«Первая выставка Сомова для нашего поколения»

Радуги, поцелуи, маркизы... Как уже знают наши постоянные читатели, в КGallery на наб. р. Фонтанки, 24, открылась долгожданная выставка художника Серебряного века, члена объединения «Мир искусства», петербургского денди и декадента Константина Сомова: 80 работ из собраний петербургских музеев, а также российских и зарубежных частных коллекций.

«Первая выставка Сомова для нашего поколения» | Константин Сомов. «Пейзаж с радугой». 1919 год. Фрагмент. Иллюстрация предоставлена организаторами выставки.

Константин Сомов. «Пейзаж с радугой». 1919 год. Фрагмент. Иллюстрация предоставлена организаторами выставки.

- Последняя монографическая выставка Константина Сомова прошла пятьдесят лет назад в Русском музее, и ее помнят только старики, - сказал на пресс-показе доктор искусствоведения автор статьи к каталогу Дмитрий Северюхин. - Это действительно первая выставка Сомова для нашего поколения.

По словам искусствоведа, очень хорошо, что выставка устроена в камерном пространстве галереи:

- Сомов - художник для внимательного разглядывания и вдумчивого созерцания. Представьте себе его картины рядом с «Девятым валом», «Последним днем Помпеи», «Медным змием». Да мы пройдем мимо работ Сомова и даже не заметим!

На выставке почти нет самых главных, хрестоматийных, работ Сомова, таких, например, как знаменитая «Дама в голубом» (портрет Елены Мартыновой) из Третьяковки или «Зима. Каток» из Русского музея. Но здесь есть его произведения, которые мы, быть может, больше никогда не увидим, потому что они собраны у частных российских и зарубежных коллекционеров. А еще в галерее демонстрируется обширный фотоархив, предоставленный наследниками художника.

Дмитрий Северюхин посоветовал всем, кто придет в галерею на выставку, обращать внимание на даты, стоящие на картинах и графических листах. Все они созданы художником в основном в отчаянное для России время - годы Первой мировой войны, революции и в начале двадцатых годов.

- Но вы попробуйте найти хоть в одной его работе отголоски политических событий и социальных катастроф, - предлагает Северюхин. - Не найдете! Это позиция художника, который, несмотря ни на что, ставит превыше всего искусство как чистую материю, которая не должна, а может быть, даже не имеет права опускаться до политики.

«Я опоздал родиться на два века», - часто говорил Сомов. И был пленен веком восемнадцатым, который поэт-символист Валерий Брюсов в стихотворении «Фонарики» назвал «веком суетных маркиз». Радуги, фейерверки, дамы в платьях с фижмами, кавалеры в пудреных париках и их маскарадные отражения - Коломбины, Арлекины и Пьеро, «украденные поцелуи» - вот что занимает мысли художника в то время, когда за окном мастерской рушится империя, разбивается на мелкие осколки прежняя жизнь.

Сомов всегда вел дневники. «За два дня столько событий. Николай свержен, у нас будет республика. Голова идет кругом. Я так боялся, что останется династия. Видел, как везде сбивали с вывесок царские гербы, - записывает он в марте 1917 года. - Много хулиганов вооруженных, кое-где стреляют, громадные хвосты на Английском за сахаром. Едут авто с красными флагами, в них оборванные люди и наполовину солдаты». И чуть ниже добавляет, что не поехал вместе с Бенуа к Горькому, чтобы обсудить вопросы руководства искусством, потому что сломался автомобиль, а пешком идти не захотел - из-за усталости и некоторой скуки: «Лучше уж мне не мешаться и жить по-старому, как я жил».

И продолжает работать над эротическими иллюстрациями к куртуазному сборнику Ф. Блея Das Lesebuch der Marquise («Книга маркизы»), рисует «Женщину с чертом», любовную сценку между Пьеро и юной красоткой, «Оргию». «Книга маркизы», о которой многие слышали, но которую мало кто видел, представлена на выставке в КGallery в трех разных изданиях. Однако книги упрятаны в витрины и открыты на самых невинных иллюстрациях, иначе выставке пришлось бы присвоить гриф «18 плюс».

Но все же маскарад Сомова не менее страшен, чем «Маскарад» Мейерхольда, премьера которого совпала с началом февральской революции. В хрупком, кукольном, эфемерном мирке, создаваемом Сомовым, можно увидеть следы страшного времени и внутреннего неблагополучия самого художника. Как писал Вячеслав Иванов: «Играет в куклы жизнь, - игры дороже свечи, - И улыбается над сотней масок - Смерть».

Это разглядел-почувствовал в творчестве Сомова его близкий друг поэт Михаил Кузмин. Вот что он написал однажды о сомовских дамах и кавалерах: «Какой-то бес все время подталкивает художника, словно ему попал в глаз осколок волшебного зеркала из сказки Андерсена... Беспокойство, ирония, кукольная театральность мира, комедия эротизма, пестрота маскарадных уродцев, неверный свет свечей, колдовство-череп, скрытый под тряпками и цветами, автоматичность любовных поз, мертвенность и жуткость любезных улыбок - вот пафос целого ряда произведений Сомова. О, как не весел этот галантный Сомов! Какое ужасное зеркало подносит он смеющемуся празднику!».

Сомов, который вечно сомневался в себе как в художнике, сейчас ценится чрезвычайно высоко на международных аукционах. В 2007 году его «Радуга» (1927) была продана на аукционе Christie,s в Лондоне за семь с лишним миллионов долларов. Один из вариантов этой картины есть на выставке.

- Но мне хотелось представить Константина Сомова не только как художника «радуги, маркизы и поцелуя», а еще и как тончайшего графика, портретиста, - сказала на пресс-показе владелица галереи и куратор выставки Кристина Березовская.

Портретов на выставке много - и графических, и живописных. Музей Анны Ахматовой предоставил из своих фондов эскиз известного портрета Александра Блока, выполненный Сомовым в 1907 году. Мрачное, измученное лицо кажется призрачным, словно проступает даже не из прошлого, а из тех не ведомых простым смертным далей, откуда поэтам посылаются стихи. Редчайшая вещь - живописный портрет Елены Сомовой (жены родственника, жившего в Америке). Сам Константин Сомов, который всю жизнь вел дневники, писал, что не считает его шедевром, добавляя: «А Елена считает его второй «Моной Лизой» и себе на нем страшно нравится».

Есть на выставке и портрет Мефодия Лукьянова, который был верным спутником художника в течение 22 лет. Это не тот портрет Мефодия в халате, который хранится в Русском музее, а эскиз - только лицо. Они вместе встретили лихое время революции, вместе были в эмиграции, куда Сомов отправился в 1923 году, сначала уехав с «Русской выставкой» в Америку, а потом перебравшись во Францию. Мефодий, Миф, умер в 1932 году от чахотки, успев произнести: «Костя, до свидания». Гомосексуальная тема, которая в творчестве Сомова важна, на выставке не педалируется, но представлена несколькими мужскими ню.

Эта смерть сломала Сомова. Одиночество, прогрессирующая болезнь ног, тревога из-за предчувствия войны терзали его. Он скоропостижно скончался 6 мая 1939 года и похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Как написал однажды его друг Михаил Кузмин: «Слез не увидит на моем лице читатель-плакса. Судьбой не точка ставится в конце, а только клякса».

Выставка продлится до 14 мая. В первый же день ее работы в галерее побывали 450 человек. Для небольшой галереи это пока рекорд.

Статья опубликована в номере газеты «Санкт-Петербургские ведомости» от 30.03.2017 под заголовком «Играет в куклы жизнь».

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.