«Тобол. Мало избранных» Алексея Иванова: игры сибирских престолов

О первой части «Тобола» Алексея Иванова, книге «Много званных», не писал, кажется, только ленивый. А вот со вторым томом совсем другая история: реакция более чем сдержанная, никакого ажиотажа, рецензии в СМИ можно пересчитать по пальцам одной руки.

«Тобол. Мало избранных» Алексея Иванова: игры сибирских престолов | Иллюстрация Shai Halud/shutterstock.com

Иллюстрация Shai Halud/shutterstock.com

 И это, в общем, понятно: «Мало избранных» - не отдельное самостоятельное произведение и даже не второй роман цикла, а прямое продолжение истории, по воле автора оборванной год назад на полуслове. Все, что можно было сказать о «Тоболе», вроде бы уже сказано, зачем повторяться? И все-таки попробуем разобраться, зачем понадобилась вторая часть и почему без нее понять замысел автора будет намного труднее.

Итак, XVIII век, эпоха правления Петра Алексеевича Романова, которого благодарные соотечественники при жизни окрестили Великим, а раскольники-староверы - Царем Антихристом. На западных границах страны не утихает война со шведами, на Неве тянет к небу острые шпили новорожденный Санкт-Петербург, Москва погружается в провинциальную негу, но цепкий взгляд автора прикован к иным рубежам молодой империи: Уралу, Дальнему Востоку, Средней Азии... И в первую очередь к Сибири - огромному малонаселенному краю, живущему по своим законам и правилам, стране с особой «повесткой дня», непостижимой для остальной России.

Знакомые герои уверенно движутся по орбитам, заданным в первом томе. Матвей Петрович Гагарин, тобольский губернатор, плетет интриги за спиной царя и тайком разжигает никому не нужную войну. Архитектон Семен Ульяныч Ремезов изыскивает способ завершить свое главное творение - каменный кремль, благодаря которому его имя войдет в историю. Присланный из столицы полковник Бухгольц ведет свое войско на верную гибель в джунгарскую степь. Бухарский купец Ходжа Касым строит козни ненавистному Гагарину, монополизировавшему торговлю с Китаем. Владыка Филофей, креститель остяков и вогулов и будущий святой, спорит с упрямыми таежными шаманами, выясняя, чей бог сильнее. Капитан Филипп Табберт фон Страленберг из пленных шведов продолжает познавать Россию, чтобы написать первую всеобъемлющую историю страны. Его соотечественник штык-юнкер Юхан Густав Ренат предает товарищей по оружию ради запретной страсти. Сестры-близняшки Айкони и Хомани из народа остяков обмениваются мыслями и чувствами на расстоянии, а Григорий Ильич Новицкий, ссыльный шляхтич из окружения Мазепы, сохнет от неразделенной любви к одной из них...

И так далее и тому подобное - перенаселенность романа бросалась в глаза уже в первом томе, а теперь в стройные ряды влились новые герои, что только усугубило неразбериху.

Но все это отлично укладывается в авторскую концепцию. Алексей Иванов пытается описать множество событий разного масштаба, в которых одновременно участвуют десятки непохожих друг на друга персонажей, передать эпический масштаб происходящих событий во всей полноте, охватить взглядом картину, от края до края и сверху донизу. Эксперимент, может быть, и не вполне удачный, но завораживающе дерзкий по замыслу.

Автора «Тобола» упрекают, что он не справился с таким количеством героев и начал рубить по живому, но мне кажется, это придает прозе Иванова дополнительную натуралистичность. Писатель не зря сравнивает свою книгу с «Игрой престолов»: по глупой случайности, из-за малой ошибки в «Тоболе» рушатся масштабные, хорошо продуманные планы, между делом глупо гибнут герои, к которым успел прикипеть сердцем читатель, судьбы других персонажей сплетаются воедино, несмотря на все препоны и вопреки любой логике. Но именно так сплошь и рядом и происходит в обыденной жизни, в реальной истории, не подчиняющейся законам классической драматургии.

Герои «Тобола» видят мир сквозь разные фильтры, разную оптику: старообрядцы изгоняют беса из тела павшего товарища, вогулы накоротке общаются со своими лесными богами, свеча не угасает в тобольской келье, где умер митрополит Иоанн, а тело его остается нетленным... А рядом русские и шведы пишут историю Сибири, рисуют подробные чертежи и карты, возводят каменные храмы, точно рассчитав предельную допустимую нагрузку... Эти картины мира накладываются друг на друга, образуя калейдоскопический узор: в пространстве романа органично уживаются рациональное и иррациональное, мифологическое и историческое начала, не конфликтуя и не вступая в противоречие.

Всем своим текстом Иванов отрицает средневековое представление о строго иерархическом пирамидальном устройстве природы и общества. К сожалению, это прошло мимо большинства «квалифицированных читателей», а жаль: именно удивительное разноязычие, разностилье, многокрасочность становятся в этом романе главным залогом развития и роста Сибири, а может быть, и всей России.

Постмодернистское смешение задолго до постмодернизма: раскольники с их огненными кораблями, вогулы, крепко держащиеся за своих неуступчивых богов, бухарские купцы и русские мужики, шведские пленные и сосланные на окраину ретивые монахи, наивные и умудренные, казнокрады и бессребреники, святые и богохульники. Даже кочевники-джунгары, завязшие в бесконечной войне с Китаем, - сочетание их противоречивых политических интересов, мировоззрений, религиозных убеждений и создает то пестрое неоднородное пространство, в котором разворачивается действие этого барочно-избыточного романа.

Ирония судьбы: «Тобол» написан на основе авторского сценария для одноименного телесериала, но история получилась слишком запутанной, режиссер выкинул часть сюжетных линий, и Алексей Иванов потребовал снять свое имя с титров. В итоге книга, которая должна была подготовить почву для телепостановки, оказалась главным (и не исключено, что единственным: съемки сериала до сих пор не завершены) плодом этого неравного союза.

Занять место Джорджа Мартина (автора «Игры престолов». - Прим. ред.) в современной российской словесности у Иванова не получилось. Хотя, может, оно и к лучшему: «вторых Джорджей Мартинов», если верить издательским релизам, у нас пруд пруди, зато Алексей Иванов - единственный и неповторимый, и заменить его по большому счету некем.

Алексей Иванов. Тобол. Мало избранных: Роман. - М.: АСТ, 2018.

Материал был опубликован в газете под № 095 (6204) от 30.05.2018 под заголовком «Игры сибирских престолов».

#книги #рецензия #литература

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 095 (6204) от 30.05.2018.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.