Игра как музыка...
Вчера на девяносто первом году ушел из жизни один из лучших шахматистов в истории нашего города, талантливый музыкант Марк Евгеньевич Тайманов. Он был чемпионом СССР и пятикратным чемпионом Ленинграда, участником претендентских матчей за шахматную корону, но никогда не считал результат единственным мерилом успеха, полагая красоту и глубину не менее важными...

Как нас учили в детстве, шахматы - это одновременно и спорт, и наука, и искусство. Пожалуй, никто еще не смог доказать этого так же блестяще, как Марк Евгеньевич. Талантливый пианист, он умудрялся совмещать концертную деятельность с шахматными турнирами - и более чем успешно. Талантливый человек талантлив во всем - Тайманов мог бы быть и ярким журналистом, это помнят наши читатели: в течение нескольких лет он был шахматным обозревателем «Ленинградской правды» и его профессиональные обзоры всегда шли на ура.
Быть может, сосредоточенность на чем-то одном и помогла бы выйти на другую высоту, однако Тайманов добился, как он считает, большего.
- Конечно, мне очень повезло, что в моей жизни были и шахматы, и музыка, - говорил он мне в интервью полгода назад. - Это замечательное сочетание, один вид творчества помогал другому. Хотя я всегда шутил, что не совмещал их друг с другом, а чередовал. Во время турниров я отдыхал от музыки, а в период концертирования - от шахмат. Может быть, поэтому до сих пор люблю и то и другое.
Неудивительно, что в школе Марка Тайманова на Петроградской стороне, которая открылась несколько лет назад, стоит элегантный белый рояль, на котором маэстро до последнего времени иногда играл во время мероприятий. Сама школа тоже разделяет подход Марка Евгеньевича: не результатом единым. Во главу угла здесь ставят всестороннее развитие личности, используя шахматы, скорее, как средство.
Показательно, что и в спортивной карьере Тайманова самым ярким событием стали не победы, а жесточайшее разгромное поражение от Роберта Фишера в претендентском матче 1971 года - 0:6. Но если для Тиграна Петросяна и Бориса Спасского поражения от Фишера стали жестоким психологическим ударом, то Марк Евгеньевич им, скорее, гордился, охотно его вспоминал и даже написал о нем книгу. Как у Пастернака: «... но пораженье от победы ты сам не должен отличать». И правда, в творческом плане тот матч был для ленинградского гроссмейстера отнюдь не провальным.
Компьютерную революцию в шахматах Тайманов воспринял негативно - он с болью видел, как из шахмат уходят научная и творческая составляющие, как они превращаются в голый спорт. «Компьютер взял на себя аналитические задачи, задачи научного поиска, используя свое умение перебирать огромное количество вариантов. Он фактически закрыл эту сторону шахмат, закрыл научный поиск. Поэтому шахматы заметно обеднели», - объяснял мне свою позицию Марк Евгеньевич.
Но это вовсе не значит, что Тайманов остался в прошлом - напротив, он до конца вел активную современную жизнь. Пользовался тем же компьютером, несмотря на возраст, сам водил машину. Да и как иначе было себя вести молодому отцу - 12 лет назад у него родились сыновья-близняшки.
Словом, Марк Евгеньевич прожил прекрасную жизнь, которой можно только позавидовать. Наверное, потому, что всегда занимался тем, что любил, а любил то, чем занимался.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 223 (5840) от 29.11.2016.
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии