Играющий с судьбой

23 апреля исполнится 125 лет со дня рождения Сергея Сергеевича Прокофьева – композитора-гроссмейстера, виртуозно игравшего со временем и судьбой. В этот день в Москве и Петербурге пройдет «Марафон Прокофьева», который объединит две столицы хронологически выстроенным циклом концертов к 125-летию композитора. Его музыка будет звучать на всех площадках Мариинского театра.

Играющий с судьбой | Фото из архива редакции

Фото из архива редакции

Лауреат шести Сталинских премий Прокофьев и Верховный главнокомандующий Сталин умерли в один день – 5 марта. И в то время, когда к одному стекалась многотысячная Москва, похороны другого не без труда организовал Союз композиторов. В Камергерский переулок пришли лишь несколько преданных смельчаков. Впрочем, Прокофьев меньше всего ассоциируется со смертью, хотя эта тема была не на последнем плане в его оперно-балетном творчестве. И всякий раз он решал «проблему смерти» в пользу жизни. Градус отчаянности, с которым он стремился, словно любопытный ребенок, приоткрыть завесу тайны и узнать, какие механизмы влияют на судьбу, как «схватить ее за глотку», в разные периоды жизни у него был разным. Самым высоким, разумеется, – в годы бурной молодости. Сцена игры в карты двух волшебников – Мага Челия, отстаивавшего светлые силы, и мрачной Фата Морганы, стоящей на стороне тьмы в его веселой опере «Любовь к трем апельсинам», – образцово-показательная. Фата Моргана выиграла, но ее гибель в этой опере все равно была неизбежна. Прокофьев попросту потешался над тем, как эти мнимые языческие «высшие силы» рвутся сделать человечка «игрушкой в руках судьбы». Он смотрел на них сверху вниз, как кукольник, держащий марионеток.

Чуть позже композитор принялся играть в рулетку вместе с героями Достоевского из романа «Игрок», по которому написана одноименная опера. Сюда фатум ворвался уже с неодолимой силой, словно из «ящика Пандоры» – «Пиковой дамы» Чайковского, о которой так многое напоминало в новой опере Прокофьева. Еще опаснее азартный Прокофьев затеял игру в опере «Огненный ангел», написанной по роману-стилизации Валерия Брюсова.

Мистическое, иррациональное живо интересовали Прокофьева. Но в то же время он стремился к прояснению темных сторон бытия, увлекшись парахристианским религиозным учением протестантского происхождения, о чем свидетельствуют записи в его «Дневнике», к счастью, изданном несколько лет назад в издательстве «Классика-XXI».

Президент России велел сделать этот год Годом Прокофьева, а посему в Мариинском театре проведут целый ряд мероприятий, этому посвященных. Хотя ничуть не меньшее право у этого года называться и годом Шостаковича, которому в сентябре — 110 лет. Этих композиторов отделяет разница в возрасте всего 15 лет, но таких ментально разных художников еще поискать. Насколько болезненно обнажены нервы были у одного, настолько защищены «мускулами» оказались они у другого, насколько пессимистичны были сумеречные, промалеровские видения Дмитрия Дмитриевича, настолько обжигающе, радиоактивно солнечными – у Сергея Сергеевича. Они оба принесли России мировую славу, оставив богатейшее наследие и в камерной, и в симфонической музыке, и в драматическом, и в музыкальном театре.

Были у Прокофьева и такие страницы, как кантаты «К ХХ-летию Октября», «Здравица» (к 60-летию Сталина, сочиненная на народные слова), к 30-летию Октябрьской революции. В конце 1930-х он еще жил с первой женой – обожаемой им испанской красавицей Линой Льюберой, исполнявшей когда-то партию принцессы Нинетты в «Любви к трем апельсинам» на премьере в Чикаго, вокальный цикл «Гадкий утенок». Лина подарила композитору двух сыновей – Олега и Святослава. В 1941 году 50-летний Сергей Сергеевич оставил ее вместе с детьми и ушел к Мирре Мендельсон, выпускнице Литературного института. Прокофьев зарегистрировал с ней отношения в январе 1948 года, а в феврале иностранку Лину арестовали и отправили на 20 лет в лагеря. Она, к счастью, выжила, была реабилитирована в 1956 году.

Это – факты биографии, но о многом говорящие. Прокофьева выманили в Страну Советов из Европы, но вернуться туда он уже не смог. Есть мнение, что Прокофьевых было два – досоветский, абсолютно европейский, универсальный – и советский, оказавшийся в «золотой клетке».

Впрочем, в позднем Прокофьеве осталось многое от гениального досоветского композитора, хотя той интенсивности и дерзости, с какой эволюционировал его стиль, стало намного меньше. И в Пятой, и в Седьмой симфонии, при всем их правильном, лирическом мелодизме, вполне удовлетворявшем идеологические догмы той поры, есть бездны скрытого трагизма и драматизма. Гениальный балет «Ромео и Джульетта» тоже был написан в сталинские годы. Шекспир вдохновил Прокофьева на лирические откровения, не только поднявшие искусство драматического балета на недосягаемую высоту, но и дававшие советскому человеку ощущение иного измерения, иного простора, заданного порывом к свободе.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 071 (5688) от 22.04.2016.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.