Идея движения. Чем интересен роман «Бегуны» нобелевского лауреата Ольги Токарчук

Русскоязычному читателю, кажется, должна быть особенно близка проза польской писательницы, обладательницы престижной премии «Букер» и недавнего нобелевского лауреата Ольги Токарчук. Помимо общих славянских корней известно, что Токарчук обожает Чехова, носит имя одной из героинь «Евгения Онегина» (ее сестра - другой), а ее первый псевдоним - Наташа Бородина - отсылает к творчеству Толстого и Лермонтова.

Идея движения. Чем интересен роман «Бегуны» нобелевского лауреата Ольги Токарчук | Иллюстрация Shai Halud/shutterstock.com

Иллюстрация Shai Halud/shutterstock.com

Замысел самого, пожалуй, ее известного на данный момент романа «Бегуны» возник тоже не где-нибудь, а в московском метро. Вместе со знакомым, ныне покойным философом Цезарием Водзинским, они как-то ехали и обсуждали православие и различные его ответвления. Водзинский рассказал Токарчук о секте «бегунов» - людей, которые верят, что постоянное перемещение помогает спасению души, а пребывающий на одном месте человек может попасть во власть дьявола. Эта секта существует до сих пор, и ее члены ездят в метро по кольцу, чтобы постоянно находиться в движении.

Образ настолько поразил писательницу, что не только нашел воплощение в одной из глав романа, но и дал название всей книге. В этом страхе как будто бы концентрируется тревога большой части современного общества - мир развивается все быстрее, и мы находимся в постоянных попытках угнаться за тем, что нам кажется настоящей жизнью, подчас забывая, что внимательно разглядеть происходящее вокруг можно, лишь замедлившись. «Остановись, мгновенье! Ты прекрасно!» - приходят на ум слова гетевского Фауста, произнесенные в момент наивысшего счастья. Интересно, что они стали знаком для Мефистофеля, который теперь мог забрать ученого с собой в преисподню.

Идея движения - ключевая для книги нобелевского лауреата. Она воплощается и на уровне содержания - все герои перемещаются, а мелькающая в повествовании автобиографическая фигура автора и вовсе собирает свой сюжет из каких-то клочков бумаги и обрывков историй, увиденных, придуманных и записанных в аэропортах и гостиницах в разных точках земного шара.

Но движение передано и на уровне композиции текста. Токарчук признается, что для «Бегунов» изобрела новую форму повествования - и вся она, обрывочная, нелинейная, метущаяся между документалистикой и вымыслом, как будто все время расползается в разные стороны. Сквозные законченные истории разорваны на несколько частей и помещены в разных частях книги, а перемещение от одного микротекста к другому отчасти напоминает переход по ссылкам в Интернете. В романе нет единого сюжета, кроме собственно сюжета движения, потому и поименование его романом в большой мере условность.

Нобелевскую премию вообще-то не вручают за конкретные тексты (за все время исключение делали только в девяти случаях, в том числе для Шолохова). Но по формулировке, которая сопровождала награждение Токарчук, понятно, какое произведение имели в виду члены Шведской академии: «За повествовательное воображение, которое с энциклопедической мощью представляет пересечение границ как форму жизни».

Писательница сама признается, что «очарована концепцией границ» (ее дом находится неподалеку от границ с Чехией и Германией). Мы живем в мультикультурном мире, где, с одной стороны, разграничительные линии стало преодолевать очень легко, а с другой - многие государства стали сильнее ограничивать свободу каждого отдельного человека.

В «Бегунах» много внимания уделяется проблеме сохранения телесной оболочки после смерти - начиная с рассказа о первых анатомических театрах и атласах, продолжая историей коллекции, составившей основу петровской Кунсткамеры, и заканчивая современными исследованиями составов для консервации так называемых препаратов. (Кстати, знали ли вы причину, по которой в Петербург была доставлена не вся коллекция экспонатов, купленная Петром I у нидерландского анатома Фредерика Рюйша? (Долгий штиль на море и особый раствор для сохранения препаратов, в состав которого входил бренди.)

Один из важных вопросов, которым задается автор вместе с некоторыми из своих персонажей: есть ли возможность преодолеть последнюю из определенных для нас границ - между жизнью и смертью? И что ждет нас - в смысле наши тела (с душами-то все как-то более-менее ясно) за ней? Вот голландский анатом Филипп Ферейен всю жизнь ощущает фантомную боль в отнятой в молодости ноге, вот тело Анджело Солимана (история которого сходна с историей Абрама Ганнибала) выставлено на всеобщее обозрение как экзотическое чучело, вот сестра Шопена тайком провозит его сердце в Варшаву. А так выглядит описание смерти известного профессора: «Уровень моря поднимался неотвратимо, захватывая слова, понятия, воспоминания; под его поверхностью гасли светофоры и лопались лампочки; провода замыкало, целая сеть связей обращалась в мертвую паутину, бесполезную, увечную, в испорченный телефон. Гасли экраны. Наконец этот неспешный бескрайний океан подобрался и к больнице, и вот в крови тонут Афины - храмы, священные дороги и рощи, безлюдная в эту пору агора, светлая статуя богини и ее оливковая ветвь».

Пересказывать микросюжеты из книги Токарчук можно очень и очень долго, но чтение «Бегунов» само по себе - весьма увлекательное путешествие, в том числе по человеческой истории и сознанию. Ведь, как неоднократно повторено в тексте, «цель паломничества - другой паломник».

Ольга Токарчук. Бегуны / пер. И. Адельгейм. М.: Эксмо, 2018.

#книги #литература #Нобелевская премия

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 025 (6623) от 12.02.2020 под заголовком «За что дают Нобеля?».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?