Игра в детектив по‑московски. На экраны вышел фильм «Хитровка. Знак четырех»

Известный кинорежиссер Карен Шахназаров («Курьер», «Мы из джаза», «Зимний вечер в Гаграх», «Американская дочь», «Белый тигр» и другие) давно не снимал кино, все больше посвящая себя публицистической деятельности в телеэфире. И вот наконец на экраны вышла картина «Хитровка. Знак четырех» — о жизни преступных элементов в одном из самых злачных районов Москвы начала прошлого века.

Игра в детектив по‑московски. На экраны вышел фильм «Хитровка. Знак четырех» | ФОТО кадр из фильма «Хитровка. Знак четырех»

ФОТО кадр из фильма «Хитровка. Знак четырех»

В основу сюжета ленты положена легенда о том, как один из основателей МХТ Константин Станиславский, готовясь к постановке горьковской пьесы «На дне», решил познакомиться с жизнью настоящих обитателей дна. Для этого он попросил знатока московской подпольной жизни журналиста и писателя Владимира Гиляровского устроить ему экскурсию на Хитровский рынок. Вот, собственно, и весь сюжет, которого явно маловато для большого кино.

Чтобы зрители не заскучали, на помощь очерку нравов привлекли детектив. Причем не чей‑нибудь, а самого… Артура Конан Дойла. У него «позаимствована» история «Знак четырех» — о серии загадочных убийств вокруг некоего сокровища из Индии. В титрах упоминается имя сэра Артура как автора этой повести с экзотическими персонажами и ситуациями.

Неспешность, с которой поначалу разворачивается в фильме повествование, напоминает театральную постановку: будто бы Константин Сергеевич взялся экранизировать ка­кую‑нибудь из детективных повестей английского классика. Создатели ленты не торопятся погрузить зрителя в омут криминальных страстей и ситуаций. Иногда, как показалось, они просто смакуют происходящее, отправляя в опасное турне на бандитскую Хитровку парочку богемных интеллектуалов — Станиславского (Константин Крюков) и Гиляровского (Михаил Пореченков). Последний создал вполне колоритный образ «московского Вергилия» по злачным местам Первопрестольной. Удивлению его спутника нет предела, но еще больше взволновала реформатора театральной сцены история убийства некоего пришлого индийца по прозвищу Раджа. И с этого момента ирония сменяется вполне тревожным ощущением тайны и опасности.

Карен Шахназаров обычно чувствует жанр и сноровисто играет в разных регистрах — от мелодрамы и фантастики до детектива и комедии. В нынешней «Хитровке» зрители и не заметят, как из очерковой картины их заманят туда, где бушуют преступные страсти и совершаются кровавые злодеяния. Персонажи преображаются на глазах, Станиславский — Крюков превращается в проницательного детектива… И уже трудно понять: кто из двоих в этом дуэте главный? И те, кто ждет привычную пару Холмс — Ватсон, будут разочарованы…

Появление эффектной дамы по прозвищу Княжна, а в миру — Ксения Андреевна (Анфиса Черных) дает зрителям ту эмоциональную краску, которая придает миру мужчин (погони, драки и перестрелки) некий визуальный шарм и легкий намек на амурные чувства. К тому же дама играет вполне существенную роль во всей этой круговерти вокруг индийских сокровищ. Что же касается других реальных и выдуманных персонажей, то они вполне коррект­но присутствуют в фильме. Будь то Немирович-Данченко (Александр Олешко) и Чехов (Иван Колесников) или полицмейстер Рудников (Евгений Стычкин). Карен Шахназаров тщательно выбирает актеров и умеет с ними работать. У него даже эпизодическая персона ресторанного метр­дотеля в исполнении Сергея Барковского запоминается, несмотря на краткость его пребывания в кадре. А уж о колоритных обитателях Хитровки и говорить не приходится.

Классическая кинематографическая культура, некогда отличавшая отечественный кинематограф, явлена в картине «Хитровка. Знак четырех» вполне наглядно. Место действия воссоздано тщательно и достоверно. Быть может, даже наперекор современным тенденциям все рассказать и показать побыстрее, поярче, да так, чтобы зрители не успели дух перевести. Карен Шахназаров напомнил о том, что вовсе не обязательно побыстрее покидать зал кинотеатра и можно получить удовольствие от того, как обстоятельно и выразительно рассказана занятная, хотя и во многом выдуманная история о непарадной жизни Моск­вы начала прошлого века.

А пьесу «На дне» Станиславский все же поставил. И сам сыграл в спектакле роль Сатина. Помните: «Человек — это звучит гордо»?


#фильм #кино #кинорежиссер

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 112 (7441) от 22.06.2023 под заголовком «Игра в детектив по‑московски».


Комментарии