«Идиот» вернулся в театральную афишу Северной столицы
Интерес к творчеству композитора Мечислава Вайнберга, судьба которого поражает личной трагедией, возрастает во всем мире год от года.
© ФОТО Мариинский театр. Фотограф Михаил ВИЛЬЧУК. 2024 г.
Вайнберг родился в Польше в семье композитора и скрипача одного из еврейских театров, окончил Варшавскую консерваторию, а в 1939 году, в начале Второй мировой войны, бежал в Советский Союз, который стал его второй родиной, в то время как вся его семья погибла в одном из немецких концентрационных лагерей. Огромное влияние на Вайнберга оказал Шостакович, они познакомились в эвакуации во время войны, сблизились и дружили. В 1953 году Вайнберг был арестован в связи с делом врачей, и лишь смерть Сталина спасла его от репрессий.
Композитор оставил большое творческое наследие: более двадцати симфоний, семь опер, семнадцать квартетов, концерты, камерная и сольная музыка. Но широкую известность приобрела лишь его музыка к фильмам, среди которых «Летят журавли», «Укротительница тигров», «Последний дюйм», «Афоня», мультфильмы о Винни Пухе и другие. Умер Вайнберг в Москве в 1996 году с ощущением, что музыка его исполняется все меньше и меньше, постепенно уходя в забвение.
«Идиот» (1986 г.) стал последней оперой композитора, написанной на либретто Александра Медведева по одному из самых трагических романов Ф. М. Достоевского. «Идиот» — второй в великом «пятикнижии» писателя, где Достоевский ставит самые глубокие философские проблемы человеческого существования, «проклятые» вопросы. Из «Идиота» идет знаменитый тезис «красота спасет мир», но в романе она гибнет, а положительно прекрасный герой, князь Мышкин, не только не спасает окружающих, но, наоборот, губит, прежде всего, двух влюбленных в него женщин.
Оперное либретто, с одной стороны, упрощает роман, что неизбежно, ограничиваясь лишь основной сюжетной линией, с другой стороны, отражает сложные размышления самого Вайнберга в конце его жизни. Недаром одним из ключевых героев становится пронырливый, пошловатый Лебедев, такой мелкий бес. Опера построена на речитативах, которые сопровождаются полноценной оркестровой тканью и держат в неослабном напряжении, картины быстро сменяют друг друга, а герои имеют яркую портретную характеристику, так что три с половиной часа пролетают быстро. Неслучайно оперу практически одновременно открыли для себя Мариинский и Большой театры (постановка Алексея Степанюка состоялась в 2016-м, а в 2017-м свою версию представил Большой). Мировая же премьера сокращенной версии оперы состоялась еще в 1991 году в Камерном музыкальном театре в Москве, а полностью впервые она прозвучала в 2013 году в Мангейме. В России же полную версию оперы впервые представил Мариинский театр в 2016‑м. Лаконичный, но стильный и красивый, полный петербургской атмосферы спектакль в Концертном зале Мариинского театра поставил Алексей Степанюк, он же автор сценографии.
Опера достаточно сложна для певцов, и, начиная с премьеры, здесь сложился практически неизменный состав исполнителей, в который теперь влился новый Парфен Рогожин — Владислав Сулимский. Впервые в своей карьере он триумфально спел эту партию на недавно прошедшем Зальцбургском фестивале. Мариинский театр отреагировал на успех своего солиста оперативно, поставив оперу в сентябрьскую афишу, и певец дебютировал в роли уже на родной сцене. Спектакль был посвящен 105‑летию со дня рождения композитора.
Сулимский сейчас один из ведущих баритонов не только нашей страны, он спел практически все ведущие партии в операх Верди, среди которых Макбет, Риголетто, Симон Бокканегра, Дон Карлос в «Силе судьбы», маркиз ди Поза в «Дон Карлосе», Ренато в «Бале-маскараде» (за нее он получил в 2024 году российскую национальную премию «Золотая маска»), а также партии в операх Чайковского, Мусоргского, Бородина. Конечно, певец прежде всего связан с Мариинским театром, но часто выступает в Большом (совсем недавно он спел там заглавную партию на премьере «Князя Игоря»). В качестве приглашенного солиста Сулимский много поет в России и за рубежом, он очень востребован и любим публикой. И не случись приглашения от Зальцбургского фестиваля, наверное, звездный баритон не обратился бы к сложнейшей партии в опере Вайнберга.
Но как хорошо, что обратился! Потому что Рогожин в его исполнении не только приобрел вес и глубину русского характера, о котором другой герой Достоевского Митя Карамазов сказал: «…слишком даже широк русский человек, я бы сузил», но и стал многомерной трагической натурой. Он и убийца, «разбойник», и брат во Христе князя Мышкина.
Александр Михайлов — Мышкин — давно и достойно поет эту партию, но все же не хватает в нем некой неотмирности, убедительности монолога-проповеди. И поэтому Лебедев, образ которого вобрал всех «оппонентов» князя в романе, ставший воплощением торжествующей пошлости, оказывается в исполнении Дмитрия Колеушко ярче, явленнее. Мария Баянкина — роскошная Настасья Филипповна, красивая чувственной, телесной красотой, но надломленная, трагическая. Очень хороша Аглая Екатерины Сергеевой — гордая, влюбленная. И другие образы запоминаются: генерал Епанчин Дениса Беганского, его жена Елены Витман, Ганя Иволгин Александра Трофимова, Тоцкий Ярослава Петряника. Сложную симфоническую партитуру прекрасно воплощает оркестр Мариинского театра под управлением Заурбека Гугкаева.
Возвращение «Идиота» состоялось. О том, что это было именно возобновление с заново пройденными мизансценами, свидетельствовало присутствие режиссера Алексея Степанюка и его выход на поклоны. Не побоюсь сказать, что это одна из лучших его работ в театре. Зал был полон, и опера прошла с большим успехом. Хочется, чтобы театр продолжил свой экскурс в творчество Мечислава Вайнберга, как оперное, так и симфоническое.
Читайте также:
«Театральный проект 27» — независимый театр, который работает уже 5 лет, обрёл свой дом
Взгляд на Восток. Фестиваль «Балтийский дом» стартует в октябре
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 186 (7762) от 03.10.2024 под заголовком ««Идиот» вернулся в афишу».
Комментарии