Игра как музыка...

Вчера на девяносто первом году ушел из жизни один из лучших шахматистов в истории нашего города, талантливый музыкант Марк Евгеньевич Тайманов. Он был чемпионом СССР и пятикратным чемпионом Ленинграда, участником претендентских матчей за шахматную корону, но никогда не считал результат единственным мерилом успеха, полагая красоту и глубину не менее важными...

 Игра как музыка... |

Как нас учили в детстве, шахматы - это одновременно и спорт, и наука, и искусство. Пожалуй, никто еще не смог доказать этого так же блестяще, как Марк Евгеньевич. Талантливый пианист, он умудрялся совмещать концертную деятельность с шахматными турнирами - и более чем успешно. Талантливый человек талантлив во всем - Тайманов мог бы быть и ярким журналистом, это помнят наши читатели: в течение нескольких лет он был шахматным обозревателем «Ленинградской правды» и его профессиональные обзоры всегда шли на ура.

Быть может, сосредоточенность на чем-то одном и помогла бы выйти на другую высоту, однако Тайманов добился, как он считает, большего.

- Конечно, мне очень повезло, что в моей жизни были и шахматы, и музыка, - говорил он мне в интервью полгода назад. - Это замечательное сочетание, один вид творчества помогал другому. Хотя я всегда шутил, что не совмещал их друг с другом, а чередовал. Во время турниров я отдыхал от музыки, а в период концертирования - от шахмат. Может быть, поэтому до сих пор люблю и то и другое.

Неудивительно, что в школе Марка Тайманова на Петроградской стороне, которая открылась несколько лет назад, стоит элегантный белый рояль, на котором маэстро до последнего времени иногда играл во время мероприятий. Сама школа тоже разделяет подход Марка Евгеньевича: не результатом единым. Во главу угла здесь ставят всестороннее развитие личности, используя шахматы, скорее, как средство.

Показательно, что и в спортивной карьере Тайманова самым ярким событием стали не победы, а жесточайшее разгромное поражение от Роберта Фишера в претендентском матче 1971 года - 0:6. Но если для Тиграна Петросяна и Бориса Спасского поражения от Фишера стали жестоким психологическим ударом, то Марк Евгеньевич им, скорее, гордился, охотно его вспоминал и даже написал о нем книгу. Как у Пастернака: «... но пораженье от победы ты сам не должен отличать». И правда, в творческом плане тот матч был для ленинградского гроссмейстера отнюдь не провальным.

Компьютерную революцию в шахматах Тайманов воспринял негативно - он с болью видел, как из шахмат уходят научная и творческая составляющие, как они превращаются в голый спорт. «Компьютер взял на себя аналитические задачи, задачи научного поиска, используя свое умение перебирать огромное количество вариантов. Он фактически закрыл эту сторону шахмат, закрыл научный поиск. Поэтому шахматы заметно обеднели», - объяснял мне свою позицию Марк Евгеньевич.

Но это вовсе не значит, что Тайманов остался в прошлом - напротив, он до конца вел активную современную жизнь. Пользовался тем же компьютером, несмотря на возраст, сам водил машину. Да и как иначе было себя вести молодому отцу - 12 лет назад у него родились сыновья-близняшки.

Словом, Марк Евгеньевич прожил прекрасную жизнь, которой можно только позавидовать. Наверное, потому, что всегда занимался тем, что любил, а любил то, чем занимался.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 223 (5840) от 29.11.2016.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Павка Корчагин – святой или фанатик?
22 Мая 2017

Павка Корчагин – святой или фанатик?

В театре-фестивале «Балтийский дом» - премьера: Анатолий Праудин поставил спектакль «Как закалялась сталь» по роману Николая Островского.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Квест на Парадной лестнице
11 Мая 2017

Квест на Парадной лестнице

Эрмитаж продолжает масштабный проект «Штурм Зимнего», приуроченный к 100-летию Октябрьской революции. Это точечные выставки-квесты, которые в течение года открываются в разных частях музея.