Их первые книжки

Марина Борисовна Елисеева - заведующая кафедрой языкового и литературного образования ребенка Института детства РГПУ им. А. И. Герцена. Книжечка с длинным названием «Книга в восприятии ребенка от рождения до 7 лет» - результат ее многолетних исследований. Эту маленькую книжечку я прочитала три раза: первый - залпом, не отрываясь; второй - медленно, с карандашом; третий - уже по подчеркнутому, невольно перечитывая то, что рядом.

Их первые книжки | Иллюстрация Asaf-Eliason/shutterstock.com

Иллюстрация Asaf-Eliason/shutterstock.com

Наши переживания на актуальную тему: не читают, не любят книги, не отрываются от гаджетов - начинаются часто тогда, когда переживать уже поздно. Отношения детей с книгами формируются с нуля, если точно - с 4 - 7 месяцев. Именно в этом возрасте начинают дети реагировать на книги, поначалу как на яркие предметы, которые можно хватать, мять, рвать, сосать.

Рвать - самое интересное. Шуршащий, мнущийся и рвущийся материал привлекает малышей даже больше, чем яркий цвет, потому поначалу «взрослые» книжки могут нравиться больше детских. А из детских предпочтительнее книги-раскладушки: с ними можно по-разному играть, их по сгибам и рвать удобнее. Так что, пока дети совсем маленькие, с дорогими роскошными книгами лучше повременить, а вот непромокаемые книжечки, с которыми можно купаться в ванне, - самое то. Оказывается, комфортное состояние купания стимулирует и желание рассматривать книжки.

Открытием для меня оказалось то, что дети еще в младенчестве совершенно по-разному воспринимают текст. Аудиалы благостно слушают, когда им читают стихи наизусть или даже просто что-то рассказывают. И очень долго, порой до полутора-двух лет, предпочитают рассказывание чтению, мало интересуясь книжками с текстом и рисунками. Визуалам для восприятия текста нужна материальная опора - книга, желательно с рисунками. Слова, произносимые при этом взрослыми, воспринимаются как ритмизованный музыкальный фон. Есть, конечно, дети, у которых любовь к тексту и иллюстрациям развивается одновременно. Как же внимательно за малышами надо наблюдать, чтобы понять их предпочтения и начать строить отношения с книгой максимально комфортным для этого ребятенка способом...

При этом еще очень важно не переносить на детей наши взрослые предпочтения и предубеждения. Оказывается, годовалому ребенку легче распознать контур и линию, чем цветовые пятна. Потому не для ребенка, а для себя мы старательно выискиваем книжки с яркими цветными картинками. Детям же до трех лет интереснее и понятнее как раз черно-белые рисунки. И только когда они становятся старше, восприятие меняется. Хотя не исключено, что под влиянием взрослых.

Лишь к трем годам малыши начинают различать изображение и предмет. Так что не надо расстраиваться и уж тем более наказывать ребенка, пытающегося накормить нарисованного мишку или поймать нарисованную бабочку. Когда ребенок замарывает иллюстрацию, тоже не надо спешить с осуждением: возможно, он именно таким образом пытается помочь герою избавиться от злодея. На множестве примеров автор книги показывает, как неожиданно для нас ребенок вмешивается в книгу, «содействует» ее персонажам, убирает не устраивающие его эпизоды. Маленький мальчик изрезал ножницами «Сказки дядюшки Римуса»: ему очень не понравилось, как Братец Кролик прилип к Смоляному чучелку. Девочка чуть меньше двух лет, чтобы спасти зайчишку от страшно лаявшего на картинке пса Трезора, потихоньку вырезала зайчика из книги и убрала подальше. Беречь книги, конечно, нужно, и учить этому детей тоже необходимо. Но не менее важно отдавать себе отчет в активности восприятия детьми искусства, в их стремлении вмешаться, поправить, спасти, содействовать.

Мысль о воздействии на ребенка стереотипов взрослых - одна из самых важных и интересных в книге М. Б. Елисеевой. Когда дети становятся старше и мы начинаем с ними разговаривать о прочитанных книгах, мы часто удивляемся их суждениям и пытаемся навязать «правильное» понимание. Маленькому мальчику читают сказку Андерсена «Огниво». Неожиданно для взрослых ему активно не нравится главный герой: «Плохой солдат, ужасный просто». Объяснение безукоризненно логично: «Ему старушка эта, ну Баба-яга что ли, денежек дала, и не ругалась, и не мучила. Зачем ее убил?». Сидящая рядом умудренная сестренка-пятиклассница старательно разъясняет: «Ведь она плохая, ведьма ведь». Но прав-то малыш. Как правы и те дети, которые жалеют медведя из сказки «Маша и медведь», потому что он Машу любил; или волка, который во всех сказках ходит голодный.

Малыши вырастут, пойдут в детский сад и школу, им объяснят, как надо правильно все понимать. Волшебство свободного детского восприятия исчезнет. Грустно это. Хотя...

На сайте Университета я прочитала название курса, который Марина Борисовна читает сегодняшним студентам - завтрашним учителям: «Книга в восприятии ребенка от рождения до 10 лет». Значит, исследование продолжается. Будем ждать его результатов. И новых книг, очень нужных нам всем.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 019 (5881) от 02.02.2017.


Комментарии