Игры разума

Венецианский фестиваль открывается сегодня экстравагантной комедией «Короче» американского режиссера Александра Пенна. Здесь, под сенью старых мастеров живописи и великих визионерских открытий, всегда хотят преподнести зрителям какой-нибудь трюк — такова извечная концепция фестиваля.

Игры разума | ФОТО S. Borisov/Shutterstock

ФОТО S. Borisov/Shutterstock

В этом сезоне решили размяться веселой футурологией. Сюжет: норвежские ученые нашли средство для уменьшения человеческого тела до пяти дюймов. И предложили программу по миниатюризации — и таким образом, оптимизации — человеческого мира. Гражданам «из спичечных коробков» принципиально легче будет обеспечить себе высокий уровень жизни, и социальных фондов хватит на все и вся. В общем — чудо гуманитарного дизайна, тотальное благоденствие с помощью фокусов новых технологий. И вот одна семейная пара решает примкнуть к складывающемуся сообществу гномиков, дабы расстаться с депрессивной жизнью в большом городе. Чудесная запевка для фестиваля, директор которого — Альберто Барбера — смело перефразирует философический тезис Гегеля о том, что все разумное действительно, превращая его в новую максиму — «все виртуальное действительно». Он процитировал также и Мандельштама, приветствуя мысль поэта о том, что надо бы видеть в классике не прошлое, а будущее. Так фестиваль стартует с настроением поскорее шагнуть в лучшее будущее.

В главном конкурсе представлен довольно авангардный «букет» режиссеров. Здесь и один из самых влиятельных современных художников Ай Вэйвэй с документальной сагой «Человеческий поток» о беженцах — съемки в двадцати трех странах мира в течение года. И Гильермо дель Торо — картина «Форма воды» про взаимоотношения дамочки, что прибирает в секретной лаборатории, и человека-амфибии. И возмутитель спокойствия на Каннском кинофестивале (несколько лет назад — «Жизнь Адель») Абделатиф Кешиш с фильмом «Мектуб, моя любовь: Песнь первая». И Джордж Клуни, снявший картину по старинному сценарию братьев Коэнов — «Субурбикон» (сам Клуни мрачно заявил, что «история злая и темная»). Пол Шредер — фильм «Первая реформистская». «Третье убийство» известного японца Хирокадзу Корэ-эда. И многое другое.

Блистает мистическими сюжетами и внеконкурсная программа. В частности, документальная версия знаменитой картины «Изгоняющий дьявола», автор все тот же Уильям Фридкин. Теперь он снял реальные сцены экзорцизма, в которые вовлечен ватиканский священник.

Во главе жюри, которому достались честь и удовольствие следить за бурным развитием кинематографических событий в Венеции, — ироничная красавица бальзаковского возраста актриса Аннет Бенинг.

Фестиваль чествует Роберта Рэдфорда и Джейн Фонду вместе с их знаменитой протестной мелодрамой конца 1970-х «Электрический ковбой» — каждый получит по «Золотому льву» за вклад в киноискусство. Также награда за обновление современного кинематографа ждет режиссера Стивена Фрирза («Опасные связи», «Королева»). И вне конкурса будет показан его новый фильм «Виктория и Абдул», жанр которого обозначен как юмористический фарс на тему расовых и мелодраматических предрассудков. Джуди Денч играет королеву Викторию.

#венеция #фестиваль #кино

Комментарии