!), чаще говорили «Стрижельчик».

Он в БДТ смолоду считался «актером-фрачником» (было в театре и такое амплуа).

Потом как-то все быстро поняли (еще до Товстоногова), что он непревзойденный характерный актер – веселый, заводной, искрометный, и он стал играть характерные роли тоже, но амплуа красавца из прежних времен от него все равно никуда не делось.

У него были какие-то совершенно ослепительно старорежимные манеры и потрясающая питерская речь, с такими интонациями, каких я вообще мало в жизни слышала (очень похоже говорили наши педагоги в ЛГИТМиКе, многие из которых были старорежимными петербуржцами).

Стрижа в театре любили.

Он был изысканно остроумен, доброжелателен и независтлив. Это ценилось. Его положение в театре было совершенно незыблемым, прочным, он был занят в репертуаре, как мало кто. И, хотя центральных ролей имел не слишком много, каждая из них была чистым золотом.

Кроме того, он чуть ли не первым в старом БДТ начал много сниматься, приобрел отдельных от театра поклонников и совсем другие деньги, а уж про успех у дам и говорить нечего.

После знаменитого спектакля «Варвары», где Стржельчик играл Цыганова, а Павел Луспекаев – Черкуна, внезапно выяснилось, что «мачо-реформатор» Черкун, за которого так отчаянно сражались две женщины, не стал любимцем ленинградской публики. То есть речь не про актера Павла Луспекаева, а именно про персонаж. Любимцем стал изящный циник Цыганов, которого играл Стржельчик. По одной-единственной, но совершенно неотразимой причине. Цыганов оказался способен на глубокую, пусть и безнадежную страсть, а Черкун – нет. Зритель экстраполирует на актера все качества его персонажа, и после роли Цыганова сердца женской части ленинградских театралов всецело принадлежали Стржельчику.

Цыганов довольно долго оставался его главной театральной работой. Актеру при всей сумасшедшей зрительской любви обязательно требуется профессиональное признание – а такому, как Стржельчик, – и подавно. И признание не такое: «здорово сыграл, молодец!», а такое: «ах!». В этом театре похвала «хороший артист» вообще ничего не стоила. Там все были хорошие, плохих-то даже на эпизодах не было.

И вдруг Гога, впервые после «Варваров», после роскошной роли Цыганова, дал ему главную роль. Не просто главную – а главную-преглавную. Козырную. Старый-престарый еврей Грегори Соломон в «Цене» Артура Миллера.

Но ради этой роли надо было поступиться всем имеющимся у Стрижа багажом – всем, за что его так любила публика: красотой, манерами, немыслимой речью и голосом, ростом, статью – ну, в общем, всем.

Вот сказать, что никто до этой роли даже не подозревал, какого масштаба в театре есть актер, – не сказать ничего. Все, кто думал, что знает Стрижа как облупленного, только рты поразевали. Потому что оказалось, что это артист шекспировского масштаба. Причем не масштаба роли Хотспера (которого он в театре как раз и играл), а масштаба Короля Лира.

Настоящий Великий Артист.

А потом, после «Цены», он снова «и крутился, и вертелся, и козликом скакал», мог себе позволить все: вокруг все уже понимали – кто перед ними... Теперь он знаком новым поколениям зрителей только по кино (ну и по «Хануме», в записи, разумеется). То есть про настоящий масштаб таланта Стрижа люди сегодня могут хоть что-то понимать лишь по роли генерала Ковалевского из сериала «Адъютант его превосходительства».

И только те, кто видел живьем тот спектакль, кто рыдал вместе с этим стариком, знают, чей на самом деле 95-летний юбилей отмечали 31 января, отмечали вручением премий его имени. Имени Великого Артиста.

И вот, когда думаешь про лауреатов этой премии, про их успех и профессиональное признание, понимаешь, что само имя Стржельчика всегда будет напоминать им о том, что актер ни от чего не застрахован: ни от пошлого текста, который надо оправдать, ни от глупого фильма, в котором пришлось сниматься, ни от сказанного в спину злого слова, которое придется пережить. Все это было всегда и всегда будет.

Но актер – сам себе страховой полис: и если в твоем багаже был – хотя бы один раз в жизни – Цыганов или Соломон, сыгранный на разрыв аорты, под гробовую тишину или рыдания зрительного зала, то тебе цена известна, и поколебать ее уже не сможет никакой биржевой обвал. Только ты сам.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 019 (5636) от 04.02.2016.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.