Играющий с судьбой

23 апреля исполнится 125 лет со дня рождения Сергея Сергеевича Прокофьева – композитора-гроссмейстера, виртуозно игравшего со временем и судьбой. В этот день в Москве и Петербурге пройдет «Марафон Прокофьева», который объединит две столицы хронологически выстроенным циклом концертов к 125-летию композитора. Его музыка будет звучать на всех площадках Мариинского театра.

Играющий с судьбой | Фото из архива редакции

Фото из архива редакции

Лауреат шести Сталинских премий Прокофьев и Верховный главнокомандующий Сталин умерли в один день – 5 марта. И в то время, когда к одному стекалась многотысячная Москва, похороны другого не без труда организовал Союз композиторов. В Камергерский переулок пришли лишь несколько преданных смельчаков. Впрочем, Прокофьев меньше всего ассоциируется со смертью, хотя эта тема была не на последнем плане в его оперно-балетном творчестве. И всякий раз он решал «проблему смерти» в пользу жизни. Градус отчаянности, с которым он стремился, словно любопытный ребенок, приоткрыть завесу тайны и узнать, какие механизмы влияют на судьбу, как «схватить ее за глотку», в разные периоды жизни у него был разным. Самым высоким, разумеется, – в годы бурной молодости. Сцена игры в карты двух волшебников – Мага Челия, отстаивавшего светлые силы, и мрачной Фата Морганы, стоящей на стороне тьмы в его веселой опере «Любовь к трем апельсинам», – образцово-показательная. Фата Моргана выиграла, но ее гибель в этой опере все равно была неизбежна. Прокофьев попросту потешался над тем, как эти мнимые языческие «высшие силы» рвутся сделать человечка «игрушкой в руках судьбы». Он смотрел на них сверху вниз, как кукольник, держащий марионеток.

Чуть позже композитор принялся играть в рулетку вместе с героями Достоевского из романа «Игрок», по которому написана одноименная опера. Сюда фатум ворвался уже с неодолимой силой, словно из «ящика Пандоры» – «Пиковой дамы» Чайковского, о которой так многое напоминало в новой опере Прокофьева. Еще опаснее азартный Прокофьев затеял игру в опере «Огненный ангел», написанной по роману-стилизации Валерия Брюсова.

Мистическое, иррациональное живо интересовали Прокофьева. Но в то же время он стремился к прояснению темных сторон бытия, увлекшись парахристианским религиозным учением протестантского происхождения, о чем свидетельствуют записи в его «Дневнике», к счастью, изданном несколько лет назад в издательстве «Классика-XXI».

Президент России велел сделать этот год Годом Прокофьева, а посему в Мариинском театре проведут целый ряд мероприятий, этому посвященных. Хотя ничуть не меньшее право у этого года называться и годом Шостаковича, которому в сентябре — 110 лет. Этих композиторов отделяет разница в возрасте всего 15 лет, но таких ментально разных художников еще поискать. Насколько болезненно обнажены нервы были у одного, настолько защищены «мускулами» оказались они у другого, насколько пессимистичны были сумеречные, промалеровские видения Дмитрия Дмитриевича, настолько обжигающе, радиоактивно солнечными – у Сергея Сергеевича. Они оба принесли России мировую славу, оставив богатейшее наследие и в камерной, и в симфонической музыке, и в драматическом, и в музыкальном театре.

Были у Прокофьева и такие страницы, как кантаты «К ХХ-летию Октября», «Здравица» (к 60-летию Сталина, сочиненная на народные слова), к 30-летию Октябрьской революции. В конце 1930-х он еще жил с первой женой – обожаемой им испанской красавицей Линой Льюберой, исполнявшей когда-то партию принцессы Нинетты в «Любви к трем апельсинам» на премьере в Чикаго, вокальный цикл «Гадкий утенок». Лина подарила композитору двух сыновей – Олега и Святослава. В 1941 году 50-летний Сергей Сергеевич оставил ее вместе с детьми и ушел к Мирре Мендельсон, выпускнице Литературного института. Прокофьев зарегистрировал с ней отношения в январе 1948 года, а в феврале иностранку Лину арестовали и отправили на 20 лет в лагеря. Она, к счастью, выжила, была реабилитирована в 1956 году.

Это – факты биографии, но о многом говорящие. Прокофьева выманили в Страну Советов из Европы, но вернуться туда он уже не смог. Есть мнение, что Прокофьевых было два – досоветский, абсолютно европейский, универсальный – и советский, оказавшийся в «золотой клетке».

Впрочем, в позднем Прокофьеве осталось многое от гениального досоветского композитора, хотя той интенсивности и дерзости, с какой эволюционировал его стиль, стало намного меньше. И в Пятой, и в Седьмой симфонии, при всем их правильном, лирическом мелодизме, вполне удовлетворявшем идеологические догмы той поры, есть бездны скрытого трагизма и драматизма. Гениальный балет «Ромео и Джульетта» тоже был написан в сталинские годы. Шекспир вдохновил Прокофьева на лирические откровения, не только поднявшие искусство драматического балета на недосягаемую высоту, но и дававшие советскому человеку ощущение иного измерения, иного простора, заданного порывом к свободе.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 071 (5688) от 22.04.2016.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...