«Тобол. Мало избранных» Алексея Иванова: игры сибирских престолов

О первой части «Тобола» Алексея Иванова, книге «Много званных», не писал, кажется, только ленивый. А вот со вторым томом совсем другая история: реакция более чем сдержанная, никакого ажиотажа, рецензии в СМИ можно пересчитать по пальцам одной руки.

«Тобол. Мало избранных» Алексея Иванова: игры сибирских престолов | Иллюстрация Shai Halud/shutterstock.com

Иллюстрация Shai Halud/shutterstock.com

 И это, в общем, понятно: «Мало избранных» - не отдельное самостоятельное произведение и даже не второй роман цикла, а прямое продолжение истории, по воле автора оборванной год назад на полуслове. Все, что можно было сказать о «Тоболе», вроде бы уже сказано, зачем повторяться? И все-таки попробуем разобраться, зачем понадобилась вторая часть и почему без нее понять замысел автора будет намного труднее.

Итак, XVIII век, эпоха правления Петра Алексеевича Романова, которого благодарные соотечественники при жизни окрестили Великим, а раскольники-староверы - Царем Антихристом. На западных границах страны не утихает война со шведами, на Неве тянет к небу острые шпили новорожденный Санкт-Петербург, Москва погружается в провинциальную негу, но цепкий взгляд автора прикован к иным рубежам молодой империи: Уралу, Дальнему Востоку, Средней Азии... И в первую очередь к Сибири - огромному малонаселенному краю, живущему по своим законам и правилам, стране с особой «повесткой дня», непостижимой для остальной России.

Знакомые герои уверенно движутся по орбитам, заданным в первом томе. Матвей Петрович Гагарин, тобольский губернатор, плетет интриги за спиной царя и тайком разжигает никому не нужную войну. Архитектон Семен Ульяныч Ремезов изыскивает способ завершить свое главное творение - каменный кремль, благодаря которому его имя войдет в историю. Присланный из столицы полковник Бухгольц ведет свое войско на верную гибель в джунгарскую степь. Бухарский купец Ходжа Касым строит козни ненавистному Гагарину, монополизировавшему торговлю с Китаем. Владыка Филофей, креститель остяков и вогулов и будущий святой, спорит с упрямыми таежными шаманами, выясняя, чей бог сильнее. Капитан Филипп Табберт фон Страленберг из пленных шведов продолжает познавать Россию, чтобы написать первую всеобъемлющую историю страны. Его соотечественник штык-юнкер Юхан Густав Ренат предает товарищей по оружию ради запретной страсти. Сестры-близняшки Айкони и Хомани из народа остяков обмениваются мыслями и чувствами на расстоянии, а Григорий Ильич Новицкий, ссыльный шляхтич из окружения Мазепы, сохнет от неразделенной любви к одной из них...

И так далее и тому подобное - перенаселенность романа бросалась в глаза уже в первом томе, а теперь в стройные ряды влились новые герои, что только усугубило неразбериху.

Но все это отлично укладывается в авторскую концепцию. Алексей Иванов пытается описать множество событий разного масштаба, в которых одновременно участвуют десятки непохожих друг на друга персонажей, передать эпический масштаб происходящих событий во всей полноте, охватить взглядом картину, от края до края и сверху донизу. Эксперимент, может быть, и не вполне удачный, но завораживающе дерзкий по замыслу.

Автора «Тобола» упрекают, что он не справился с таким количеством героев и начал рубить по живому, но мне кажется, это придает прозе Иванова дополнительную натуралистичность. Писатель не зря сравнивает свою книгу с «Игрой престолов»: по глупой случайности, из-за малой ошибки в «Тоболе» рушатся масштабные, хорошо продуманные планы, между делом глупо гибнут герои, к которым успел прикипеть сердцем читатель, судьбы других персонажей сплетаются воедино, несмотря на все препоны и вопреки любой логике. Но именно так сплошь и рядом и происходит в обыденной жизни, в реальной истории, не подчиняющейся законам классической драматургии.

Герои «Тобола» видят мир сквозь разные фильтры, разную оптику: старообрядцы изгоняют беса из тела павшего товарища, вогулы накоротке общаются со своими лесными богами, свеча не угасает в тобольской келье, где умер митрополит Иоанн, а тело его остается нетленным... А рядом русские и шведы пишут историю Сибири, рисуют подробные чертежи и карты, возводят каменные храмы, точно рассчитав предельную допустимую нагрузку... Эти картины мира накладываются друг на друга, образуя калейдоскопический узор: в пространстве романа органично уживаются рациональное и иррациональное, мифологическое и историческое начала, не конфликтуя и не вступая в противоречие.

Всем своим текстом Иванов отрицает средневековое представление о строго иерархическом пирамидальном устройстве природы и общества. К сожалению, это прошло мимо большинства «квалифицированных читателей», а жаль: именно удивительное разноязычие, разностилье, многокрасочность становятся в этом романе главным залогом развития и роста Сибири, а может быть, и всей России.

Постмодернистское смешение задолго до постмодернизма: раскольники с их огненными кораблями, вогулы, крепко держащиеся за своих неуступчивых богов, бухарские купцы и русские мужики, шведские пленные и сосланные на окраину ретивые монахи, наивные и умудренные, казнокрады и бессребреники, святые и богохульники. Даже кочевники-джунгары, завязшие в бесконечной войне с Китаем, - сочетание их противоречивых политических интересов, мировоззрений, религиозных убеждений и создает то пестрое неоднородное пространство, в котором разворачивается действие этого барочно-избыточного романа.

Ирония судьбы: «Тобол» написан на основе авторского сценария для одноименного телесериала, но история получилась слишком запутанной, режиссер выкинул часть сюжетных линий, и Алексей Иванов потребовал снять свое имя с титров. В итоге книга, которая должна была подготовить почву для телепостановки, оказалась главным (и не исключено, что единственным: съемки сериала до сих пор не завершены) плодом этого неравного союза.

Занять место Джорджа Мартина (автора «Игры престолов». - Прим. ред.) в современной российской словесности у Иванова не получилось. Хотя, может, оно и к лучшему: «вторых Джорджей Мартинов», если верить издательским релизам, у нас пруд пруди, зато Алексей Иванов - единственный и неповторимый, и заменить его по большому счету некем.

Алексей Иванов. Тобол. Мало избранных: Роман. - М.: АСТ, 2018.

Материал был опубликован в газете под № 095 (6204) от 30.05.2018 под заголовком «Игры сибирских престолов».

#книги #рецензия #литература

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 095 (6204) от 30.05.2018.


Комментарии